Разделы

ПО Софт Маркет

Россия: рынок аренды делового ПО за год вырос на 50%

При значительном росте выручки от предоставления ПО по схеме SaaS в России, ее доля в общем объеме рынка программ для предприятий все еще крайне невелика. Мешает цифровое неравенство регионов, распространенность пиратского ПО и недоверие к аренде программ.

До $3 млн выросла в 2009 г. выручка компаний, занимающихся в России предоставлением делового ПО в аренду по модели SaaS (software as a service, ПО как услуга), говорится в исследовании J’son & partners (J&P). Рост этого сегмента по сравнению с 2008 г. аналитики оценивают минимум в 50%. При этом его доля в общем объеме рынка делового ПО в России – $710 млн, остается незначительной – около 0,4%.

Исследователи объясняют заметный рост рынка в течение года запуском новых проектов, появлением тематических каталогов решений, включением SaaS-продуктов в интернет-магазины ПО, а также увеличением числа реселлеров SaaS-решений за счет хостинговых компаний и провайдеров широкополосного доступа.

Абсолютное большинство SaaS-разработок, используемых в России, являются либо системами управления взаимоотношения с клиентами (CRM, client relationship management) или предназначены для коллективной работы сотрудников (CCC, content, communication and coolaboration). Доля выручки поставщиков SaaS-решений от этих двух классов разработок и в мировом масштабе превышает 50%. Аналитики J&P приводят выручку $2,17 млрд от аренды CRM и $2,5 млрд – от CCC.


Структура спроса на SaaS-решения по сферам деятельности

Всего в исследовании учитывалось порядка 30 SaaS-решений. По мнению исследователей, число узкоспециализированных, отраслевых разработок совсем невелико. К ним относятся системы управления отелями и управление медиа- и телевизионными проектами. Средняя стоимость одной лицензии за месяц для CRM-решений составляет от 500 до 1800 руб., систем коллективной работы — 470 руб. Для сравнения средняя стоимость одной лицензии на месяц для бухгалтерских программ, по оценке аналитиков составляет 300 руб. Эти цены рассчитаны для организации с числом сотрудников от двух до десяти, максимум до 50, т.е. для предприятий малого и среднего бизнеса.

При общем числе таких организаций в России около 1,6 млн., лишь около 2 тыс. из них используют деловые приложения в рамках модели SaaS. Причем распределение заказчиков по различным сферам деятельности неравномерно - заметно больше остальных организаций арендой делового ПО интересуются компании, занимающиеся розницей, а также работающие в сфере ИТ и телекоммуникаций.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

В качестве препятствий для развития аренды ПО J&P называют цифровое неравенство регионов, высокий уровень использования пиратского ПО, недоверие к аренде ПО как таковой и несоответствие уровня предоставляемых в аренду услуг ожиданиям заказчиков. «В существующих экономических, технических и культурных условиях SaaS в России вряд ли способен стать массовым решением и полноценной заменой существующего ПО для организаций, - делают вывод аналитики. - Залог успешного развития рынка SaaS-решений – лояльность со стороны потребителей аутсорсинговых услуг в целом и аренды ПО в частности».

Не все участники рынка согласны с данными исследования. «Отчет вызывает вопросы о том, какие именно приложения были отнесены к деловому программному обеспечению, - считает директор по маркетингу Parallels Константин Анисимов. - Но даже если опустить классификацию, цифры продаж, скажем, от реализации только продуктов Microsoft по схеме SaaS (Share point, Exchange server, Dynamics CRM), говорят о величине рынка в несколько раз превышающей указанную».

По его мнению, сдача отчетности в налоговую, пенсионный фонд, в Росстат - это уже те услуги, которые SMB потребляет по модели аренды ПО, не осознавая этого. «Только этот вертикальный сегмент рынка SaaS уже оценивается более чем в $100 млн, - продолжает Анисимов. - Абонентская база «СКБ-контур» насчитывает более 1 млн клиентов, в компании «Мое дело», занимающейся предоставлением возможностей ведения он-лайн бухгалтерии, зарегистрировано 5 тыс. учетных записей. Поэтому показатель в 2 тыс. компаний, указанный в отчете, требует пояснений». Этот рынок не является чем-то принципиально новым, резюмирует Анисимов, но постепенно SMB незаметно для себя самого будет потреблять большую часть ИТ из облака.

Денис Легезо