Разделы

Интернет Веб-сервисы

Сын Воложа превратил «Яндекс» в крупнейшего диспетчера такси

«Яндекс» приступил к активному продвижению проекта «Яндекс.Такси», развиваемого сыном основателя поисковика Аркадия Воложа. В результате запуска веб-версии к концу 2012 г. «Яндекс» намерен утроить число вызовов такси через свой сервис, который уже сейчас является крупнейшей диспетчерской такси с базой 6 тыс. машин.

Сервис «Яндекс.Такси», ранее существовавший только в виде мобильных приложений для iPhone и телефонов на Android, теперь будет доступен через веб-интерфейс.

«Яндекс.Такси» - это первый проект, разработанный в стенах «Яндекса» Львом Воложем, сыном сооснователя и совладельца «Яндекса» Аркадия Воложа.

Волож-младший в «Яндекс» пришел около двух лет назад. По работе он подчиняется руководителю отдела портальных и мобильных сервисов поисковика Тиграну Худавердяну.

До прихода в поисковик сын основателя «Яндекса» работал в «небольшом инвестиционном бутике». Год назад он закончил магистратуру ВШЭ по специальности «Экономика».

О проекте «Яндекс.Такси» стало широко известно в октябре 2011 г., когда одноименное приложение появилось в App Store. Оно было скачано около 300 тыс. раз.

Приложение (а теперь и веб-сервис) «Яндекс.Такси» позволяет пользователю заказать такси без необходимости звонить в диспетчерскую. Сервис дает возможность указать при заказе не только место и время подачи автомобиля, но и, в частности, его классность, а также параметры тарифа оплаты. В результате обработки заказа за пользователем приезжает ближайший удовлетворяющий его требованиям автомобиль одного из партнеров-таксомоторов «Яндекса», причем пользователь может наблюдать подъезд машины на карте в реальном времени.

Лев Волож признает, что в мире уже существует один аналогичный сервис: американский Taxi Magic.

«Яндекс.Такси» сотрудничает примерно с третью легальных такси Москвы, имея в своей базе около 6 тыс. машин, учитывая, что в столице, по данным муниципального департамента транспорта, работают 17 тыс. легальных такси против 40 тыс. самодеятельных извозчиков. Таким образом, за полгода существования мобильного приложения «Яндекс.Такси», поисковик стал самой крупной таксомоторной диспетчерской Москвы. Сейчас с помощью «Яндекс.Такси» в Москве обрабатывается около 10 тыс. заказов в неделю от аудитории в 300 тыс. пользователей мобильных приложений.

Как полагает Лев Волож, и его партнеры-таксисты, запуск веб-интерфейса позволит существенно увеличить как аудиторию сервиса, так и число партнеров.

Лев Волож надеется на значительный рост популярности приложения для заказа такси
Лев Волож надеется на значительный рост популярности приложения для заказа такси

Гендиректор «Такси-Ритм» Дамир Курмаев говорит, что с появлением приложения «Яндекс.Такси» число заказов в его компании выросло на 10% или примерно на 250 в сутки при общем числе 1,5-2 тыс. Он добавляет, что запуск сервиса на веб-интерфейсе принесет ему примерно столько же дополнительных заказов.

Еще более позитивно оценивает перспективы московских таксистов гендиректор «Такси@SMS» Денис Ким, компания которого стала первым таксопарком, подключенным к «Яндекс.Такси», и которой он дал 5% дополнительных заказов. По его словам, мобильное приложение «Яндекс.Такси» «продвигалось очень аккуратно», чтобы избежать резкого всплеска заказов, и, как следствие, риска сбоев в обслуживании. Теперь таксисты готовы к существенному росту аудитории, который последует в результате выхода «Яндекс.Такси» в веб.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Интересно, что, по заявлению Льва Воложа, существуют таксопарки, которым «Яндекс.Такси» предоставляет 100% клиентов.

Помимо привлечения клиентуры «Яндекс.Такси» приносит своим партнерам экономию бесплатного пробега. По данным как «Яндекса», так и таксистов, сервис позволил снизить среднее время подъезда к клиенту («холостой ход») примерно с 20 до 12 минут.

Сокращение бесплатного пробега и оптимизация логистики позволяет таксистам-партнерам обратиться к сегменту коротких перевозок «до метро», который сейчас полностью принадлежит частному извозу.

Требование «Яндекса» к партнерам по поводу подключения к сервису заключается в присутствии в будний день 100 машин на линии одновременно. С технической стороны от партнера требуется наличие серверной инфраструктуры, в режиме 24/7 отдающей «Яндексу» данные о машинах на линии. При этом внедрение технологии позиционирования машин в городе остается заботой автопарка.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

В перспективе партнерам-агрегаторам предстоит участие в монетизации «Яндекс.Такси». Как говорит руководитель отдела портальных и мобильных сервисов поисковика Тигран Худавердян, монетизация будет осуществляться по комиссионной модели. Насколько известно CNews, партнерам за использование сервиса предложат перечислять до 10% выручки. Срок перехода на платную модель использования сервиса в «Яндексе» не называют.

Поскольку, по словам Льва Воложа, эти требования довольно высоки даже для московских таксопарков, для работы с сервисом им приходится объединяться под эгидой партнеров-агрегаторов. При помощи 15 партнеров «Яндекс.Такси» информирует своих пользователей об услугах 80 таксопарков.

Как рассказал CNews Лев Волож, в недалекой перспективе работа «Яндекс.Такси» распространится на все города-миллионники, а также на все города, где «присутствует «Яндекс»: всего городов, где будет запущен сервис, десять.

Помимо этого сервис планирует к концу 2012 г. утроить число предоставляемых им заказов такси, доведя их до показателя 30 тыс. в неделю.

Владислав Мещеряков