Разделы

Телеком Беспроводная связь

Споры о беспроводной связи: когда отрегулируют WiMAX?

В России стартуют первые проекты по мобильному WiMAX, строятся сети 3G, тестируются новые бизнес-модели комбинированного использования проводных и беспроводных технологий доступа, внедряются экономичные технологии подключения базовых станций. "Камнем преткновения" развития беспроводной связи, как было отмечено на прошедшем недавно организованном CNews Analytics и CNews Conferences круглом столе "Настоящее и будущее беспроводных технологий", остаются вопросы регулирования.

Улучшится удобство использования WiMAX и с появлением встроенных в ноутбуки WiMAX-модулей. Наконец, в рамках проекта IMS по цифровизации МГТС (она охватывает более 1 млн абонентов) функционал FON будет встроен во все домашние шлюзы, что позволит значительно расширить покрытие столицы, полагает г-н Коровин. Если эти планы реализуются на практике, Москва станет первым российским городом, где высокоскоростной доступ в интернет будет реализован практически повсеместно.

WiMAX-сеть "Комстар-ОТС", по словам г-на Мануковского, построена на оборудовании Cisco, Nortel и BridgeWater (оборудование ядра сети и сервис-образующее оборудование), Alvarion (оборудование радиодоступа), Sequans и Beceem (производители чипсетов для оборудования конечного пользователя). Всего в проекте планируется задействовать около 170 базовых станций.

Экономичный транспорт для беспроводки

Очевидно, что в стоимость услуг для конечного абонента заложена стоимость инфраструктуры. Контент в беспроводных сетях становится все "тяжелее", и для его передачи необходимы все большие и большие скорости. При этом, как отметил технический директор компании RAD Россия Андрей Масленников, в настоящее время в общем трафике доминирует менее прибыльный для оператора трафик данных, а не голоса, как это было ранее. Для оптимизации транспортной инфраструктуры компания RAD Россия предлагает передавать через традиционную SDH-сеть (основная технология подключения базовых станций сотовой связи в России) голосовую составляющую трафика и видеотрафик реального времени, а трафик данных пустить по другому пути – через пакетную сеть, где стоимость передачи данных гораздо ниже. На следующем этапе миграции к IP-сетям все типы оборудования (базовые станции 2G и 3G) можно подключить к одному шлюзу, который пропустит весь трафик через пакетную сеть, построенную на базе технологий IP или Metro Ethernet. Кроме того, GSM-трафик может быть дополнительно оптимизирован с целью уменьшения занимаемой им полосы пропускания. Для пропуска трафика может также использоваться DSL-инфраструктура, построенная как по технологии ATM, так и по технологии Ethernet на последней миле – EFM bounding, добавляет технический директор компании RAD Россия. Это, по его мнению, гораздо удешевляет стоимость услуги (в первую очередь, для передачи данных) для мобильного пользователя. В будущем компания RAD может предложить решение и для подключения базовых станций LTE, которые будут подключаться по Ethernet через один шлюз, либо использовать гибридное решение, при котором голосовой трафик передается через традиционную сеть, а данные – через пакетную сеть. Не исключен вариант, при котором весь трафик проходит через пакетную сеть или передается с использованием недорогой DSL-инфраструктуры. В портфеле компании RAD для базовых станций WiMAX есть решения, позволяющие использовать для передачи трафика технологию Ethernet через SDH-сеть. Это, по мнению г-на Масленникова, позволит для передачи WiMAX-трафика использовать традиционную инфраструктуру.

В качестве примера использования решений RAD он привел проект для оператора T-Mobile (Германия). Для "слива" трафика данных из сети HSDPA в пакетную сеть оператор использовал шлюзы RAD и DSL-инфраструктуру.

Любопытно, что если базовая станция 3G будет подключена через ADSL-линк, то, по словам г-на Масленникова, пользователю такой сети можно предложить "бесплатный" интернет подобно тому, как это реализовано в проекте "Комстар-ОТС" (использование ADSL-модемов и Wi-Fi-роутеров для безлимитного доступа мобильного пользователя).

Частотное регулирование: от простого к сложному

Заместитель начальника АНО "Радиочастотный центр МО" (РЧЦ МО) Юлия Волкова рассказала о негативном влиянии регуляторных решений по использованию спектра на тенденции развития рынка беспроводной связи России. Г-жа Волкова остановилась на двух документах – законе "О связи" и решении ГКРЧ от 28 ноября 2005 г. По ее мнению, если до начала действия закона "О связи" в 2004 году процедура получения разрешения на использование частот оператором была относительно проста и прозрачна, то после его принятия ситуация заметно ухудшилась. В частности, считает г-жа Волкова, возникло дублирование функций в гражданском ведомстве, не соблюдается регламент заседаний ГРКЧ - не чаще одного раза в месяц, не реже 10 раз в год. Например, в 2008 году состоялось всего два заседания комиссии, в 2007 году – четыре. Кроме того, не действует ранее существующее правило о том, что заключение ГРКЧ автоматически считается положительным, если члены комиссии не уложились в отведенный для принятия решения срок (2-3 месяца). В итоге, по мнению замначальника РЧЦ МО, процедура получения разрешения на использование частот превратилась в "длительную, непонятную и абсолютно непрозрачную схему". И теперь время принятия решения ГКРЧ может затянуться на срок до двух лет, а иногда и больше. Отследить же, кто, где и на каком этапе отказал оператору в получении частот, просто невозможно, считает г-жа Волкова. Все это, по ее мнению, снижает инвестиционную привлекательность беспроводной связи для инвесторов.

В области радиочастотного регулирования - хаос, соглашается юридический советник TeliaSonera Антон Богатов. В результате, по его мнению, "никто ничего не может предсказать" - невозможно сказать, как долго оператор будет получать частотные присвоения, невозможно сказать заранее, получит он их или нет, и единственное, о чем можно сказать наверняка – это то, что оператор обязательно понесет расходы. Основная проблема, по мнению г-на Богатова, - это отсутствие четкой понятийной базы и в экспертном сообществе, и в сообществе законодателей. Позже (из-за длительной процедуры получения частот), по словам Юлии Волковой, всплыла и другая ошибка регулятора, связанная с применением решения ГКРЧ от 28 ноября 2005 г., которое требует ограничения мощности радиопередатчика и площади покрытия в зависимости от численности населения данного региона. В результате этой "чисто российской выдумки" беспроводной широкополосный доступ проиграл по стоимости решения в расчете на одного абонента у кабельных технологий, что так же привело к снижению интереса инвесторов к данному сегменту рынка.

Комментируя территориальные (по радиусу действия) ограничения, введенные вышеуказанным решением ГКРЧ, руководитель рабочей группы Инфокоммуникационного союза Михаил Косинов отметил, что эти ограничения были введены, прежде всего, для исключения ситуации, когда оператор "ставил одну базовую станцию повыше и включал ее на полную мощность", не давая работать другим участникам рынка. Он обратил внимание, что в 2005 году, когда было принят этот документ, существовал только фиксированный радиодоступ (в основном топологии типа "точка-точка"), и это решение было вполне оправдано. Рациональное зерно этого документа, по мнению г-на Косинова, заключалось в том, чтобы допустить на рынок как можно больше участников.

Впрочем, возникает вопрос о том, как контролировать соблюдение установленных норм, поскольку зона радиопокрытия практически никогда не повторяет форму идеальной окружности. Последняя очень сложно изрезана, что, по мнению Михаила Косинова, создает хорошую почву для злоупотреблений.

Принцип взаимодополнения

Когда возникла идея сделать беспроводной доступ мобильным (технологии Wi-Fi, WiMAX и др.), по словам г-на Косинова, появился целый ряд проблем, связанных с взаимодействием этих сетей между собой, а также с сетями сотовых операторов. Он убежден, что при построении сетей следующего поколения будет использоваться принцип взаимодополнения различных технологий, построения интегрированных сетей, в которых будут использоваться различные технологии в качестве доступа.

По словам Михаила Косинова, прежде всего необходимо на законодательном уровне дать определение взаимодополняющих сетей, определить набор услуг, которые могут предоставлять операторы таких сетей и список лицензий, рассмотреть возможность использования технологии VoIP и пр.

В результате работы по поиску путей взаимодополняющего развития сетей беспроводного широкополосного доступа и сетей сотовой связи в Инфокоммуникационном союзе были продолжены. Что было сделано к настоящему времени?