Разделы

Бизнес

Александр Слесаренко: Неординарные проекты - наша специализация

За несколько лет Россия сделала большой скачок в процессе внедрения новейших ИТ-решений. Сейчас представители бизнеса требуют от ИТ-консультантов решения конкретных задач. О текущих тенденциях и проблемах рынка в интервью CNews рассказал первый заместитель генерального директора компании "БДО Юникон Консалтинг" Александр Слесаренко.

CNews: Какие основные тенденции и движущие силы определяют рынок ИТ-консалтинга в России? Чем он отличается от мирового?

Александр Слесаренко: Определяющей тенденцией современного российского ИТ-рынка, думаю, можно назвать повышение уровня требований заказчика. Сегодня клиент четко понимает, для достижения каких целей он будет использовать ИТ-продукт, и выбирает именно тот, который позволит ему оптимально решить конкретную задачу бизнеса, например, повысить уровень продаж или снизить затраты на материально-техническое обеспечение. Именно бизнес определяет вектор развития информационных технологий.

Осмысленный подход требует осмысленных услуг. Еще несколько лет тому назад ИТ-рынок предлагал заказчику в основном выбор между несколькими информационными платформами для автоматизации. Сегодня центр тяжести сместился в сторону решения конкретных бизнес-задач. Например, для получения кредита одному из наших клиентов необходимо было внедрить ERP-систему. Другому для выхода на IPO потребовалось создать систему внутреннего контроля в соответствии с требованиями акта Сарбейнса-Оксли. Крупные холдинги, с которыми мы работаем, нацелены на минимизацию подготовки и повышение качества финансовой отчетности. Для этого у нас организуются общие центры обслуживания. В условиях возрастающей конкуренции многие наши клиенты стремятся снижать издержки и контролировать всю цепочку процессов логистики. В этих целях они интегрируют с помощью ИТ-решений бизнес-процессы сбыта, закупок и производства.

Отличительная черта отечественного рынка – его "прорыв". Мы сделали за несколько лет большой скачок в процессе внедрения новейших ИТ-решений. В отличие от Запада, где ИТ-специалисты совершенствуют и развивают внедренные информационные системы, мы создаем их "с нуля", причем масштабно. Яркие примеры реализации масштабных и "быстрых" проектов последнего времени – построение корпоративной системы учета и отчетности на базе Oracle E-Business Suite в "Связьинвест", внедрение интегрированной системы учета и отчетности на предприятиях группы "СУАЛ". Кстати, проект в "СУАЛе" - один из наиболее масштабных ERP-проектов как в России, так и за рубежом в последнее время. Работы велись одновременно на 8 предприятиях и в управляющей компании "СУАЛ", находящихся в пяти разных часовых поясах - от Мурманска до Иркутска, причем в рекордно короткие сроки – 9 месяцев. Система обеспечивает одновременную работу более 1000 пользователей, охватывает ключевые бизнес-процессы холдинга: бухгалтерский и налоговый учет, управление финансами и казначейскими операциями, подготовка отчетности по российским и международным стандартам, учет основных средств, учет затрат и формирования себестоимости, управление материально-техническим обеспечением (МТО), сбыт готовой продукции и услуг. Этот опыт дает серьезный повод задуматься тем холдингам, которые "растягивают" внедрение ИТ-решений на нескольких лет и упускают конкурентные возможности.

CNews: Как изменились, по вашим наблюдениям, подходы к автоматизации в российских предприятиях?

Александр Слесаренко: В связи с тем, что бизнес-процессы современного предприятия опираются на информационные системы, существенно увеличилась роль ИТ-подразделений. Их эффективность оказывается одним из решающих факторов эффективности предприятия в целом. Отделы автоматизации выступают уже не просто в роли поставщика услуг для бизнес-подразделений, а становятся полноправными участниками процесса создания добавленной стоимости. Перед ИТ-подразделениями ставится задача повышения качества услуг и оптимизации затрат. Таким образом, отделы автоматизации переходят от поддержки отдельных информационных ресурсов компании к управлению этими ресурсами. В результате принципиального изменения роли ИТ-подразделений на Западе была создана концепция управления качеством информационных услуг (Information Technology Service Management – ITSM). И эта концепция уже внедряется, появляются полноценные CIO.

Александр Слесаренко: Отличительная черта отечественного рынка – его прорыв

Александр Слесаренко: Отличительная черта отечественного рынка – его "прорыв"

Другая тенденция - концентрация внимания и ресурсов на основном виде деятельности и передача неосновных бизнес-процессов на аутсорсинг, в том числе и ИТ-процессов. Преимущества аутсорсинга сегодня очевидны многим. Это и рационализация выполнения бизнес-операций, и снижение рисков и затрат, и повышение качества поддержки корпоративной информационно-управляющей системы, и эффективное управление стоимостью владения. На Западе приоритеты заказчика уже изменились: вместо проектно-ориентированных услуг все чаще заключаются долгосрочные контракты, и предпочтение отдается аутсорсингу бизнес-процессов.

CNews: Какова, на ваш взгляд, потребность среднего бизнеса в консалтинговых услугах?

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Александр Слесаренко: Потребность очень высокая, значительно ниже финансовые возможности предприятий этого сегмента рынка. При выборе консалтинговых услуг зачастую именно финансовый фактор выходит на первый план и, случается, в ущерб качеству. Сегодня многие средние предприятия внедряют преимущественно ИТ-решения, направленные исключительно на автоматизацию бизнес-процессов "как есть". Но ведь задачу надо решать комплексно. Без привлечения профессионалов в предметной области автоматизированные процессы получаются "неправильными" и сложно внедряемыми. Компания, которая сможет предложить среднему бизнесу качественные комплексные услуги по оптимальной цене – займет лидирующие позиции в данном сегменте. Наша компания работает именно в этом направлении. Мы проанализировали потребности и возможности среднего и малого бизнеса и предлагаем этим предприятиям отраслевые решения, предназначенные именно для этого сегмента рынка. Например, для средних предприятий машиностроительной отрасли мы разработали на базе Microsoft Axapta отраслевое решение "БДО: машиностроение".

CNews: Назовите основных вендоров, которые на ваш взгляд предлагают наиболее на сегодняшний день адекватные бизнес-решения?

Александр Слесаренко: Это крупнейшие мировые производители программного обеспечения – компании SAP, Oracle, Microsoft. Они предлагают решения для всех сегментов рынка, для всех отраслей экономики. Мы активно сотрудничаем с этими компаниями.

Одно из важнейших направлений нашей деятельности, в котором компания занимает лидирующие на российском рынке позиции – практика SAP. Мы развиваем ее с 1996 года и имеем высший статус партнера SAP AGmySAP Local Alliance Partner. Наш опыт внедрения включает практически все сферы управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. В общей сложности реализовано более 50 комплексных проектов внедрения решений SAP, число продуктивных пользователей которых превышает 10 тыс. человек.

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Мы являемся партнером Oracle, сертифицированным партнером Microsoft и активно внедряем решения этих компаний. Практика Oracle – самое молодое и самое динамичное направление нашей деятельности, и мы хотим занять свою нишу – стать поставщиком комплексных решений, используя финансово-бухгалтерскую и управленческую экспертизу компании.

Также мы активно сотрудничаем с вендорами аналитических систем, специализированных решений, систем документооборота.