Разделы

Телеком Мобильная связь Проводная связь Беспроводная связь Инфраструктура

Российский телеком "перешагнул" отставание

Перед российскими телеком-компаниями сегодня стоят такие задачи, о существовании которых они раньше и не подозревали. Чтобы угнаться за спросом пользователей, они вынуждены жить в состоянии модернизации. О том, в чем больше всего нуждается отечественный телеком и что ему потребуется завтра, в интервью CNews рассказали Евгений Закрепин, первый заместитель генерального директора компании "Энвижн Груп", и Виктор Солодков, региональный директор компании Juniper Networks.

Евгений Закрепин и Виктор Солодков: Операторы хотят быть готовы ко всему

CNews: Насколько активен процесс расширения и развития телекоммуникационных сетей в России? Какие факторы стимулируют его?

Евгений Закрепин: Безусловно, телекоммуникационные сети развиваются в России очень активно. Недавно состоялось заседание Коллегии министерства информационных технологий и связи РФ, где как раз много говорилось о темпах роста рынка информационных и телекоммуникационных технологий. Сегодня в целом по России рост составляет порядка 24 – 25%, что выше, чем в прошлом году. Интернет-пользователей сейчас около 34 – 35 млн, и их количество, конечно, будет только расти.

Я недавно смотрел прогноз пятилетней давности одной из аналитических компаний относительно развития интернета в России. Аналитики в разы ошиблись. Никто не ожидал, что этот сектор будет так стремительно развиваться. Российский рынок вообще достаточно уникальный. Например, по количеству мобильных телефонов мы четвертая страна в мире, и в то же время, по доходу на душу населения мы где-то на 50 – 60 месте. Это факт, который не укладывается ни в какие аналитические подходы. Кто мог это спрогнозировать? Никто. Аналогично развивается и рынок широкополосного доступа, темпы роста которого также значительно опережают предварительные прогнозы.

Виктор Солодков: Рынок продолжает развиваться очень быстрыми темпами. Мы по себе это ощущаем. За последние несколько месяцев количество реализуемых проектов существенно выросло – это и построение новых сетевых инфраструктур, и расширение и модернизация уже существующих сетей. На мой взгляд, прежде всего это связано с экономическим ростом, ростом платежеспособного спроса населения, появлением новых технологий. Люди и компании хотят получать больше и могут себе это позволить. Обычный интернет уже мало кого устраивает. Пользователи хотят и видео по запросу, и IPTV, и голосовые услуги по IP-сетям.


Евгений Закрепин: Руководство страны понимает, что телекоммуникационная индустрия является определяющей отраслью

Евгений Закрепин: Потребности как корпоративных, так и частных пользователей растут. Востребованными становятся услуги Triple Play в сетях широкополосного доступа, услуги мобильного доступа в интернет. И хотя на данном этапе количество пользователей этих услуг пока небольшое, мы видим, что потребность в Triple Play является основной движущей силой телекоммуникационного рынка. Все операторы связи готовятся к тому, чтобы предлагать подобного рода услуги.

Компания Juniper Networks основана в 1996 г. и специализируется на разработке и внедрении масштабируемых и высокопроизводительных решений для крупных и операторских сетей. Штаб-квартира Juniper Networks находится в США. На сегодняшний день компания предлагает решения для инфраструктуры, ядра, уровня агрегации, доступа и безопасности мультисервисных IP/MLS-сетей нового поколения. У компании насчитывается 109 офсов и более 6000 сотрудников в 47 странах.

В январе 2005 года открыто представительство Juniper Networks в России (г. Москва). Компания имеет в России инфраструктуру гарантийной и пост-гарантийной поддержки, обучения, профессиональных услуг, а также сеть авторизованных партнеров.

С другой стороны, и руководство страны понимает, что телекоммуникационная индустрия является определяющей отраслью. В настоящее время идет реализация масштабных проектов по подключению государственных предприятий, учебных и медицинских учреждений к интернету. Приоритетным направлением является объединение всех государственных структур в единую сеть, позволяющую обеспечивать быстрый и качественный доступ к необходимой информации. Это еще один фактор, подталкивающий телекоммуникационную индустрию к активному развитию. И в дальнейшем эта тенденция будет только усиливаться. Территория страны очень большая, населенные пункты располагаются на большом расстоянии один от другого, но каждый человек, вне зависимости от места его пребывания, должен иметь возможность получать доступ к интересующей его информации.

CNews: Желание телекоммуникационных компаний предоставлять новые услуги порождает у них и новые потребности в программном и аппаратном обеспечении. В чем телекоммуникационные компании сегодня нуждаются больше всего?

Виктор Солодков: Основные потребности в последние годы связаны действительно с расширением спектра предоставляемых услуг. В первую очередь у операторов появилась острая необходимость в расширении сетей широкополосного доступа для домашних абонентов. Это одна из ключевых задач, которую телеком-компании ставят перед интеграторами. К таким сетям есть определенные требования, например, очень высокая масштабируемость (просто потому, что количество домашних пользователей очень большое), удобство эксплуатации и обслуживания сети. Со стороны интегратора предполагается огромная работа по совместному использованию технологий и решений различных производителей, собственно, интеграции. В этом ключе как раз реализовывались наши совместные с "Энвижн Груп" проекты в "Центральном телеграфе" и других компаниях "Связьинвеста".

Оценить соотношение потребностей в программном и аппаратном обеспечении мне сложно. Очень существенная часть инвестиций крупных операторских сетей, безусловно, приходится на аппаратное обеспечение. В то же время все более важными становятся системы управления, биллинга, аналитические системы. Это тема не новая, но сейчас мы подошли к той точке, когда все эти системы стали по-настоящему интегрироваться, а не работать в режиме отдельно взятых компонентов.


Виктор Солодков: У операторов появилась острая необходимость в расширении сетей широкополосного доступа для домашних абонентов

Евгений Закрепин: Сейчас операторам связи требуются прежде всего комплексные решения. Например, оператору необходимо вывести на рынок новую услугу. В этом случае необходимо провести полный комплекс работ, начиная с маркетингового исследования и заканчивая определением технических средств, которые будут использоваться для предоставления этой услуги. Кстати, именно в этом, по моему мнению, сила "Энвижн Груп", которая накопила очень широкую экспертизу в сфере комплексных решений для операторов связи.

В целом телеком-компании будут продолжать активно инвестировать в развитие сетей. Не секрет, что тех средств, которые до сегодняшнего дня были инвестированы, пока не достаточно. Телекоммуникационная инфраструктура нашей страны была слабо развита, и, чтобы достичь уровня оснащения крупных западных стран, нам нужно еще работать и работать.

CNews: Насколько высока конкуренция среди поставщиков и интеграторов на рынке телекоммуникационного оборудования?

Евгений Закрепин: : Конкуренция, безусловно, серьезная, но и поле деятельности широкое – сегодня здесь востребован настолько большой спектр технологий и услуг, что в этой сфере нашло себе применение значительное количество компаний. Мы, в свою очередь, делаем ставку на масштабную телекоммуникационную экспертизу и наш значительный отраслевой опыт, которые сегодня очень востребованы. Рынок изменился, изменились и задачи, и, на мой взгляд, в настоящее время сложность проекта определяется уже не количеством вагонов поставленного оборудования, а уровнем решения комплексной задачи – например, построения сети широкополосного доступа. В таких случаях чаще всего задачу оператора связи решает не один вендор, и даже не один системный интегратор, и на первый план выходит не конкуренция, а умение сотрудничать.


Евгений Закрепин: Борьба за скидки не приведет ни к чему. Будет борьба за ресурсы, борьба за мозги, борьба за людей

Отмечу еще один важный аспект конкуренции: возросла технологическая сложность проектов, для их исполнения сегодня необходимы очень квалифицированные специалисты, профессиональные проектные команды. В этих условиях интеграторы вынуждены конкурировать и в кадровой сфере, и преимущество имеют те компании, которые смогли воспитать такие команды у себя и накопить значительную специализированную экспертизу. Я думаю, в ближайшее время наступит "момент истины" и часть компаний может потерять определенную долю рынка, потому что не выдержит такого соперничества.

Что касается конкуренции производителей, то сегодня уже почти не встретишь такой ситуации, при которой один вендор решал бы все проблемы конкретного оператора связи. Все чаще проекты реализуются на оборудовании и программном обеспечении 8 – 10 разработчиков. Такая конкуренция между вендорами для телеком-компаний только плюс. Она не позволяет производителям "застаиваться".