E-learning растет на демографических дрожжах
Сегодня e-learning развивается в мире довольно динамично. Причин этому несколько. Если не учитывать моду на новые технологии, а также финансирование со стороны международных доноров в этой отрасли, то развитию этой области служат, с одной стороны, увеличение количества компаний, имеющих разветвленную систему филиалов, а с другой — демографический фактор и, как следствие, рост числа студентов во всех странах мира.Кроме того, в российском бизнес-секторе до сих пор мало внимания уделяют обучению персонала. По различным данным, американские компании ежегодно тратят до 4% от фонда заработной платы на обучение сотрудников. Эта сумма ежегодно оценивается примерно в 100 млрд долларов. Таким образом, для электронного обучения здесь есть широчайшее поле для развития. В России этот показатель пока не достигает даже 1%. При этом объём рынка электронного обучения в России составляет примерно 1 - 3% от доли всего бизнес-образования, в то время как в США, Европе или Японии этот показатель достигает уже 20- 30%.
Однако на данный период в России происходит определенный перелом в направлении увеличения интереса к электронному обучению. Рост e-learning, по разным оценкам, уже составляет порядка 30-70% в год.
Рост российского рынка e-learning, 2006 — 2012 (прогноз)
год | корпоративный сегмент (млн долл.) | академический сегмент (млн долл) | суммарный объем(млн долл) |
2006 | 48 | 76 | 124 |
2007 | 72 | 99 | 171 |
2008 | 108 | 169 | 277 |
2009 | 162 | 220 | 382 |
2010 | 275 | 330 | 605 |
2011 | 468 | 495 | 963 |
2012 | 796 | 743 | 1539 |
По данным CNews Analytics, корпоративный сегмент в России на данный момент развивается с более быстрыми темпами (50 % в среднем). В вышеприведенной таблице за основу принят прогноз, согласно которому, начиная с 2010 года, темпы роста увеличатся с 50 до 70% в среднем значении. Это связано с планируемым увеличением предприятий малого и среднего бизнеса.
Рост корпоративного сегмента e-learning, 2006 — 2012 (прогноз)
Академический сегмент развивается пока менее быстрыми темпами (30% в год). Росту препятствует распространенность в учебных заведениях консервативного взгляда на обучение, где приоритетными считаются очные формы преподавания. По данным РОЦИТ, в настоящее время в России возможность получения образования дистанционным путём предоставляют около 40% ВУЗов). К 2010-2015 годам планируется увеличение темпа роста (до 50%) за счёт новых образовательных программ (прежде всего, переход на двухступенчатую систему образования, развитие совместных образовательных программ ВУЗов России и Зарубежья).
Рост академического сегмента e-learning, 2006 — 2012 (прогноз)
Стоит отметить, что в пользу интереса к электронному обучения в России говорит хотя бы тот факт, что уже четвертый год организуется вручение премий Russian e-Learning Awards.