Разделы

Бизнес Кадры

Топ-менеджеры — главный актив ИТ-компании в России

Помимо многих знаковых событий последние два-три года могут запомниться отечественной ИТ-отрасли рядом громких конфликтов между акционерами и менеджерами нескольких известных компаний. CNews попытался выяснить, насколько определяющим для успеха российских ИТ-компаний является команда топ-менеджеров, и каким образом трения между ними, доходящие до открытого противостояния и исхода из компании влияют на ее деловые показатели.

Как всегда особый путь

Как бы ни стремилась Россия в технологической сфере равняться на Запад, одной из главных отличительных особенностей отечественного ИТ-рынка до сих пор остается отнюдь не уровень развития технологий, а зависимость отдельных бизнес-структур от конкретных людей из топ-менеджмента, которые на поверку оказываются незаменяемыми.

В успешных зарубежных компаниях, пусть и созданных гениями-одиночками, на определенном этапе развития бизнес начинает представлять ценность сам по себе — за счет наработанной клиентской базы, которая не может исчезнуть в одночасье, за счет полученных патентов, с которыми рынок просто обязан считаться, и пр. Кроме того, в крупных западных структурах не столь сильно вертикальное управление. Поэтому ни самоустранение Билла Гейтса, ни смерть Стива Джобса (с чьей харизмой и чутьем многие только и связывали успех Apple) ощутимо не повлияли на развитие их корпораций.

В России же в конечном итоге все всегда упирается в конкретных людей, без которых оставленный ими бизнес моментально начинает испытывать серьезные проблемы.

Разумеется, исход целого коллектива ключевых разработчиков способен погубить даже и западную компанию. Однако, как указывают эксперты, целенаправленное переманивание сотрудников друг у друга в среде корпораций строго ограничено неформальными договоренностями.

Отношения с главным заказчиком

С тем, что российские отношения в B2B (бизнес для бизнеса) строятся во многом на личных связях, вряд ли кто-то станет спорить. Фактор играет еще более важную роль в сегменте B2G (бизнес для государства).

Госсектор считается крупнейшим ИТ-заказчиком России. По итогам кризисного 2014 г. роль бюджетного заказа в стране лишь усилилась. Среди основных трендов нового времени — импортозамещение.

За последние годы сфера госзаказа стала значительно прозрачнее — информация о ходе закупочных процедур публикуется в интернете и находится под пристальным вниманием как регуляторов, так и СМИ. Поэтому легко наблюдать, что и без всяких коррупционных схем значение конкретных исполнителей, а не представляемых ими бизнес-брендов, в данном сегменте весьма высока.

В рамках столь щекотливой темы мы воздержимся от конкретных примеров, но многолетний анализ и сопоставление информации с сайта госзакупок позволяет констатировать тот факт, что вокруг изрядного числа государственных структур и компаний с госучастием формируются узкие пулы поставщиков, которые очевидно умеют выигрывать тендеры именно этих организаций. Им знакома тематика, в них выращены или привлечены соответствующие специалисты, результатами их работы заказчики довольны. И речь идет именно о топ-менеджерах, способных обеспечить результат, и узком круге разработчиков. Заказчики на ИТ-рынке России до сих пор доверяют людям, а не брендам.

В кризис не дешевеет только опыт

Одним из следствий текущего экономического кризиса в нашей стране является почти двукратное снижение курса рубля по отношению к мировым валютам. На этом фоне в глазах зарубежных инвесторов стоимость наших ИТ-компаний сильно упала, но это отнюдь не значит, что все они утратили финансовую привлекательность. Просели обороты в валюте, но остались люди с их опытом. То есть многие активы можно сейчас купить по западным меркам буквально за бесценок и получить в свое распоряжение квалифицированную команду (топ-менеджеров, ключевых разработчиков), которым в пересчете на твердую валюту еще минимум год-два можно платить небольшую зарплату.

Вице-президент австрийского ИТ-провайдера S&T AG Александр Мальшаков, отвечающий в том числе за покупку в 2015 г. в России полудюжины ИТ-компаний «на несколько десятков миллионов евро», в разговоре с CNews заверил, что, приобретая здесь фирму, представители зарубежного инвестора, безусловно, «заглядывают» в глаза директоров и лидеров технологических команд. «Талантливые организованные и мотивированные люди являются, в конечном итоге, одним из решающих факторов при принятии решения об инвестировании», — говорит он.

В то же время, как можно было заключить с его слов, также именно благодаря человеческому фактору зачастую многообещающие сделки не заключаются. Например, сложная ситуация возникает когда оказывается, что директора фирмы являются одновременно акционерами. «Продавая свои акции, такой директор теряет мотивацию для дальнейшего развития бизнеса», — отмечает Мальшаков.

Более того, как он объяснял CNews несколькими месяцами ранее, многие европейские инвесторы настолько большое значение уделяют личности владельца-переговорщика, что ни за что не подпишут договор, если тот вразумительно не объяснит, зачем он решил расстаться со своим детищем — то есть внятно не опишет еще и свои сугубо человеческие мотивы. Опытному инвестору они многое скажут о реальных перспективах бизнеса. Рассказы о том, что человеку ни с того, ни с сего просто стало скучно, и он решил заняться чем-нибудь (неизвестно чем) другим, всерьез восприняты не будут.

Примеры недооценки роли менеджеров

От теоретических обобщений перейдем к реальным примерам из недавней российской истории.

Опрашивая участников конфликтов, CNews задавал одинаковые вопросы о роли команды управленцев на бизнес в целом и о влиянии ухода старой команды топ-менеджеров на бизнес компании в частности.

1. «Энвижн»: закат легенды

Сегодня «Энвижн», один из самых известных и влиятельных интеграторов 2000-х, переживает не лучшие времена. По данным CNews Analytics, в 2014 г. компания смогла заработать лишь p28 млрд, что существенно меньше p39,4 млрд в 2013 г. и p59 млрд в 2012 г. Штатная численность сотрудников «Энвижн» с конца 2013 г. к концу 2014 г. сократилась с 3561 до 2995 человек.

Снижение показателей «Энвижн» произошло в результате конфликта управленцев компании и ее нового собственника. Смена акционеров привела к уходу с управляющих постов отцов-основателей — Дмитрия Тарабы, Алексея Глотова и Антона Сушкевича — и обвалу финансовых результатов предприятия.

Все началось в 2012 г., когда «дочка» АФК «Системы» РТИ и «Управляющая компания группы “Энвижн”» подписали рамочное соглашение, определяющее условия сделки по стратегической интеграции активов.


Смена акционеров привела к уходу с управляющих постов «Энвижн груп» отцов-основателей компании, в том числе Антона Сушкевича

Предполагалось, что РТИ купит у акционеров ЗАО «Энвижн груп» 50% акций компании. Еще 50% владельцев ЗАО «Энвижн груп» обменяют на дополнительно выпущенные акции ОАО РТИ, после чего получат до $200 млн деньгами и станут владельцами существенной доли ОАО «РТИ».

Однако к лету 2012 г. условия сделки изменились. «Система» в июле 2012 г. стала владельцем 50% плюс 0,5 акции интегратора через дочернюю РТИ, причем АФК расплатилась деньгами в сумме p3 млрд и ИТ-активами группы «Ситроникс», вошедшими в состав «Энвижн». По данным газеты «Ведомости» в октябре 2012 г. аудит «Ситроникса» выявил завышение выручки компании, и, соответственно, оценки компании, после чего основатели «Энвижн» затребовали у «Системы» более $100 млн компенсации.

В начале 2014 г. «Система» купила у основателей компании Дмитрия Тарабы, Алексея Глотова и ЗАО «Регион капитал», «дочки» Marshall Capital Константина Малофеева, еще 38,75% акций «Энвижн» за $82,5 млн, после чего Тараба и Глотов покинули компанию.

А в конце 2014 г. АФК выкупила оставшиеся 11,25% акций у бывшего гендиректора и одного из основателей «Энвижн» Антона Сушкевича за $10 млн. Сушкевич стал последним из основателей компании, сохранявшим в ней официальный пост (председателя совета директоров), однако в конце 2014 г. и он ушел из «Энвижн».

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

В 2015 г. «Система» продала «Энвижн» своей «дочке» — компании МТС — за p15 млрд.

Несмотря на очевидное снижение потенциала приобретенного актива в МТС не унывают: «Большой опыт интегратора в реализации ИТ-проектов в телекоммуникационном, финансовом, энергетическом, образовательном, медицинском секторах, и накопленная экспертиза и ресурсы остались в компании, — заявили CNews в компании. — С точки зрения экспертизы и опыта работа с новыми направлениями компания будет усилена за счет специалистов МТС. Компания находится в стадии трансформации под новые потребности рынка, и в ней идет интеграция активов и компетенций в структуру группы МТС».

2. Гибель «Армады»

Другим ярким примером стала история группы компаний «Армада», некогда занимавшей лидирующие позиции в сфере заказной разработки программного обеспечения в госсекторе. По итогам 2013 г. ее выручка составила p5,6 млрд  — 37 место в рейтинге «CNews100: Крупнейшие ИТ-компании России». Более поздние данные о деятельности предприятия недоступны.

Конфликт в «Армаде» разгорелся в начале 2014 г., когда миноритарные акционеры выразили неудовольствие финансовыми показателями компании и решили войти в совет директоров. В июле 2014 г. Алексей Кузовкин, стоявший у истоков создания «Армады», и возглавлявший ее совет директоров, покинул компанию.


Конфликт в «Армаде» привел к уходу Алексея Кузовкина, стоявшего у истоков создания компании

«К большому сожалению, сейчас можно констатировать, что компания фактически прекратила свое существование в качестве значимого игрока на ИТ-рынке, а ее состояние, точнее всего описывается фразой "пульс нитевидный". Что повлияло на это в большей степени — уход старой команды или приход «новых настоящих профессионалов» решать не мне, — заявил CNews Андрей Возняк, много лет работавший в Армаде, а в 2014 г. недолго занимавший должность гендиректора компании. — Судя по заявлениям в СМИ и правоохранительные органы, которые делались от имени представителей нового менеджмента, стремление сохранить и увеличить рыночную стоимость акций было лишь красивыми словами. Факты по деловым показателям к настоящему времени очень простые: нет никакой информации о контрактах, заключенных на 2015 г. по направлению разработки программного обеспечения, я не видел информации даже об участии компаний в тендерах и конкурсах, крупные финансово-промышленные группы, якобы вошедшие в состав акционеров, не заявляли о привлечении компаний «Армады» к исполнению своих заказов и потребностей в сфере ИТ, несколько ключевых компаний группы находятся на грани банкротства, консолидированная финансовая отчетность и аудиторские заключения по итогам 2014 г. не опубликованы, т.е. объективные «деловые показатели» отсутствуют».

CNews Analytics: Рейтинг операторов фискальных данных 2024
ритейл

Разбирательства в судах между сторонами пока ни к чему не привели. В «Армаде» не ответили на вопросы CNews.

3. Исход из «Прогноза»

Пермская компания «Прогноз», крупный разработчик решений в области бизнес-аналитики (по данным CNews Analytics выручка в 2014 г. составила p4,5 млрд), в сентябре 2014 г. расстался с Андреем Селяниным, который работал в компании с 1998 г. В 2008 г. он занял пост заместителя генерального директора, а в 2011 г. был назначен первым заместителем. Под его руководством был создан ряд систем для администрации Президента, аппарата Правительства, Минэкономразвития, Федерального дорожного агентства, администраций 40 регионов России.

Селянин объяснял свой уход несогласием со стратегией развития «Прогноза», в которой сделан акцент на международные проекты в ущерб бизнесу в России. Вместе с Селяниным ушли более 150 специалистов или почти 10% всех сотрудников. Вместе они создали новую компанию.


«Прогноз» расстался с Андреем Селяниным, занимавшим пост заместителя генерального директора из-за несогласия со стратегией развития компании

Спустя год, оценивая влияние потери топ-менеджера на бизнес «Прогноза», замгендиректора компании говорит, что он «не прошел незамеченным, но однозначно оценить его влияние на компанию сложно».

«Это была команда, которая не придерживалась стратегии «Прогноза» по использованию собственной технологии в разработке решений для заказчиков. Такой подход приводил к дополнительным трудозатратам и невысокой эффективности», — характеризует он работу Андрея Селянина, добавляя, что «после их ухода средняя рентабельность по компании выросла».

Сам Селянин не ответил на вопросы CNews.

Очевидный вывод

В целом большинство опрошенных CNews прямых и косвенных участников данных событий подтвердили тезис о том, что команда менеджеров — ключевой актив ИТ-компаний в современной России. С учетом приведенных примеров с этим довольно сложно спорить.