Разделы

Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе

Герман Лопаткин: До конца года в Ростовской области заработают 50 госуслуг

"Электронное правительство" – глобальный общефедеральный проект, но его реализация на уровне регионов происходит разными способами и в разные сроки. Опыт Ростовской области в работе над проектом в текущем году показал, что даже за короткий период можно достичь заметных успехов в переводе государственных и муниципальных услуг в электронный вид, доступных для заказа гражданам на Едином портале, а также укрепить позиции региона и рассчитывать на лидерство в будущем. О том, какие решения используют на Дону, как добиваются успехов в переводе государственных услуг в электронный вид и в реализации межведомственного электронного взаимодействия, а главное – как это уже сейчас работает для граждан, рассказывает министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин.

CNews: Сегодня Россия активно развивает проект "Электронное правительство", в том числе, на уровне регионов. Но далеко не все граждане знают, чем этот проект может быть им полезен. Расскажите, в чем актуальность данного решения?

Герман Лопаткин: Электронное правительство – это новая форма организации деятельности органов государственной власти, которая с помощью информационно-коммуникационных технологий обеспечивает качественно новый уровень оперативности и удобства получения государственных и муниципальных услуг, а также информации о деятельности органов власти. Сегодня жители нашего региона, а также организации могут получить государственные услуги различными способами: на Едином портале www.gosuslugi.ru, обратившись непосредственно в орган власти или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Портал государственных услуг был запущен 15 декабря 2009 г. Он позволил гражданам сократить число посещений государственных органов, необходимых для получения госуслуг, и вызвал у населения реальный интерес.


Герман Лопаткин: Опыт Ростовской области выделяется тем, что в донском регионе сеть МФЦ является максимально доступной для граждан

Формирование "Электронного правительства" в регионе имеет огромное социальное и экономическое значение, поэтому находится на постоянном контроле губернатора Ростовской области Василия Голубева. Благодаря упрощению процессов получения услуг вырастет экономическая и социальная активность населения. Запуск такого проекта становится мощным толчком к развитию экономики как государства в целом, так и Ростовской области.

CNews: Какое место занимает Ростовская область в рейтинге регионов по внедрению проекта?

Герман Лопаткин: Совсем недавно Ростовская область была, скажем, в десятке, замыкающей рейтинг. Нас, конечно, это не устраивало. Ведь гражданин, согласно федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", должен иметь возможность получать услуги в электронном виде и не предоставлять документы, которые один орган государственной власти может получить у другого. Мы долго пытались определиться со своим региональным решением в организации, прежде всего, межведомственного взаимодействия. Нужно было решать не только идеологические, технологические, но и технические вопросы. Стимул к изменению ситуации дал губернатор донского региона Василий Голубев. В сентябре 2012 года им была утверждена дорожная карта "План-график Ростовской области по переводу межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронный вид", согласно которой крайний срок организации межведа – 28 декабря 2012 года. Это нас заставило пересмотреть существующую систему и выбрать другой путь развития. Сегодня Ростовская область находится в середине рейтинга субъектов РФ.

Мы ушли от регионального решения в пользу единой инфраструктуры, разработанной "Ростелекомом". То есть, стали использовать в нашем регионе решение, интегрированное с федеральным уровнем инфраструктуры электронного правительства. Это во многом ускорило работу, помогло определиться с перспективами развития электронного правительства в регионе, исключило необходимость постоянного развития собственной технологической платформы и ее дорогостоящего содержания, сертификации и т.д.

Кроме того, совместно со своим партнером, компанией AT Consulting, являющейся центром компетенций по направлению "Электронное правительство", "Ростелеком" на базе РИЭП в достаточно короткие сроки реализовал возможность межведомственного электронного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, запустил процесс перевода услуг, который, в свою очередь, потребовал оптимизации оказания госуслуг. Это, по моему мнению, окажет благоприятное влияние на жизнь граждан.

Прежде чем начать использовать РИЭП, необходимо было все проверить, установить, инсталлировать, подключить и дальше заниматься уже построением межведомственного взаимодействия между органами власти. Без этого не было бы никаких дальнейших решений, связанных с оказанием услуг в электронном виде. У нас это получилось. В части предоставления сведений от региональных и муниципальных ведомств в интересах федеральных органов власти мы стали первым регионом на юге России, имеющим возможность предоставлять весь перечень сведений, востребованных на федеральном уровне. Мы не остановимся на достигнутом и будем двигаться только вперед!

Также добавлю, мы планируем еще в одном направлении выйти с пилотным проектом и занять ведущие позиции – это проект МФЦ. Безусловно, он также находится на особом контроле региональной власти – под кураторством заместителя губернатора Виктора Гончарова.

CNews: Расскажите подробнее, какое место многофункциональные центры (МФЦ) занимают в структуре проекта?

Герман Лопаткин: Опыт Ростовской области выделяется тем, что в донском регионе сеть МФЦ является максимально доступной для граждан. Мы создаем не только центральные офисы МФЦ в административных центрах, но и центры доступа в наиболее населенных и труднодоступных сельских поселениях либо районах городов. Кроме того, в ряде районов появились мобильные МФЦ, которые оказывают гражданам услуги в удаленных населенных пунктах. Представьте, в 2011 году по всей стране создано 489 офисов многофункциональных центров и из них 183 в Ростовской области – это более 37%. Наши региональные МФЦ подключены к Российской межведомственной системе взаимодействия, для них открыт ряд федеральных сервисов, настроено межведомственное взаимодействие с муниципальными и региональными органами власти. На основе концепции "Электронного правительства" губернатором области была подписана и представлена на согласование в Министерство коммуникаций и связи дорожная карта, по которой мы до конца года обязаны обеспечить 100 % межведомственного взаимодействия.

CNews: При оказании всех услуг?

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Герман Лопаткин: Тут стоит пояснить. Оказать услугу в электронном виде и обеспечить межведомственное электронное взаимодействие – это абсолютно разные понятия. В первом случае формы для заказа услуг размещаются на Едином портале gosuslugi.ru, после чего каждый гражданин может зайти на портал, заказать нужную услугу и получить ее в формате, предусмотренном законом. В том числе – без контакта с чиновником, если ему не нужно представлять документы так называемого личного хранения. Во втором случае реализуется технологическое решение на основе требований конкретного органа власти, увязанное с конкретными исполнителями, то есть, реализуется сама возможность предоставлять или получать сведения у других органов власти органу, к которому пришел или прислал заявление на оказание услуги гражданин или представитель юридического лица.


Герман Лопаткин: Мы сегодня идем по тому пути, на который ряд зарубежных стран ступили еще 15-20 лет назад, а картинка там не везде однозначная

Сейчас с помощью специального программного комплекса реализуется возможность межведомственного взаимодействия в электронном виде для всех региональных органов власти и 55-ти муниципальных образований региона. До конца года мы завершим 100-процентную организацию межведомственного взаимодействия с органами власти и структурными подразделениями и переведем в электронный вид еще 43 услуги. В целом – получим 50 услуг на Едином портале. Всего, конечно, в будущем их будет больше: нами предусмотрено предоставлять в электронном виде более 200 услуг. Но на первом этапе, по согласованию с Министерством коммуникации и связи РФ, мы приняли решение о том, чтобы в первую очередь обеспечить межведомственное взаимодействие в электронном виде.

CNews: Какие конкретно социально значимые услуги востребованы сегодня людьми?

Герман Лопаткин: Практически все услуги, касающиеся системы социального страхования, пособий, льгот, регистрации прав на движимое и недвижимое имущество. Основными ведомствами, принимающими участие в межведомственном электронном взаимодействии, сегодня являются Росреестр, ФМС, ФНС, Пенсионный фонд, Министерство труда и социального развития Ростовской области и т.д. Естественно, в дальнейшем мы будем расширять виды услуг. Скажем, добавятся услуги, где нужно будет просто запросить какую-то информацию из органов власти или СМИ. Все это, конечно, можно сделать, но для нас сейчас важно максимально исключить для граждан "хождение по мукам".

Техподдержка «Базальт СПО» — гарантия надежной работы вашей ИТ-инфраструктуры
Маркет

Что в итоге. Система межведомственного электронного взаимодействия существенно оптимизирует процессы, снижает сроки получения услуг, сокращает пересылку бумажных документов, что, соответственно, снижает нагрузку и напряженность в работе чиновников. И, как результат, создает комфортные условия как в получении, так и в предоставлении той или иной услуги. Вот почему межведомственное взаимодействие при оказании услуг в электронном виде мы считаем приоритетным. Это мы продекларировали федеральному ведомству, которое будет вести мониторинг. На самом деле с 1 января очень многое в сфере электронных услуг должно измениться, в том числе и в масштабах России, посмотрим, насколько наш опыт будет воспринят на федеральном уровне.

CNews: Существуют ли мировые аналоги в реализации проекта или Россия пошла своим путем?

Герман Лопаткин: Мы сегодня идем по тому пути, на который ряд зарубежных стран ступили еще 15-20 лет назад. А картинка там не везде однозначная. В начале июня группа наших специалистов побывала в Эстонии. Эта страна занимает 20 место в рейтинге ООН по качеству оказания государственных и муниципальных услуг населению. Россия в этом рейтинге на 27 позиции. Так вот, Эстонии, этой маленькой стране, которая по своим масштабам в три раза меньше Ростовской области, потребовалось 10 лет, чтобы перевести государственные и муниципальные услуги в электронный вид. При этом этими техническими возможностями пользуются сегодня не более 20 % эстонцев. Граждане привыкли ходить и общаться вживую.

Изучили опыт Сингапура и Южной Кореи. Там те же электронные услуги. Но в одной стране все связано на уровне пунктов коллективного доступа, а в другой – полностью через технологические решения, мобильные средства связи, смартфоны, планшеты и т. д. Востребованность - 100%. И хождение по органам власти минимизировано. Даже, по-моему, как у нас, документы личного хранения не предусматриваются. Для этого у них есть пункты коллективного доступа и даже инфоматы с идентификационными специальными программами, которые могут выдать нотариально заверенный документ. Палец приложил – получил документ, который тебе нужен. Причем, нотариально заверенный. Вот к этому нам нужно стремиться. И если мы хотя бы в проекте такое будем предусматривать, то, конечно, это будет очень востребовано. Потому что все прекрасно понимают, насколько уменьшится очередь по предоставлению тех или иных документов даже первого хранения, личного хранения наших граждан. Поэтому сегодня мы вынашиваем такие концептуальные задачи, согласовываем их с возможными компаньонами, которые занимаются реализацией таких инновационных решений в бизнесе. Естественно, это будет нелегко, потому что не все вопросы предусмотрены нашим законодательством. Но главное – выбрать правильный маршрут движения и найти ту точку, от которой надо стартовать.

Николай Семенов