Разделы

Бизнес Информационное общество Embedded Финансовые результаты

Консьюмеризация ИТ захватывает бизнес

Технологии быстро проникают в нашу жизнь, и то, что несколько лет назад казалось новым и сложным, теперь является неотъемлемой частью окружающего мира. Отказаться от этого – значит проиграть во всем. Один из актуальных современных трендов – консьюмеризация ИТ. Чем это чревато для компании и как правильно "внедрить" "ИТ-свободу" в бизнес и жизнь сотрудников?

"Продвинутый пользователь компьютера" – сегодня такая характеристика в резюме соискателя воспринимается абсолютно нормально, однако через несколько лет вполне может вызвать недоумение или даже усмешку.

Представьте себе продвинутого пользователя холодильника или СВЧ! Пользователь - он пользователь и есть, для успешного применения устройства по назначению ему не нужны "сложные материи" и совсем не обязательно знать, как устроен конкретный прибор.

Несколько лет назад подключить к интернету карманный компьютер мог только тот самый очень "продвинутый пользователь", а владельцам современных смартфонов трудно представить, что это может быть головоломным процессом.

С компьютерами происходит то же самое. Раньше для настройки компьютерной сети даже небольшого офиса нужно было обладать недюжинными знаниями, а сегодня достаточно установить умную операционную систему.

Тенденция превращения высокотехнологических приборов в потребительские устройства стремительно развивается. Когда-то этому процессу даже пытались дать громоздкое название "коммодизация" (от английского commodity), но термин не прижился, наверное, из-за своей тяжеловесности.


Хотя компьютер сейчас и является основным рабочим инструментом для большинства сотрудников, их мнением по поводу того, каким он должен быть, интересуются очень редко.

Новому понятию "консьюмеризация", похоже, суждено другое будущее. Бурно развивающуюся в мире тенденцию, названную этим словом, не только активно обсуждают эксперты – в компаниях для нее устанавливают специальные политики, а разработчики программных решений создают уникальные инструменты.

Новая работа

Консьюмеризация ИТ – это принципиально новый подход к работе. Раньше сотрудники приходили в офис и выполняли свои обязанности только с помощью тех технологий, которые им предоставляла компания, и только в установленное рабочее время. Сегодня людям доступно большое количество новых удобных персональных технологий. При этом сам ритм жизни заставляет человека повышать скорость взаимодействия с "окружающим миром". Это приводит к настоятельной потребности активной части корпоративных пользователей искать возможности для принципиально другого стиля работы. Необходимо постоянно быть "на связи" с жизнью корпорации и в офисе, и дома, и в пути, получая в любой момент доступ к тем же возможностям, что имеет стационарный офисный компьютер. И, наоборот, на рабочем месте в компании нужно активно пользоваться личными ноутбуками и смартфонами. К этому добавляются и новые средства коммуникации в социальных сетях и блогах, которые все более интенсивно применяются для решения профессиональных и деловых задач.

Истинная консьюмеризация ИТ означает и то, что люди сами могут выбирать, где, как, с помощью каких устройств им работать. Можно отвечать на почту прямо с личного смартфона, а не использовать неудобный корпоративный телефон… Можно применять свой любимый привычный гаджет везде… Всё, что нужно, можно делать и на работе, и дома, и в кафе… При этом не надо думать о технических проблемах – устройства и программы работают для пользователя.

Цена "свободы"

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Однако чтобы обеспечить такую заманчивую свободу для работника, придется решить огромное количество проблем внутри компании.

Не каждый современный руководитель готов сегодня вкладывать силы и средства в настройку нового стиля работы персонала. И особая нагрузка ложится на ИТ-подразделение.

Начнем с того, что хотя компьютер сейчас и является основным рабочим инструментом для большинства сотрудников, их мнением по поводу того, каким он должен быть, интересуются очень редко – разве что учтут пожелания руководящих кадров. Исторически вопросы о том, что можно или нельзя использовать в работе, решают ИТ-структуры. И при определенном уровне компьютерной грамотности персонала это оправдано.

Но за последнее время ситуация изменилась. Компьютерная техника развивается с огромной скоростью, и так же стремительно она завоевывает персональные "пространства". Для своих личных задач пользователи стремятся выбирать лучшие устройства – и это нередко оказываются более совершенные инструменты, чем предоставляемые им на работе. Имея такое устройство, трудно удержаться от его применения для решения корпоративных задач.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

По данным ресурса www.win7rus.ru, сегодня служащие в 40% случаев используют личный компьютер для решения рабочих вопросов. Чтение блогов и социальных сетей в 36% случаев объясняется рабочими задачами. Более 40% сотрудников пользуются SMS и мгновенными сообщениями для нужд компании. 95% также утверждают, что применяют хотя бы одно самостоятельно купленное устройство для решения бизнес-задач. И, наконец, если верить прогнозам, то в 2013 году 70% случаев использования социальных сетей будут связаны с работой.

Российские корпоративные ИТ не успевают за таким пользовательским развитием, и нередко встречается ситуация, при которой человек имеет личный новейший ноутбук с Windows 7 и современный смартфон, но в офисе вынужден работать за стационарным ПК с Windows XP и не может проверять почту с личного телефона. При этом ИТ-служба не рекомендует использовать для корпоративных задач свои собственные устройства.

Развитию консьюмеризации ИТ препятствуют и некоторые специфические российские проблемы. В первую очередь, это отсутствие качественных высокоскоростных каналов в регионах. Ситуация меняется, но пока не везде.