Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

Идентификация всея Руси. Как это будет?

Минкомсвязь предпринимает шаги, которые позволят сделать Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА) по-настоящему массовой и всенародной.

«Кисло очень»

31 июля 2013 года на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России премьер-министр Дмитрий Медведев в очередной раз возмущался неудобством Единого портала госуслуг:

— Я сейчас открыл этот наш сайт госуслуг — там такая сложная регистрация! Я смотрел до этого, и она с тех пор не изменилась. Во-первых, обычному человеку вообще трудно разобраться, что там написано: «загрузить плагин веб-браузера» и так далее. Я знаю, что это такое, присутствующие, наверное, тоже знают, но далеко не все, кто стучит пальцами по клавиатуре, понимают, зачем это надо.

Отдельно Медведев остановился на теме электронной подписи.

— Нужно радикально упростить ее получение, — заявил глава правительства. — Она же может быть различных категорий, это же не электронная подпись для того, чтобы управлять средствами по счету крупной компании, здесь все-таки приоритетность другая. Надо упростить, иначе у нас это не превратится в нормальный сервис.

Резюмируя, премьер сообщил собравшимся, что «пока это выглядит кисло очень». Чиновники сочувственно покивали головами.

Заседание было посвящено информационным технологиям в госуправлении. Один из основных докладчиков — глава Минкомсвязи Николай Никифоров — попытался ответить Медведеву.

— Подготовлен уже необходимый нормативный акт. Действительно, планируется внедрение упрощенного (максимально упрощенного) принципа регистрации на портале — это так называемая простая электронная подпись. Причем мы хотим предусмотреть...

— У меня есть такое предложение, — прервал его премьер-министр. — Чтобы это сделать наглядным, вы все это подготовьте, принесите, и я буду одним из зарегистрированных пользователей. Я хочу сам посмотреть, как все это работает. А то мы рассказываем-рассказываем людям, как это все хорошо, правильно, здорово, нужно, а они сюда заходят, и у них желание полностью теряется.

— Есть! Будет сделано, — согласился Никифоров.

На вопрос о сроках министр предложил обсудить проект нормативного акта на ближайшем заседании правительственной комиссии по информационным технологиям, но Медведева такой ответ не устроил.

— Нет-нет, не надо никакую комиссию! Когда вы принесете документ, чтобы я мог зарегистрироваться при помощи CMC и сделать все остальное? — настаивал премьер.

— Дмитрий Анатольевич, технически это готово уже сегодня, — признался министр. — Но еще раз хочу повторить, что самое главное — это юридическая значимость этого вопроса.

— Я хочу зарегистрироваться по правилам, а не слушать про «технически готово». Внесите мне на подпись документ через аппарат, через руководство правительства, я его подпишу и зарегистрируюсь, — потребовал Медведев.

Никифоров пообещал сделать это в «ближайшие дни», чем и завершил диалог. За регистрацию пользователей Единого портала госуслуг (ЕПГУ) отвечает Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА). Именно принципы ее работы и вызвали очередные нарекания премьер-министра.

Для того чтобы зарегистрироваться в ЕСИА, гражданину необходимо заполнить ряд полей: ввести ФИО, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), дату рождения, пол, а также указать адрес электронной почты и номер мобильного телефона. Этот этап предварительной регистрации займет не более 5 минут. Сложности начинаются дальше.

Активировать свою учетную запись гражданин сможет только после того, как получит код подтверждения. Сделать это можно двумя способами: лично посетить центр обслуживания клиентов «Ростелекома» или заказать письмо с кодом по почте. На всю Россию «Ростелеком» имеет только около 200 центров, способных активировать учетную запись. В Москве их шесть, но, к примеру, на Курганскую область с населением более 800 тыс. человек — всего один. Удобным для всей страны этот способ назвать нельзя. Как и второй — письмо «Почтой России» в среднем идет 2 недели, при этом не исключена его потеря или существенная задержка.

ЕСИА изнутри

ЕСИА — одна из самых молодых государственных информационных систем. Официальным днем рождения можно считать 28 ноября 2011 года, когда глава правительства Владимир Путин подписал постановление о ее создании. В то же время ЕСИА — одна из наиболее важных систем в инфраструктуре «Электронного правительства». Зарегистрированные в ней граждане со временем получат возможность пользоваться большинством государственных услуг, не отходя от компьютера, а государство с ее помощью сформирует электронный реестр активного населения, который будет содержать не только паспортные данные или идентификационные номера (СНИЛС, ИНН), но и актуальные мобильные телефоны и адреса электронной почты.

Оператором ЕСИА, ответственным за ее развитие, согласно постановлению Владимира Путина, является Минкомсвязь. Формальный разработчик системы — «Ростелеком», имеющий статус единственного исполнителя по проекту «Электронное правительство». Реальным создателем системы была компания AT Consulting, главный подрядчик «Ростелекома» по развитию государственных ИТ-систем.

Основа ЕСИА — это база данных (под управлением СУБД Oracle 11g) зарегистрированных в ней пользователей, поделенная на несколько уровней подтверждения аккаунтов. На первом уровне гражданин регистрируется самостоятельно через интернет (на Едином портале госуслуг по адресу esia.gosuslugi.ru), используя логин, в качестве которого сейчас выступает СНИЛС, и пароль. Следующий уровень — простая электронная подпись. Для ее получения гражданину необходимо верифицироваться (подтвердить свою личность), предъявив паспорт и СНИЛС в центре поддержки клиентов «Ростелекома», либо получив код активации письмом через «Почту России».

Самый защищенный уровень ЕСИА — квалифицированная электронная подпись. Чтобы стать ее обладателем, гражданин должен получить сертификат на USB-носителе в одном из удостоверяющих центров, аккредитованных в Минком-связи (таких центров в России более 200). В качестве квалифицированной электронной подписи также можно использовать Универсальную электронную карту.

Уровни подтверждения личности, необходимые для предоставления госуслуг, определяют органы власти. На едином портале в настоящее время нет услуг, для которых необходима квалифицированная электронная подпись. В будущем она понадобится для некоторых услуг, в том числе ФНС и Росреестра (сделки с недвижимостью). В то же время для получения информации о задолженностях (просроченных налогах) ФНС достаточно простой подписи.

В этой же базе данных хранится информация о чиновниках и регулируются права доступа информационных систем госорганов (эту функцию выполняет т.н. «матрица доступа»). «При этом должностным лицам госорганов регистрироваться в ЕСИА необязательно, — рассказывает CNews Алексей Козырев, директор департамента развития электронного правительства Минкомсвязи. — Сейчас это зависит от того, как в ведомствах и регионах реализована информатизация. Например, в обязательном порядке в ЕСИА регистрируются те, кто использует систему исполнения регламентов (Программу для обработки запросов граждан, обратившихся за госуслугами. — Прим. CNews) «Ростелекома», т.к. она требует наличия учетной записи».

Источник: CNews, 2013

Жесткой позиции по этому поводу у Минкомсвязи нет. «Однако мы всегда проверяем, чтобы любое заявление в рамках межведомственного взаимодействия было подписано электронной подписью чиновника и электронной подписью органа власти, от имени которого действует чиновник. Электронные подписи органов власти, в свою очередь, проверяются на привязку к информационным системам, которые в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в ЕСИА», — уточняет Козырев.

Таким образом, ЕСИА не может управлять правами доступа всех чиновников (они должны быть реализованы в их собственных ИС), но может контролировать доступ информационных систем к инфраструктуре «Электронного правительства». «То есть мы имеем возможность допустить или не допустить к нему тот или иной орган власти. А полномочия конкретного чиновника, включая их прекращение в случае увольнения, отслеживают сами органы власти», — говорят в Минкомсвязи.

ЕСИА может также быть использована для идентификации и аутентификации на других интернет-порталах. В этом случае на портале размещается форма входа, которая представляет собой набор полей (логин, пароль), после заполнения которых происходит проверка учетной записи в ЕСИА. Помимо Единого портала госуслуг, сейчас регистрация через ЕСИА поддерживается, например, на портале «Российская общественная инициатива» (РОИ), с помощью которого граждане могут выступать с законодательными инициативами, на портале госуслуг Москвы и ряда других регионов. Еще один модуль ЕСИА — АРМ центра поддержки и обслуживания клиентов (АРМ ЦПОК), который позволяет сотрудникам «Ростелекома» выдавать коды активации.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Модернизация и инновации

До конца 2013 года, в соответствии с пожеланиями Дмитрия Медведева, Минкомсвязь обещает внести ряд изменений в ЕСИА, которые должны стать заметны с точки зрения пользовательского опыта. В дальнейшем также планируется исправить архитектурные погрешности, заложенные на этапе создания системы.

Использование СНИЛС в качестве логина — это неудобно, считают в министерстве: «Этот номер никто не запоминает, и для обращения к порталу госуслуг нужно всегда иметь под рукой карточку, на которой он указан. Мы хотим, чтобы логином был номер мобильного телефона».

«Для предварительной регистрации пользователю будет достаточно ввести номер мобильного телефона, на который отправится СМС с кодом подтверждения. Его нужно будет ввести в систему. После успешного подтверждения номера телефона пользователю будет предложено задать личный пароль», — описывает Алексей Козырев процесс регистрации, к которому стремится Минкомсвязь.

Эффективность киберзащиты вырастет, если снизится рутинная нагрузка на специалистов
безопасность

После нажатия кнопки «Зарегистрироваться» будет создана предварительная учетная запись, и регистрация успешно завершится. На этом этапе пользователю будет доступен ограниченный перечень услуг (например, оплата штрафов ГИБДД).

Далее ЕСИА предложит пользователю указать основные данные о себе в личном кабинете, который откроется после завершения регистрации. Система автоматически проверит соответствие ФИО, паспортных данных и номера СНИЛС. Если они соответствуют друг другу, то пользователь сможет пройти процедуру верификации, и его аккаунту будет присвоен статус простой электронной подписи.

В нынешнем виде (через личный визит в «Ростелеком» или письмо по почте) процесс получения простой электронной подписи неудобен, говорят в Минкомсвязи: «Мы хотим сделать в ЕСИА интерфейс сотрудника (АРМ) для проведения верификации. Этот АРМ должен быть доступен чиновникам, сотрудникам МФЦ и отделений «Почты России», имеющим право удостоверять личность. При этом сами сотрудники будут авторизованы по квалифицированной электронной подписи».

В итоге процесс выдачи подписи гражданину должен выглядеть так: чиновник (сотрудник «Почты» или МФЦ) открывает интерфейс, подключает в USB-порт носитель с сертификатом своей электронной подписи. К нему приходит гражданин и предъявляет только паспорт. Сотрудник вводит в веб-интерфейс номер паспорта (без ФИО), нажимает «Найти». По запросу находится учетная запись гражданина, созданная им самостоятельно. Сотрудник идентифицирует личность и активирует учетную запись. После этого человек становится обладателем простой электронной подписи.

«Подключение к регистрации граждан в ЕСИА чиновников, сотрудников МФЦ и «Почты России» должно значительно расширить доступность сервиса. По нашему плану, в 2014 году возможность регистрировать граждан в ЕСИА получат сотрудники 5 тыс. отделений «Почты». А с учетом чиновников эта цифра должна стать еще больше», — говорит Козырев.

Процесс получения квалифицированной подписи в Минкомсвязи менять не планируют. Для этого по-прежнему будет необходимо обратиться в аккредитованный удостоверяющий центр, который за определенную плату выдаст ключ на физическом криптоконтейнере (USB, смарт-карте и т.п.).

В «идеальной модели» с точки зрения Минкомсвязи, при любом электронном взаимодействии государства с гражданами авторизация должна проходить через ЕСИА. Соответственно, и сайты федеральных органов власти и регионов, подразумевающие авторизацию, в будущем должны будут подключиться к ЕСИА. Сейчас виджет ЕСИА, размещаемый на сторонних порталах, реализован по протоколу SAML, который, по мнению министерства, сложен в использовании. В планах — обеспечить поддержку стандарта oAuth 2.0. «Цель этого в том, чтобы подключить авторизацию через ЕСИА было технически так же просто, как поставить кнопку «Войти с ВКонтакте» или «Войти с Facebook», — говорит CNews заместитель директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи Сергей Мартынов.

Базы данных граждан, подобные ЕСИА, уже существуют. Их ведут Пенсионный фонд, ФНС и ФМС.

«Эти три базы дают значительно большее «покрытие», чем ЕСИА, — отмечает Мартынов. — Однако есть важный момент: в ЕСИА мы стараемся сделать так, чтобы пользователь указывал мобильный телефон — это полезно и государству, и гражданину. На мобильный можно присылать уведомления о штрафах, напоминать, что пора поменять загранпаспорт, наконец, получать обратную связь о customer satisfaction (и это уже работает в пилотном режиме в системе «Мониторинг качества государственных услуг»). Такая же история с e-mail. То есть фактически мы налаживаем канал коммуникации с человеком — более эффективный и удобный, чем традиционные способы, – личные визиты и почтовые отправления».

Претензии к безопасности

Критики ЕСИА, помимо прочего, обращают внимание на низкую защищенность системы. «Выполнять разграничение доступа на основе пар «логин-пароль» — это прошлый век и совершенно небезопасно», — считает Сергей Муругов, генеральный директор компании «Топ Кросс», занимающейся разработкой систем по технологии инфраструктуры открытых ключей. Идентификация по ЭЦП, как это реализовано в ЕПГУ, по мнению эксперта, является «наидырявейшим решением», уязвимым, в частности, перед атаками класса MITM (Man-in-the-middle, «Человек посередине»). При таких атаках злоумышленник может подменить контрольное число с сервера на свертку от произвольного (возможно, даже и злонамеренного по содержанию) документа, и автоматическая выработка электронной подписи пользователем приведет к факту визирования авторства такого документа, к которому пользователь не имеет никакого отношения».

По мнению Муругова, правильнее было бы использовать две разные пары ключей с разным набором политик применения: «Например, в Эстонии это второй сертификат на ID-card (при этом все настолько автоматизирован но, что люди не замечают никаких неудобств). В Беларуси удостоверяющий центр выпускает один сертификат, но тот содержит два ключевых объекта с разными наборами KeyUsage. Один — только для личного волеизъявления, второй — для шифрования, ключевого обмена, доступа, сетевой аутентификации».

В Минкомсвязи говорят, что «обсуждают идею двух ЭЦП разного уровня доступа», но с претензиями к безопасности не согласны. «Для защиты от MITM-атак используется ряд практик, основное — общение с сервером по защищенному каналу. Разумеется, госуслуги работают по протоколу https, и это защищает от вторжения злоумышленника в канал связи, — говорит Сергей Мартынов. — Однако это не защищает, например, от вирусов на компьютере пользователя, которые могут осуществлять перехват и подмену данных на стороне клиента. И не защищает от человеческого фактора, который вообще является самой большой проблемой безопасности в массовых сервисах: если человек сам отдаст свою ЭЦП злоумышленнику и скажет пин-код, то никакие технические средства не помогут. Поэтому очень важно повышать грамотность населения и объяснять, что такое ЭЦП и как ею пользоваться».

Какова глобальная цель ЕСИА с точки зрения государства?

Вариант ответа на этот вопрос можно получить из книги «Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств». Ее авторы — экс-гендиректор Google Эрик Шмидт и глава Google Ideas Джаред Коэн — попытались представить будущее на несколько десятилетий вперед.

«Некоторые правительства, решив, что иметь тысячи анонимных, бесконтрольных и непроверенных граждан — «подполье» — слишком рискованно, захотят узнать, кто скрывается за каждым онлайн-аккаунтом, и потребуют верификации на государственном уровне для усиления контроля над виртуальным пространством», — пишут футурологи из Google.

Виртуальная личность человека, по мнению Шмидта и Коэна, «станет целым созвездием профилей, созданных в интернете, которое будет верифицироваться и даже регулироваться властями».

«Представьте, что все ваши аккаунты — в Facebook, Twitter, Skype, Google+, Netflix, подписка на New York Times — привязаны к одному «официальному» профилю. Рейтинг информации, связанной с верифицированными онлайн-профилями, в результатах поиска окажется более высоким по сравнению с контентом без такой верификации, а это, естественно, приведет к тому, что большинство пользователей будут кликать на верхние (верифицированные) результаты. И тогда истинная цена анонимности может стать слишком высокой: даже самый увлекательный контент, созданный владельцем анонимного профиля, просто не будет виден в поисковой выдаче из-за своего чрезвычайно низкого рейтинга», — прогнозируют они.

Впрочем, в Минкомсвязи не склонны видеть в своей системе дополнительные скрытые возможности.

Единственная цель ЕСИА – наладить канал коммуникации с человеком, более эффективный и удобный, чем традиционные личные визиты и почтовые отправления, – настаивают в министерстве.

Полную версию статьи читайте в свежем номере журнала CNews

Александр Левашов