Разделы

ПО Свободное ПО

СПО в зарубежных школах: успехи и неудачи

На протяжении 2000-х годов внедрения СПО в школах носили островной характер и во всем зависели от усилий энтузиастов. В течение последних двух-трех лет СПО в образовании стало массовым, и на нем работают миллионы школьников в разных концах планеты.

1 января 2011 года – рубежная дата для российских школ. В этот день перестали действовать лицензионные соглашения на программное обеспечение, предоставленное школам в рамках программ "Первая помощь" и "Первая помощь 2.0". Но ситуация во многом остается неопределенной. Как будут наказывать новоявленных пиратов в условиях, когда большая часть регионов не успела сориентироваться, приобрести необходимые лицензии или установить свободное ПО? И вообще, предновогодний жест Microsoft, которая продлила срок действия лицензий до 31 марта 2011 года (правда, только для тех регионов, которые уже начали оформление лицензионных соглашений с Microsoft), заставляет задуматься о том, что впереди нас ожидает еще не одно "1 января". Однако "лицензионной амнистии" не будет – российские регионы и администрации школ будут сталкиваться со все более жесткими условиями. Тем, кто еще не успел определиться, придется в ближайшие месяцы закупить необходимое количество лицензий или перейти к использованию свободного ПО.

Как показывает недавняя история с внедрением свободного ПО в школах Сургута, для многих СПО по-прежнему остается если не загадкой, то уж, по крайней мере, синонимом неразвитости и отставания. Так ли это на самом деле и только ли российские школы пускаются на эксперименты со свободным ПО?

США: школьный округ Сан-Диего против округа Форсайт

В 2007 году руководство объединенного школьного округа Сан-Диего, второго по размеру в Калифорнии, насчитывающего более 135 000 учащихся, приняло решение обеспечить учащихся ноутбуками Lenovo с предустановленной системой SUSE Linux Enterprise Desktop. Ноутбуки Lenovo Thinkpad R Series были выбраны в связи с надежностью и долговечностью. Решение о закупке оборудования от Lenovo и Novell было принято в рамках трехэтапного проекта Always-On Learning ("Обучение в постоянном режиме"), направленного на модернизацию подходов к образованию с интенсивным использованием интернет-технологий.


Использование СПО – стратегический выбор школьного округа Сан-Диего

Виктор Жуков, руководитель направления по работе с образовательными учреждениями Adobe Systems Russia and CIS:

Во многих областях продукты СПО достигли такого уровня развития, что их ТСО можно сравнивать с проприетарными аналогами. К свободным программам для цифрового творчества это пока не относится. Имеющиеся инструменты в своей массе реализуют только базовые операции, в то время как коммерческие инструменты фактически ведут за собой рынок мультимедиа, предлагая все новые возможности. А продукты Adobe, благодаря сквозной интеграции, еще и позволяют экономить время дорогостоящих специалистов в стандартных технологических процессах — именно поэтому лидеры индустрии медиа используют именно его, а никак не СПО.

И если теперь мы обратимся к тематике школьной информатизации, получается, что при использовании СПО в сфере подготовки творческих профессионалов мы пытаемся научить детей инструментам, которые не используются на рынке сейчас и не будут в дальнейшем, заранее обрекая их на отставание в соответствующих отраслях и невостребованность на рынке труда.

Существует мнение, что возможен обратный эффект — чем больше детей будет обучено на свободном ПО, тем больше его будет использовать индустрия. Я не считаю, что это так – ведь увеличение числа пользователей СПО никак напрямую не влияет на его качество и функциональность. В случае с проприетарным ПО все иначе – с ростом количества потребителей разработчик получает возможность больше инвестировать в развитие продукта, методик его преподавания. Например, Adobe в этом году выпускает русскоязычные учебные планы для внедрения в школах и вузах по всем 3-м творческим линейкам. Я уверен, что в результате рынок сделает свой выбор – в пользу надежного, функционального продукта и хорошо подготовленных специалистов.

Ноутбуки в свое распоряжение получают все учащиеся, начиная с 4 класса начальной школы. Спустя два года после старта проекта Джино Флорес, заместитель главного школьного администратора округа, делился впечатлениями: "Я слышал много отзывов от преподавателей о том, как этот проект не только изменил их подходы к преподаванию, но и подходы самих студентов к обучению. Мне уже приходилось наблюдать, как учащиеся во время классных занятий взаимодействуют с учащимися в других районах округа и даже в других частях мира".

В отличие от Сан-Диего, опыт школьного округа Форсайт в штате Джорджия, который обслуживает 25 000 учащихся, – пример случая, когда изначальные ожидания, связанные с СПО, не оправдываются. В связи с обострением финансовой ситуации в конце 2008 года администрация этого школьного округа приняла решение заменить Microsoft Office 2003 на OpenOffice.org. Это решение затронуло 20 тыс. компьютеров, расположенных в школах, административных офисах, а также в домах у преподавателей и учащихся.

Однако в скором времени округ столкнулся с тем, что при работе с OpenOffice.org пользователи не могли сохранить тот уровень производительности, которого они обычно достигали с Microsoft Office: "Более продвинутые из наших пользователей теперь не могли столь же просто, как и раньше, открывать документы с макросами или специализированным форматированием, импортировать формы с выпадающими меню или же создавать материалы для нашей системы управления обучением", – говорит Бейли Митчел, CIO школьного округа Форсайт. Аналогичные проблемы испытывали и учащиеся при выполнении домашних заданий, что вызывало недовольство родителей.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

В результате администрация школьного округа в начале 2010 года приняла решение о переходе с OpenOffice.org на Microsoft Office 2007 с намерением в последующем обновить его на более новую версию Office 2010. К началу 2010 учебного года обратная миграция была завершена.

Австралия: нетбуки с Windows 7 в комплекте с СПО

В 2009 году министерство образования Нового Южного Уэльса в Австралии инициировало проект по поставке 267 тыс. нетбуков Lenovo под управлением Windows 7 для старшеклассников и учителей в 463 школы штата. По сообщению на сайте Microsoft, к апрелю 2010 года уже было поставлено 83 тыс. нетбуков, а в полном объеме поставка будет завершена к 2012 году.