Разделы

MWC 2014

Digital Grass: На мировой рынок надо поставлять инновационные продукты, а не услуги голодных программистов

Если на Олимпиаде Россия собрала наибольшее число медалей, то на другом международном событии – Всемирном мобильном конгрессе в Барселоне – страна была представлена куда скромнее. Чуть более 1 процента всех стендов на MWC представляли российский ИТ-сектор. В их числе была компания Digital Grass Group. Ее глава Андрей Петкевич рассказал о том, как международная аудитория встретила российские инновации.

CNews: Расскажите о своих впечатлениях от мобильного конгресса в Барселоне.

Андрей Петкевич: Мы посещаем конгресс уже не в первый раз, но в этот раз впервые выступаем со своим стендом. Можно сказать, что конгресс – ведущее мероприятие в области мобильных технологий, ничего сравнимого нет ни в Америке, ни в Азии.

Если говорить о содержательной части, то, по моему личному мнению, в этом году он не был богат на новинки. Все крутилось вокруг достаточно банальных новостей, большинство компаний демонстрировало то, что уже давно известно.

CNews: Как вам кажется, с чем это может быть связано?

Андрей Петкевич: Здесь мнения участников разделяются. Кто-то на автомате списывает это на экономический кризис, из-за которого у компаний недостаточно денег на НИОКР. А некоторые считают, что мобильные технологии уже опередили текущее развитие рынка. Требуется время, чтобы потребители смогли воспринять уже существующие технологические новшества. Из-за отсутствия явного внимания новинки не получают экономического развития – рынок сам регулирует динамику.

CNews: Какие тенденции вы видите в секторе мобильных платежей?

Андрей Петкевич: Под мобильными платежами обычно люди понимают две вещи. Во-первых, это платежи, которые происходят со счета мобильного телефона. Во-вторых, это платежи, которые совершаются при помощи мобильного телефона как форм-фактора, когда в качестве источника средств используют другие источники – банковские счета, карты и прочее.

В первом случае все понятно. В последние 3–4 года у мобильных операторов появилось много стандартных решений. Платежи со счета мобильного телефона удобны для оплаты развлекательного контента, например, фильмов или книг, для совершения мелких покупок.

Большая динамика прослеживается в сфере платежей, совершаемых с использованием мобильного телефона как устройства, где в качестве средств платежа используется банковский счет. Основными драйверами тут выступают кредитные организации. Банки пытаются оптимизировать свои расходы, поэтому выводят часть задач на дистанционное обслуживание, что приводит к развитию средств массового обслуживания, различных электронных сервисов. Не скажу, что Россия тут лидирует или отстает. Наши решения идут в ногу с решениями из развитых стран.

CNews: Какую роль в этом росте играет технология NFC?

Андрей Петкевич: Сама по себе она достаточно хорошая и полезная. Но любая технология живет только в том случае, если она достаточно востребована и используется в повседневной практике. Когда появилась идея NFC, стали развиваться технологические решения для нее – устройства, карты, телефоны и прочее. Но вот та часть, что задействует эти продукты непосредственно в прикладных решениях, немного запаздывает. Поэтому до потребителя дошли только фрагментарные решения, например, возможность бесконтактно пользоваться картами в платежных системах. Более специализированные решения, например, транспортные, пока что только пилотные. То есть это проблема не аппаратная, а отсутствия сервисов.

На конгрессе в Барселоне были реализованы некоторые NFC-сервисы: с помощью телефонов был организован пропускной режим, пытались организовать питание. Но даже там было отмечено, что работоспособность технологии пока оставляет желать лучшего. А никто не хочет использовать прикладные решения, в надежности которых уверенности нет.

CNews: Вы назвали основную причину, по которой сдерживается развитие NFC-платежей. А какие есть сдерживающие факторы в части мобильных платежей в целом?

Андрей Петкевич: Основной сдерживающий фактор – это риски для пользователей и банков. Мобильный телефон, привязанный к банковскому счету, – это риск с точки зрения безопасности. Банк должен быть уверен, что получает распоряжение именно от своего клиента, а клиент может опасаться заразить телефон вредоносным ПО, которое будет предпринимать действия со счетом.

Здесь самое главное – предложить решение, которое удовлетворит всех с точки зрения безопасности. Никто рассчитывает, что оно сможет защитить технически на 100%. Сократить риски позволит комбинация технического решения и организационных мер.

CNews: Где вы видите баланс между удобством и безопасностью в аутентификации в системах мобильных платежей?

Андрей Петкевич: В связи с выходом ряда телефонов с ридерами отпечатков пальца модной стала биометрическая аутентификация. Но ее можно легко обойти. Отпечаток пальца – это самый эффектный, зрелищный и интересный способ аутентификации, но не самый эффективный. Должный уровень безопасности и удобства обеспечивают одноразовые пароли, присылаемые при совершении каждой операции.

CNews: Как вы относитесь к инициативе, объявленной на конгрессе, об аутентификации по информации, хранящейся на SIM-карте, и номеру телефона?

Андрей Петкевич: Эта инициатива достаточно здравая. Это попытка в очередной раз идентифицировать не только платежи, но и самого абонента. Для целого ряда услуг критически важно, чтобы было совершенно четко понятно, что за человек совершает платеж.

Это не первая инициатива – уже была масса подобных, связанных с попыткой идентифицировать пользователей. Все начинают сразу вздрагивать и думать о слежке, но как раз для этого не нужна идентификация пользователя. Для этого можно совершенно анонимно промаркировать пользователя и собрать про него всю историю. Все попытки идентифицировать пользователя связаны с тем, что операторы хотят расширять спектр услуг, но законодательство требует, чтобы услуги заключались с конкретными лицами. Это и сдерживает развитие дистанционных услуг.

Что касается конкретной инициативы хранения данных на SIM-карте, то это, конечно, не очень безопасно. Но, насколько я понимаю инициативу операторов, речь идет о создании новой версии карты, содержащей некий элемент безопасности. Он сейчас может быть в трех форм-факторах: в SIM-карте, на microCD-карте и встроен в устройство самого телефона. Для оператора самый комфортный вариант – когда элемент безопасности встроен в SIM-карту, потому что тогда пространством этого элемента распоряжается сам оператор.

CNews: Расскажите, какие решения вы представили в Барселоне и как они были восприняты участниками конгресса?

Андрей Петкевич: Все три решения, что мы представляли на выставке, абсолютно разные. Их объединяет только одно – они все предназначены для дистанционного обслуживания пользователей.

Какой ноутбук можно подарить на 8 марта
Техника

Сервис мобильных платежей Check-n-Pay является достаточно инновационным бизнес-решением. С точки зрения технологии там все стандартно, он несет инновации именно организационного плана. Сервис позволяет поставщикам принимать платежи как за разовые, так и за регулярные покупки. В рамках нашего сервиса именно поставщик является инициатором оплаты. Вам не надо вспоминать, что нужно оплатить свет. Поставщик сам в нужный момент в рамках вашей с ним договоренности направляет уведомление на мобильное устройство. Второе отличие – все нужные данные в том уведомлении уже будут заполнены. То есть не нужно вводить свой лицевой счет, искать поставщика в списке – поставщик все реквизиты уже ввел. Третье отличие – вы получаете полную информацию о том, кому и за что вы платите: наименование товара или услуги, количество, фотографии, подробные спецификации.

Кроме того, мы не ограничиваем платежную систему. Если банки просят оплачивать своей картой, электронные деньги заставляют пополнять свой кошелек, то в нашем решении таких ограничений нет. Можно оплатить даже со счета мобильного оператора. Еще для использования нашего сервиса человеку ничего не нужно заранее знать, регистрироваться и не надо ничего скачивать.

CNews: В каком виде приходит оповещение?

Андрей Петкевич: Первое оповещение придет по SMS. В сообщении содержится ссылка, при переходе по ней идет вовлечение в процесс. Человек может поставить себе мобильное приложение, а может работать в системе через браузер.

Если пользователь соглашается, он переходит в фазу оплаты. Здесь нет факта передачи платежной информации кому-либо. Данные своей карты он вводит единовременно в шлюз сертифицированной платежной системы, оплата происходит прямо с мобильного устройства. То есть пользователь не передает данные карты ни продавцу в магазине, ни официанту, ни курьеру, не сообщает свои данные в заказе, не вводит их на сайте поставщика услуги. Данные его карты третья сторона не получает.

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

За счет того, что мы делаем акцент на мобильное устройство, достигается высокая скорость оплаты и уменьшается количество задолженностей. Многие не платят не потому, что у них нет денег, а потому, что для этого нужно приложить некие усилия.

CNews: Охотно ли поставщики пользуются вашим решением?

Андрей Петкевич: В первую очередь мы делаем предложения компаниям, работающим с физическими лицами, входящими в топ-100 по обороту. С ними мы ведем работу напрямую по заключению договоров о сотрудничестве.

Здесь нам комфортно, мы работаем в рамках существующих платежных систем и не отменяем те каналы эквайринга, которые у организации уже есть. Мы фактически создали третий канал эквайринга в придачу к pos-терминалу и интернет-эквайрингу.

CNews: Возвращаясь к конгрессу, расскажите, как международный рынок встретил ваши решения?

Андрей Петкевич: Я сейчас рассказал только про один продукт, но, как уже сказал, всего их было три. Первое решение Check-n-Pay для мобильных платежей. Второе – SmartPointer – для навигации внутри торговых центров со встроенными системами лояльности и информационными сервисами. Третье решение – это «Карточный кластер». Реакция аудитории на выставке нас приятно удивила. Многие контрагенты приходили посмотреть специально на наше решение.

Кроме того, мы почти не увидели конкуренции на этом рынке. Были похожие сервисы, использующие мобильный счет оператора, но не было ни одного глобального платежного сервиса. А продукт SmartPointer вообще был лидером экспозиции.

CNews: Расскажите о ваших планах развития за рубежом.

Андрей Петкевич: Мы участвовали в выставке как раз для того, чтобы найти партнеров для продвижения продукта. Мы встретили много заинтересованных компаний на конгрессе, с ними мы ведем переговоры по заключению партнерских соглашений.

CNews: А что с российскими участниками?

Андрей Петкевич: Российских участников там было не очень много. Из России в основном приехали специалисты технического профиля, сотрудники операторов мобильной связи. А нас больше интересуют лица, принимающие решения, главы корпораций.

CNews: Вам бы хотелось увидеть на конгрессе в следующем году российский страновой стенд?

Андрей Петкевич: Я посещал ряд стендов по странам. Они эффективны в основном для продвижения стартапов. Если набрать некое количество ярких и интересных стартапов и представить их на страновом стенде, то, наверное, это будет эффективно, потому что у них нет возможностей самостоятельно работать с посетителями. Этот формат имеет смысл для бизнес-инкубаторов наподобие Сколково. Я видел стенды Японии, Китая и других стран – это огромное количество компаний на небольшой площади без нормальных информационных материалов. Участие в страновом стенде важно для развития компании, но с точки зрения работы с посетителями оно не эффективно.

Россия приняла участие на выставке CeBIT. В нем были представлены стартапы и ИТ-компании, в основном системные интеграторы. Они приезжали туда не с конкретными продуктами, а с декларацией, что у них есть 300 голодных программистов, которые готовы что-то спрограммировать. Такие инициативы страну не красят.