Разделы

Техника

Россия: на рынке устройств печати наступает перелом

По мнению IDC, скоро ценовые войны на корпоративном рынке устройств печати перестанут быть эффективными. В связи с этим вендорам придется менять правила игры.

В 2011 г. в Россию было поставлено 4,2 млн принтеров, копиров и МФУ, что на 0,8% превысило показатель 2010 г. В денежном выражении рынок увеличился на 1,4% до $940,9 млн, сообщает IDC.

«Рост рынка обеспечили сильные продажи в первом и третьем кварталах, в то время как второй и четвертый квартал показали более скромные результаты, чем годом ранее. Тем не менее, четвертый квартал вновь стал самым большим в году по объему поставок благодаря сезонному увеличению спроса – главным образом, со стороны корпоративного и государственного секторов», - содержится в отчете аналитиков.

Доля многофункциональных устройств в общем объеме поставок продолжила расти, увеличившись до 57,3% от общего объема поставок в штучном выражении. Кроме того, стоит отметить положительную динамику в подсегменте полноцветных лазерных устройств, доля которых составила 5,3% в штучном и 14,3% в денежном выражении от общего объема поставок лазерной техники.

Продажи техники формата А3 выросли примерно на 40% как в штучном, так и в денежном выражении. В обоих подсегментах также наблюдается опережающий рост МФУ.

Монохромные лазерные устройства, поставки которых выросли на 7,3% до 170,8 тыс. штук, по-прежнему доминируют в совокупном объеме, в то время как поставки струйной техники за год уменьшились более чем на 8,7% до 141,5 тыс. штук.

«Продажи лазерной техники по-прежнему являются основным драйвером рынка, – прокомментировал Исмаил Белов, ведущий аналитик IDC. – Спад же продаж струйной техники можно лишь частично объяснить переполнением складов в конце 2010 г. В большей степени он свидетельствует об изменении потребительских предпочтений».

 Ценовые войны на корпоративном рынке скоро станут неэффективными
Ценовые войны на корпоративном рынке скоро станут неэффективными

В структуре продаж по целевым вертикалям заметна отчетливая тенденция к увеличению спроса со стороны корпоративного и государственного секторов. Продажи в сегменте домашних пользователей сократились. В то время как розничные продажи, по мнению ключевых игроков рынка, шли достаточно вяло, было замечено существенное повышение тендерной активности, особенно в конце года. В ряде случаев игроки вынуждены были прибегнуть к значительному демпингу, чтобы обеспечить своей продукции ценовое преимущество в тендерных сделках.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

«Мы являемся свидетелями переломного этапа в корпоративном сегменте, – продолжил Белов.– Ценовые войны скоро станут неэффективными, поскольку цены на коробочный продукт в процессе тендерной игры зачастую снижаются настолько, что не в состоянии обеспечить требуемого минимального уровня рентабельности».

"Вероятно, в скором времени на корпоративном рынке останутся лишь вендоры, либо готовые предложить заказчику кастомизированные индустриальные решения с высокой долей дополнительных услуг, либо имеющие в своем продуктовом портфеле привлекательные для заказчика предложения послепродажных услуг. Оказание этих услуг обеспечит им устойчивый поток денежных средств на пост-тендерном этапе и позволит восполнить недостаток маржи при продаже коробочной продукции", - заключил эксперт.

Ранее IDC опубликовала аналогичный отчет по мировому рынку устройств печати. Согласно подсчетам компании, в 2011 г. поставки устройств на мировой рынок выросли на 0,7% до 126 млн штук. При этом струйные устройства в IV квартале прошлого года заняли 66% мирового рынка в натуральном выражении, а монохромные лазерные устройства - 25%.

Лидерство по итогам IV квартала прошлого года на глобальном рынке сохранила компания Hewlett-Packard с долей 39,4%. На втором месте - Canon с долей 18,7%, на третьем - Epson с долей 16,9%, на четвертом - Brother, которой в указанный период принадлежало 5,8%. Пятерку замкнула Samsung c долей 5,3%.

Сергей Попсулин