Разделы

Телеком Проводная связь Беспроводная связь

IP-телефония покушается на корпоративную связь

Российский рынок корпоративной IP-телефонии за последний год показывает стабильный рост и, по прогнозам экспертов, сохранит его, как минимум, еще несколько лет. Однако наметившаяся тенденция вытеснения услуг традиционной дальней связи телефонией на базе IP пока не выглядит столь очевидной, чтобы говорить о полном отказе от одних услуг в пользу других.

В компании Cisco приводят пример расчета выгоды использования IP-телефонии относительно традиционной. Как правило, по мнению представителей Cisco, сотрудник компании тратит 1500-3000 минут на фиксированную голосовую связь, из которых 90% - местные вызовы, 7% - междугородние и 3% - международные. "С кризисом руководство компаний потребовало ввести лимиты использования не только на мобильную, но и на МГ/МН связь сотрудников. Стали организовываться межофисные VoIP-коммуникации, а также Skype и ему подобные продукты получили скачкообразный рост новых абонентов", - замечает Илья Федорушкин.

Степень проникновения IP-телефонии на примере VoIP, 2009 (в среднем)

Источник: Cisco, 2010

Тем не менее, как отмечает Георгий Санадзе, помимо расчета с использование тарифов операторов, большое значение имеет повышение операционной эффективности бизнеса, т.е. возможности выполнять привычные бизнес-функции быстрее и результативнее: "Расчеты данного показателя гораздо сложнее, они требуют творческого похода и выработки методологии в каждом конкретном случае". Об этом же говорит Михаил Налетов, директор по маркетингу "Телфин". Он считает, что благодаря VoIP-технологиям любая компания уже сейчас может создать максимально соответствующую своим бизнес-задачам и финансовым возможностям структуру корпоративных коммуникаций и именно поэтому невозможно стандартно подойти к расчету затрат компании на связь, организованной на основе VoIP.

Движения вспять не будет?

Рынок IP-телефонии, по воспоминаниям его игроков, формировался в достаточно сложных условиях. Илья Федорушкин приводит в пример постановление №161 "Правила присоединения и пропуска трафика" от 2005 года, которое могло положить конец VoIP-отрасли в России. Тем не менее, его результатом стал уход с рынка мелких транзитных игроков (порядка 7 тыс. компаний). "В действительности, эти компании не привносили никакой дополнительной ценности рынку, а лишь снижали общую цену, что приводило к падению маржинальности всех игроков и, как следствие, к ухудшению качества и отсутствию развития по причине низкой рентабельности бизнеса. Для корпоративного сегмента этот период оказался не очень благоприятным – тарифы на МГ/МН связь несколько выросли. Отчасти это было связано и с переходом на рублевые тарифы, в которых операторами закладывались риски скачков национальной валюты. Но для большинства крупных заказчиков новые лицензиаты МГ/МН смогли удержать старые тарифы", - рассказывает специалист. Сейчас, по его словам, постепенно операторы приходят к тому, что VoIP не приносит новых доходов, а подрывает и уменьшает основной бизнес традиционных телефонных операторов.

Тем не менее, господин Федорушкин уверен, что те операторы, осознающие, что IP-коммуникации – это построение фундамента для предоставления широчайшего спектра дополнительных видов обслуживания, и предоставляющие эти услуги, сделали правильный выбор. "Это их последний шанс поучаствовать в доходах рынка, перетекающих к операторам, подобным Skype", - заключает эксперт. Михаил Налетов полагает, что услуги "прямого номера" или конференц-связи уже стали вполне понятными для российского предпринимателя, в то время, как виртуальная АТС или callback (обратный вызов), востребованные во всем мире, еще только начинают приживаться на отечественном рынке. "Переход на IP-протокол в стационарных и мобильных сетях является стратегическим путем развития. Внедрение ШПД, в том числе мобильного, только ускорит переход на VoIP, поскольку качество канала связи, предоставляемого операторами, является определяющим фактором. В любом случае внедрение IP-телефонии целесообразно только в том случае, если она поддерживается широкополосными каналами и объединяет различные площадки. В рамках одного офиса она может оказаться абсолютно бесполезной", - уверен Георгий Санадзе. Специалист замечает, что на сегодняшний день, VoIP это не единственный, но самый перспективный путь развития корпоративных коммуникаций.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Аналитики уверены, что в ближайшие годы основными драйверами роста IP-телефонии в корпоративном секторе должны стать выгоды экономического характера, как прямые (сокращение расходов на МГ/МН связь, например, за счет SIP-транкинга; сокращение роуминговых затрат при конвергенции стационарной и мобильной связи; эксплуатационных затрат), так и косвенные (внедрение универсальных коммуникаций (UC), рост производительности труда, сокращение текучести кадров за счет перевода сотрудников на надомную работу). В J'son and Partners полагают, что в компаниях малого бизнеса и предприятиях без строгих требований к информационной безопасности, продолжится активное использование бесплатных программ для VoIP, тогда как в более серьезных случаях заказчикам потребуются "закрытые" внутрикорпоративные решения. Соответственно, в этом направлении ожидается рост числа проектов по внедрению систем UC от ведущих вендоров.

Михаил Демидов