Разделы

Телеком Инфраструктура

Минкомсвязи: Аудитория цифрового ТВ – за 100 км от Москвы

Утвержденная ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" предусматривает развертывание в местах постоянного проживания россиян цифрового телерадиовещания. Жителям страны в перспективе будут доступны до 24 бесплатных цифровых телеканалов. Об аспектах взаимодействия государства и участников рынка цифрового ТВ в интервью CNews рассказал Дмитрий Северов, заместитель министра связи и массовых коммуникаций.

CNews: Объем финансирования ФЦП "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009-2015 годы" составляет 120 млрд руб., но из них на долю федерального бюджета приходится около 80 млрд руб. Откуда будут взяты остальные средства?

Дмитрий Северов: Из внебюджетных источников: будут использованы собственные средства двух крупнейших государственных предприятий – ФГУП РТРС и ФГУП "Космическая связь". РТРС отвечает в первую очередь за строительство наземных цифровых сетей и их дальнейшую эксплуатацию, а ГПКС – за создание двух спутников, государственное финансирование которых предусмотрено в программе.

CNews: В нескольких регионах уже работают сети цифрового телевидения, например, в Ханты-Мансийске. Что теперь с ними будет?

Дмитрий Северов: Их опыт в первую очередь был учтен при разработке программы. Мы благодарны тем, кто взял на себя риски этих предприятий. Теперь мы можем опираться не только на теорию и зарубежные практики, но и на опыт цифрового телевещания на нашей территории. Вопрос о будущем сетей лучше задать их хозяевам – будет ли им интересно дальнейшее развитие своего бизнеса в сотрудничестве с РТРС, роль которого определена указом президента?

CNews: То есть, получается, они должны будут уступить место РТРС?

Дмитрий Северов: Что касается федеральных общероссийских телерадиоканалов, то здесь они должны уступить роль генподрядчика, если угодно, головного предприятия, но никто не запрещает им дальше сотрудничать с РТРС.

CNews: В роли субподрядчика РТРС?

Дмитрий Северов: Да. Не секрет, что есть зоны вещания, в которых у РТРС сейчас не для всех общероссийских обязательных общедоступных телеканалов построены свои сети, причем, это касается и аналоговой сети. Поэтому для выполнения указа президента необходимо сотрудничество участников рынка.

CNews: Указ президента полностью отдает первый мультиплекс РТРС. А кому будут отданы частоты для второго и третьего мультиплексов?

Дмитрий Северов: Этот вопрос сейчас активно обсуждается, недавно поступили предложения со стороны Национальной ассоциации телерадиовещания. Зная мнение представителей отрасли, мы всесторонне рассматриваем различные варианты и готовим сбалансированные предложения.

CNews: У "Вымпелкома" есть частоты для цифрового телевещания в Москве, Петербурге и других городах, оформленные на компанию "Колангон-Оптим". Однако недавно прошла информация о том, что у них эти частоты изъяли. Как вы это прокомментируете?

Дмитрий Северов: Изъятия частот операторов у работающих или строящихся сетей не происходит. Но если предприятие, получившее лицензию оператора связи, не выполнило лицензионные условия в установленный срок, лицензия прекращает свое действие. А если компания вложила необходимые средства и построила сеть, ведет опытные испытания, то разрешения, как правило, пролонгируются. Кстати, "Вымпелком" в лице своего дочернего предприятия "Доминанта" в Москве в настоящее время участвует в испытаниях цифрового телевещания в стандарте DVB-H.

CNews: Но это мобильное телевидение. А все-таки в фиксированном варианте – в стандарте DVB-T – в каких-либо регионах будут действовать альтернативные операторы помимо РТРС?

Дмитрий Северов: Конечно. Государство определило набор каналов, распространение которых оно будет частично субсидировать, а также резервировать для трех мультиплексов частоты по всей стране едиными частотно-территориальными планами, а не выборочно, по отдельным зонам вещания. В остальном действует обычный порядок, который никто не отменял. Другое дело, что пока эти три плана не сформированы, есть определенные ограничения на выдачу частот в диапазонах телевизионного вещания. Но когда данные три мультиплекса будут обеспечены частотами, то ситуация разрядится. Это может произойти достаточно скоро.


Дмитрий Северов: Задача государства – все население в местах постоянного проживания охватить цифровым телерадиовещанием

Что делать, если инфраструктура не успевает за ростом бизнеса?
Маркет

Можно ожидать, что в 2010 году будет готов частотно-территориальный план третьего мультиплекса. Эти планы будут корректироваться по результатам проектирования и натурных испытаний, но все специалисты согласны с тем, что изменения не будут масштабными, то есть целиком эти планы уже переделываться не будут.

CNews: Недавно Минкомсвязи выступило с инициативой ввести запрет на ввоз телевизоров без цифровых приставок. Можете как-то прокомментировать этот шаг?

Дмитрий Северов: Никаких "железных занавесов" не будет. Запрет на ввоз какой-либо продукции, если она не угрожает здоровью и безопасности граждан или безопасности государства, не может быть наложен. Могут быть введены обременения на ввоз продукции, которая морально устарела и в скором времени не сможет эффективно использоваться. Есть же обременения на импорт старых "иномарок". Старую "иномарку" и сейчас можно ввезти, просто это будет недешево. Тот же подход может применяться к приставкам и телевизорам.

CNews: Насколько нам известно, отказались от идеи закупать для населения за счет государства телевизионные приставки для приема цифрового телевидения? Планируются ли какие-либо решения в этой сфере?

Дмитрий Северов: Да, от этой идеи отказались, тому есть две причины. Во-первых, технологии, функционал приставок меняются настолько быстро, что на период действия программы их нецелесообразно фиксировать. Иначе через год мы будем иметь дело с изделиями, не отвечающими требованиям рынка. Вторая проблема заключается в ухудшении глобальной экономической ситуации – субсидирование приобретения приставок является очень серьезной финансовой нагрузкой на бюджет. Поэтому государство сосредоточило свое внимание на обеспечении возможности телевизионного приема и в цифровом, и в аналоговом виде. А дальше каждый гражданин волен определять сам, что ему нужно. Как только станет понятен набор требований, которым должно отвечать приемное устройство, мгновенно откликнутся производители приставок и телевизоров. И для многих может оказаться целесообразнее не приставку покупать, а поменять старый телевизор.

CNews: В Америке подобную проблему решили путем раздачи купонов на покупку приставок. Вы об этом не думали?

Дмитрий Северов: Варианты обсуждались разные, а об итогах я уже рассказал. Хочу отметить, что в Соединенных Штатах эта проблема с помощью купонов так и не была решена полностью. К определенному сроку выяснилось, что множество людей просто не занималось данным вопросом, и обнаружилось более миллиона домохозяйств, не способных принимать цифровой телесигнал. В результате пришлось сдвинуть дату отключения аналогового телевидения.

Репутацию продавцов на «Авито» оценит искусственный интеллект
искусственный интеллект

Подчеркну, что американцы свою программу ориентировали именно на отключение аналогового вещания. То есть они установили дату отключения, потом обнаружили, что кто-то не готов, подвинули ее и затем все-таки отключили. Мы не предполагаем такого. До конца действия программы аналоговый сигнал отключать не планируется. Может быть поставлен вопрос об отключении в отдельных зонах вещания, но только при условии, что более 95% домохозяйств в них уже обеспечены цифровым приемным оборудованием. Еще раз отмечу, что даже по достижении данного порога нигде аналоговый сигнал не будет отключен автоматически, без рассмотрения всех обстоятельств.

CNews: Вы прогнозировали, какой можно ожидать спрос со стороны населения на услуги цифрового телевидения?

Дмитрий Северов: Спрос в данной сфере трудно прогнозировать. Там, где цифровой сигнал появляется в эфире (в упомянутых опытных зонах), население реагирует достаточно энергично. Более того, даже там, где начинается опытное вещание и нет вообще никаких анонсов о том, что появился цифровой сигнал, население об этом узнает, продавцы предлагают приемное оборудование, и самопроизвольно начинается процесс освоения цифрового вещания. Для того чтобы этот процесс дополнительно ускорять, в федеральной целевой программе предусмотрена разъяснительная работа – похожая на социальную рекламу. Мы собираемся таким образом немного стимулировать, но, повторюсь, опыт показывает, что и без всякого стимулирования интерес у населения к цифровому вещанию есть.