Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ Революция

Гуру суперкомпьютинга зовет Россию в клуб экзафлопов

Преодоление экзафлопного барьера – следующая цель разработчиков суперкомпьютеров. Но для ее достижения необходимы огромные усилия всего мирового сообщества по изменению существующего и созданию нового ПО и средств разработки. Энтузиасты «экзафлопного будущего» надеются задействовать в этом и Россию.

Москву впервые посетил Джек Донгарра (J. Jack Dongarra) - гуру суперкомпьютерной отрасли, разработчик теста Linpack и один из авторов рейтинга Топ500 самых мощных компьютеров мира. В интервью CNews он рассказал, что одна из целей его визита – привлечение российских специалистов для участия в новом проекте Exascale, задача которого – объединить усилия мирового сообщества разработчиков ПО с открытым исходным кодом для создания ПО, необходимого для систем экзамасштаба.

По оценкам Донгарры, первый экзафлопный суперкомпьютер должен будет появиться в 2019 г., ровно через 11 лет после преодоления петафлопного рубежа (напомним, что терафлопный рубеж был преодолен в 1997 г., а гигафлопный – в 1986 г., то есть наблюдается четкий 11-летний цикл роста быстродействия суперкомпьютеров). Однако, по словам Донгарры, чтобы уложиться в этот срок, уже необходимо мобилизовывать усилия для изменения существующего ПО и разработки новых языков программирования и алгоритмов, способных повысить быстродействие систем за счет увеличения степени параллелизма.

Первое заседание «экзафлопного клуба» состоялось в начале апреля в Мексике – в нем участвовали 65 специалистов из Европы, США и Японии. «Теперь мы надеемся задействовать в нашей работе и Россию, - говорит Донгарра. – Я думаю, что российские коллеги могли бы очень успешно поучаствовать в этом». По его словам, следующая встреча разработчиков назначена на июнь и пройдет в Париже, а третья – пока финальная – состоится осенью в Японии.

Донгарра надеется задействовать Россию в гонке за экзафлопом
Донгарра надеется задействовать Россию в гонке за экзафлопом

«Визит Донгарры говорит о более тесной интеграции России в мировое HPC-сообщество», - комментирует Виктор Кожевников, директор по маркетинговым коммуникациям компании «Т-Платформы». По его словам, несмотря на то, что наша страна сравнительно недавно вышла на суперкомпьютерный рынок, по научно-техническому потенциалу в этой области она находится сейчас в Топ5-10 мира.

Напомним, что производительность в один экзафлоп (миллион триллионов или квинтильон – 10 18 операций с плавающей запятой в секунду) в тысячу раз превышает достигнутый сегодня барьер в 1 петафлоп (миллион миллиардов - 1015 операций в секунду). Согласно последнему рейтингу Топ500, лишь двум суперкомпьютерам в мире пока удалось преодолеть порог производительности в 1 петафлоп – это системы IBM Roadrunner (1,106 петафлоп) и Cray Jaguar (1,059 петафлоп).

Самый производительный на сегодняшний день российский компьютер, по информации Джека Донгарры, создается компанией «Т-Платформы» для НИВЦ МГУ и будет запущен в ноябре этого года. Когда машина будет введена в эксплуатацию, по своей производительности она займет 6-е место в текущем списке Топ500, говорит Донгарра. Тем не менее, к тому времени выйдет новая редакция рейтинга, и прогнозировать точные позиции российской разработки пока рано, считает он. Всего же у России сейчас восемь машин в мировом Топ500, напоминает Донгарра.

«Локальным вендорам суперкомпьютеров (не только в России, но и в других странах) очень сложно конкурировать с международными гигантами – такими, как HP или IBM», - говорит Джек Донгарра. Тем не менее, говоря об отечественных разработчиках, он отмечает, что у «Т-Платформ» есть хорошие перспективы для развития в России и даже в рамках Европейского союза. «Все зависит от того, насколько привлекательную цену они смогут предложить, насколько агрессивно подойдут к политике ценообразования», - подчеркивает он.

Источник: "Т-Платформы", 2009 г.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Что касается текущей ситуации на мировом HPC-рынке, то, по мнению Донгарры, еще слишком рано оценивать ущерб от последствий рецессии. В то же время, уже очевидно, что те планы, которые были у компаний по расширению своих вычислительных мощностей, могут быть отложены или вовсе отменены. Замедляются циклы обновления парка ПК, такие вендоры, как AMD и Intel, столкнулись с тем, что не могут продать запланированное количество процессоров. Некоторые научно-исследовательские области также могут пострадать – сократятся фонды, и в результате может быть отложено приобретение новых машин. Но эксперт уверен, что текущий экономический кризис – не помеха для долгосрочных планов по достижению экзафлопного рубежа. «Кризис – временное явление, - говорит он. – Важно то, что в не столь отдаленной перспективе мы достигнем экзафлопа, и уже нужно активно двигаться в этом направлении».

Донгарра также отмечает, что мировой рынок HPC сейчас относительно невелик по сравнению с рынком коммерческих ПК, но он будет расти в перспективе. Пока же, по оценкам IDC, в 2008 г. объем мирового рынка сократился на 4,2% и составил $9,6 млрд., а прогноз аналитиков на 2009 г. – дальнейшее падение примерно на 5,4%. Начало глобального роста IDC ожидает лишь в 2010 г., когда рынок поднимется на 9%, а к 2012 г. его объем составит $11,7 млрд.

Тем не менее, Джек Донгарра подчеркивает, что HPC становятся все более значимыми для коммерческого сектора, особенно для промышленности, так они могут дать очевидные преимущества: ускорить производство, повысить эффективность, оптимизировать проектирование. «Более половины из Топ500 суперкомпьютеров мира задействованы в промышленности, - отмечает он. - Это признак того, что промышленность заинтересована в их использовании и применяет НРС все чаще». Отметим, что, в отличие от западных рынков HPC, в России основными заказчиками суперкомпьютеров по-прежнему являются научные и образовательные организации – по сути, государство.

Источник: "Т-Платформы", 2009 г.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Что примечательно, российский рынок демонстрировал рост на фоне падения глобального рынка суперкомпьютеров. Напомним, что, по оценкам аналитиков, за 2008 г. НРС-сегмент в России вырос на 33% - с $60 млн в 2007 г. до $80 млн. И мог бы показать еще большие темпы, если бы не ряд «болезней», которыми страдает российская суперкомпьютерная отрасль. Главной из них эксперты считают тотальный дефицит специалистов, способных развивать рынок. При этом игроки рынка отмечают, что некоторые проекты были перенесены на 2009 г., а значит, показатель мог оказаться еще значительнее. В 2009 г. эксперты прогнозируют дальнейший рост примерно на 30-40%, до $100-120 млн.

Российские производители суперкомпьютеров с гораздо большим оптимизмом смотрят в будущее. По их оценкам, динамика роста в ближайшие годы сохранится, и к 2012 г. российский HPC-рынок может превысить отметку $300 млн. Основной причиной положительной динамики является то, что рынок растет в основном за счет сверхбольших проектов, которые планируются и согласовываются в течение нескольких лет.

Надежда Генина