Разделы

Цифровизация Аутсорсинг

Зачем нужен консалтинг по разработке ПО

Крупные ИТ-компании активно развивают консалтинговые проекты, чтобы помогать заказчику и его ИТ-службам в оптимизации внутренних как бизнес, так и ИТ-процессов. О том, как развивается направление консалтинга по разработке ПО, как изменились потребности заказчиков, в интервью CNews рассказали эксперты «Крок» — Сергей Стрелков, директор по разработке ПО, и Олег Еремеев, руководитель практики консалтинга по разработке ПО. В начале 2019 года ИТ-компания открыла отдельное направление для консалтинговых проектов и готова делиться компетенциями на любых этапах создания и эксплуатации систем, участвовать в формировании общей культуры взаимодействия команды разработки ПО и эксплуатирующих служб, проверять производительность приложений и решать другие прикладные задачи.

CNews: Начнем с потребностей рынка в самой разработке ПО. Многие эксперты сходятся во мнении, что время массового внедрения масштабных ИТ-систем уходит – бизнес-заказчики хотят решать конкретные задачи. Рисковики, промышленные безопасники, отделы маркетинга или менеджеры по продажам разных компаний все хотят свой специализированный софт, а значит, нуждаются в разработке индивидуальных решений. Вы согласны с этой точкой зрения?

Сергей Стрелков: Отчасти согласен. Но ситуация на рынке очень динамичная, поэтому востребованы и готовые решения, и индивидуальная разработка, и решения по модели SaaS. Заказчики также все больше интересуются моделью управляемого сервиса. Например, они заказывают у нас разработку решения, а затем размещают его в нашем облаке и платят за эксплуатацию. Практически все массовые решения являются готовыми, а индивидуальная разработка — это не создание продукта с нуля. Берутся готовые блоки, добавляется связующий код, и в итоге получается наиболее оптимальный для заказчика вариант. Иначе заказчик не сможет получить нужный ему продукт в разумные сроки, а значит — быстрее начать экономить или зарабатывать больше.

CNews: А что с цифровизацией, вы уже заметили реальный спрос на digital решения?

Сергей Стрелков: Да, разговоров о цифровизации много. Более того, многие крупные заказчики создали у себя отделы цифровизации, диджитализации, цифровой трансформации и т.д. У этих отделов есть KPIна проведение успешных пилотов, и поэтому на рынке началось активное цифровое «бурление». При этом у нас сейчас гораздо больше, чем раньше, пилотов по инновационным технологиям, включая носимый интернет вещей, предиктивную и видеоаналитику. В частности, это решения в области охраны труда и оптимизации производительности труда персонала. Из конкретных задач — контроль усталости водителей, фиксация нарушений правил охраны труда, отсутствие средств индивидуальной защиты (СИЗ) на производственном персонале. Для промышленных заказчиков это возможность нивелировать риски, связанные с уголовной ответственностью, например, в случае гибели людей, или с миллионными штрафами, например, со стороны Ростехнадзора.

Некоторые компании хотят иметь в своем арсенале цифровую платформу для быстрого создания цифровых решений своими силами. Мы им предлагаем как набор практик, так и инструментальную среду для быстрой разработки. Например, у нас есть собственный фреймворк для разработки на Java— CROC Java eXtendable FrameWork (jXFW), который уже внесен в реестр отечественного ПО.

CNews: Если перейти к консалтингу в разработке ПО, то кто его заказчики и какие цели они преследуют?

Сергей Стрелков: Многие госкорпорации, крупные холдинги создали собственные ИТ-подразделения, а некоторые даже собственных системных интеграторов. При этом они прекрасно понимают, что «придворные» ИТ-компании или отделы не работают в условиях жесткой конкуренции, не имеют опыта взаимодействия с другими заказчиками в текущей рыночной и технологической ситуации. Заказчикам нужны бОльшая гибкость, многопрофильность и, конечно, компетенции, которые есть в «Крок». Поэтому они и приходят в «Крок» за консалтингом.

Олег Еремеев: Конечно, консалтинг по разработке ПО здесь востребован, потому что наличие у компании такого отдела отнюдь не означает, что он работает эффективно. Зачастую бизнес–заказчик не понимает, что конкретно делают его сотрудники в процессе разработки для достижения конечного результата. Распространенная ситуация: раз в два–три месяца ИТ–команда показывает результат бизнес–заказчику, который говорит, что ожидал увидеть что-то другое. Приходится переделывать, а это – затраты, недополученная ценность для бизнеса, и, что тоже очень важно, – испорченные отношения.

Потребности компаний в качественных ИТ-услугах многократно возросли, поэтому рано или поздно бизнесу приходится разбираться. Если обращаются к нам, то отправляем к заказчику специалиста или команду, которые подключаются к одному-двум проектам и смотрят, как выстроен процесс разработки и тестирования, а затем выдают рекомендации, что необходимо изменить. Так мы помогаем бизнес-заказчику достичь того результата, о котором он мечтал. Иногда с подобным запросом к нам приходит не бизнес–заказчик, а ИТ–руководитель, который не может наладить конструктивное и эффективное взаимодействие с бизнесом.

CNews: А есть некие очевидные признаки, по которым руководитель от бизнеса понимает, что ему нужна помощь извне?

Сергей Стрелков: Это очень хороший вопрос. Универсальных признаков не назову, но в ряде случаев тревожными индикаторами и поводом задуматься становятся, например, вполне стандартные ситуации, когда бюджеты разработки превышаются, сроки выпуска релизов срываются, готовая система не соответствует задачам бизнеса, пользователи недовольны или есть проблемы с производительностью систем.

При этом есть и неочевидные вещи, которые приносят компании убытки, но на которые руководитель может вовремя не обратить внимание. Например, заказчик — страховая компания, система продаж которой работает недостаточно отзывчиво и качественно, и потенциальные клиенты уходят. Почему? Они «отваливаются» в процессе заполнения заявки на сайте — попробовал оставить заявку, все медленно, ушли к конкуренту. То есть маркетинг к вам привел клиентов, а вы их разочаровали своим сервисом. Вы заработали 100 тысяч, а могли бы заработать миллион, и вы об этом не знаете.

CNews: Что в таком случае вы бы рекомендовали?

Олег Еремеев: Здесь важно понять, как клиенты работают с интерфейсом системы заказчика, и почему они не доходят до нужного действия. В этом, например, помогают инструменты мониторинга бизнес-процессов и usability-тестирование.

CNews: Это был гипотетический пример. А с какими запросами к вам уже приходили с рынка, что вы рекомендовали и каковы результаты?

Сергей Стрелков: Часть наших консалтинговых проектов связаны с внедрением гибких методологий разработки ПО и решений для быстрого вывода новых продуктов на рынок. Но просто внедрить — мало, многие проекты нужно еще и подкрепить конкретными техническими процессами, которые позволят делать короткие итерации в достижении конкретной ценности для бизнеса. Например, организовать автоматическое тестирование, проверку качества, быстрое развертывание систем или сервисов, в том числе с помощью культуры DevOps. Компании таким образом формируют оптимальную и эффективную модель создания и доработки систем.

Олег Еремеев: Несколько лет назад к нам обратилась крупная промышленная компания, которая уже три года эксплуатировала масштабную систему технического документооборота. Сложность была с процессом обновления системы на десятке распределенных объектов с множеством серверов. Все обновлялось долго, сложно, а хотели быстро и без рисков, что в определенный момент система откажет. Лучшим решением стала автоматизация сборок, тестирования и обновления системы — воспользовались инструментарием DevOps. В результате мы помогли заказчику вдвое сократить время и трудозатраты по выводу релиза в продуктивный контур. До этого развертывание системы с тестированием по 5 сценариям длилось около 10 часов. В процессе участвовало 6-7 сотрудников. Теперь система обновляется во всех региональных подразделениях заказчика всего за 3 часа. В этом участвуют инженер и два тестировщика, а риск, что что-то пойдет не так, минимален.

CNews: Вы упоминали проблемы с производительностью, говоря о тревожных сигналах для бизнеса. Как часто компании сталкиваются с проблемами производительности ИТ-систем? Насколько актуален этот вопрос именно для бизнеса?

Олег Еремеев: Очень актуален. По данным Forrester Research, 96% организаций в мире считают производительность приложений критически важной для бизнеса. 72% руководителей технологических подразделений называют снижение производительности проблемой номер один. А преимущества высокопроизводительной системы для бизнес-заказчика — это прозрачность в формировании бюджетов на содержание и развитие ИТ-инфраструктуры, снижение расходов на обслуживание активов и сокращение текущих затрат и, конечно, много счастливых пользователей. Для ИТ — это стабильность работы систем, сокращение издержек, вызванных сбоями, соблюдение SLA и довольный бизнес.

Сергей Стрелков: По оценке «Крок», большинство российских компаний сталкивается с проблемами производительности ИТ-систем минимум раз в месяц, и в среднем 4 дня уходит на устранение проблем. В целом потребность в решениях для оптимизации производительности рано или поздно возникает у любого заказчика, причем инициатива может идти как от бизнес-, так и от ИТ-руководства. Классический случай: система функционирует нормально, но после хорошей работы маркетинга и успешной рекламной кампании нагрузка на нее резко выросла, и она перестала с должным качеством обслуживать посетителей.

Олег Еремеев: Показательный пример из опыта «Крок»: компания, в которой была внедрена система электронного документооборота с десятком тысяч пользователей, столкнулась с резким снижением производительности системы после установки очередного обновления на продуктивную среду. Мы помогли, внедрив инструмент нагрузочного тестирования и мониторинга. Теперь разработчики, отвечающие за сопровождение системы, могут быстро выявлять проблемы, которые могли бы привести к деградации производительности.

CNews: Значит «придворный» ИТ-отдел вашего заказчика сам не смог справиться с этой задачей?

Сергей Стрелков: Это не наш вопрос. В целом кто-то работает над оптимизацией производительности сам, а кто-то обращается за помощью, например, к нам. В «Крок» есть отдельное подразделение «бойцов спецназа», которые могут быстро провести диагностику и решить проблему. Сейчас мы даже проводим бесплатную трехдневную диагностику производительности систем.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Обычно такой диагностики бывает достаточно, чтобы заказчик решил, нужны ему дополнительные услуги или нет. Ведь никто не хочет повторения ситуации, когда система находится при смерти, ИТ-директор пьет коньяк, а руководитель бизнеса стоит у него над душой и рассказывает про условия его контракта. Как правило, в такой ситуации к нам обращаются первые лица компании. И мы, конечно, не бросаем их в беде.

Олег Еремеев: Кстати, нередко менеджер пытается решить проблемы производительности за счет приобретения дополнительной аппаратуры или расширения штата, но в большинстве случаев достаточно оптимизировать настройку компонентов системы и устранить узкие места в работе прикладного кода.

CNews: Насколько я знаю, на масштабных проектах для усиления внутреннего ИТ-подразделения разработки, компании пытаются хантить людей с рынка. В том числе, напрямую обращаясь в ИТ-компании. Вы делитесь с рынком ценными кадрами?

Сергей Стрелков: Не совсем так. Сегодня наш заказчик больше заинтересован не в отдельных крутых специалистах, а в слаженных кросс-функциональных командах специалистов «Крок». То есть приходит и говорит, что на такой-то проект ему нужна команда крутых ребят, которые работают не по водопадной модели, а по Agile – с использованием Scrum-фреймворка. А в нашем штате есть сертифицированные Scrum-мастера, имеющие реальный боевой опыт работы в таких проектах.

Подобных запросов много и в банковской сфере, и в нефтегазовой отрасли. Заказчики стали более образованными, они знают, что такое DevOps, Agile и другие подходы для повышения эффективности. Так что спрос на демонстрацию необходимого результата в кратчайшие сроки очень высок и конкретен.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Поэтому будущее направления разработки «Крок» неразрывно связано с гибкими методологиями. Западный мир к этому пришел давно. Например, в Великобритании agile-модель принята на государственном уровне. Россия тоже понемногу к этому придет. Может быть, не завтра, но через несколько лет точно.

Олег Еремеев: Кстати,в проекте с системой технического документооборота, который мы упоминали, нам потребовалось немало времени и усилий, чтобы убедить заказчика в необходимости Scrum. И этот подход настолько прижился, что сейчас заказчик буквально требует использовать его во всех внутрикорпоративных ИТ-инициативах.

CNews: Как локальные разработчики относятся к тому, что им на помощь приходят такие agile-команды?

Сергей Стрелков: В этом нет ничего необычного. Команда на стороне заказчика привыкла к тому, что какие-то проекты выполняются не собственными силами. Поэтому никто не пугается. Наоборот, им интересно поработать с внешними разработчиками, ИТ-компаниями, перенять опыт в части использования методологий, которые сейчас в тренде. Так что мы хороши тем, что приносим свежий взгляд и компетенции с рынка.

CNews: В целом потребности рынка в консалтинге по разработке ПО понятны. А как менялась доля проектов по этому направлению в бизнесе «Крок»?

Сергей Стрелков: Для «Крок» направление по консалтингу в разработке — новое. Официально оно было выделено только в начале 2019 года, поэтому доля пока формируется из единичных проектов, которые были до этого. Так, в 2018 году на консалтинг пришлось около 3% от общей выручки департамента разработки ПО. Мы видим потенциал в консалтинговых проектах и в 2019 году планируем увеличить эту долю до 10%. В своих оценках мы ориентируемся на растущий спрос на консалтинговые услуги среди компаний, которые уже не просто рассуждают о цифровизации, а постепенно становятся цифровыми, начинают работать по-новому и по-новому относиться к разработке ПО. Также на первый план выходит качество работы с уже имеющимися решениями и скорость создания новых приложений. А для этого надо понимать, как эти процессы организованы на рынке, что нужно предпринять для повышения их эффективности, где найти соответствующие компетенции. И мы отвечаем на эти вопросы.

CNews: «Крок» развивается быстро, поэтому, пользуясь случаем, актуализирую информацию. Сколько сотрудников в вашей компании на данный занимаются разработкой ПО и в какого рода проектах?

Сергей Стрелков: Больше 400 человек, которые находятся в десяти центрах разработки в России. Большинство разработчиков – уровня старшего и выше, которые способны спроектировать систему под ключ.

Что касается проектов, то мы реализуем сотни проектов ежегодно по пяти разным бизнес-направлениям. Помимо разработки программного обеспечения под индивидуальный запрос, мы внедряем интеграционные шлюзы, корпоративные сервисные шины, создаем APIи пр. Третье направление связано с СЭД. Например, у нас есть собственная комплексная система электронного документооборота (КСЭД 3.0), которая вошла в реестр отечественного ПО. Четвертое — робототехника, а точнее софт для управления дронами и группами беспилотников, применяемый для решения задач обследования периметра предприятий, организации впечатляющих шоу. И последнее направление, как ни странно для департамента разработки программных решений, — аппаратные решения. Мы создаем устройства для сканирования бюллетеней, терминалы функциональной диагностики, книжные сканеры и т.п. Почему это относится к разработке программного обеспечения? Потому что 95% всей разработки аппаратного решения — это софт. Ну и немного промышленного дизайна.

Наталья Рудычева