Разделы

Бизнес Цифровизация ИТ в банках Инфраструктура

Самобичевание Германа Грефа не изменит ИТ-политику Сбербанка

Руководство ИТ-дочки Сбербанка заверило, что недавние рассуждения Германа Грефа о необходимости смены ИТ-платформы организации не подразумевают каких-либо принципиально новых шагов. Все необходимые меры по модернизации уже и так прописаны в стратегии развития.

Греф имел в виду совсем другое

В части модернизации своих ИТ-систем Сбербанк продолжит следовать своей долгосрочной стратегии развития, прописанной до 2018 г. Об этом сообщила гендиректор ИТ-дочки банка — «Сбертеха» — Алиса Мельникова, отвечая на вопрос о том, не планирует ли организация объявлять тендеры на покупку новых ИТ-систем после недавних громких заявлений президента Сбербанка Германа Грефа.

Напомним, в середине января 2015 г. в своей речи на Гайдаровском форуме в РАНХиГС Греф сокрушался о том, что завершившаяся масштабная централизация ИТ-систем банка не принесла должных результатов, и банку требуются дополнительные изменения в сфере ИТ. «Мы для себя принимаем решение, что мы уходим в прорыв вообще, мы меняем целиком всю нашу платформу… Нам нужна гибкая платформа, не такая огромная как сегодня», — говорил он.

Сейчас Мельникова склонна рассуждать о том, что слова ее шефа могли быть неверно интерпретированы. «Он имел в виду не новые ИТ-системы, он имел в виду более глубокую вещь, — считает она. — Он говорил, что, с одной стороны, был сделано многое для сокращения разрыва между текущим состоянием и тем состоянием, в котором мы хотим оказаться — не только как лидер банковской отрасли, но и технологической. Но осталось сделать еще многое».

По ее словам, о замене какой-то конкретной системы Греф не говорил. «Он имел в виду преобразования ИТ-ландшафта и системы работы более крупного масштаба», — утверждает Мельникова. И эти изменения, как считает Мельникова, полностью укладываются в уже действующие программы модернизации сферы ИТ в банке.

Разочаровавшая Грефа программа централизации ИТ-систем Сбербанка была названа руководителем «Сбертеха» в числе главных достижений организации в 2015 г.

«Это не вопрос объявления тендера и установки одной системы вместо другой. Это вопрос происходящей полной комплексной модернизации всего технологического блока», — говорит она.

Существующий ИТ-ландшафт организации она сравнивает с мозаикой, исторически состоящей из разных систем от различных поставщиков. «Она рабочая. Но это антиквариат. Менять и реставрировать ее фрагменты — долго и трудно, — отмечает она. — Нам нужна не флорентийская мозаика, а “Лего”, чтобы было просто и удобно. Система работает, но нужно двигаться дальше, потому что мы себя сравниваем не с банками, а с лидерами технологической отрасли».

Сам Герман Греф, напомнил, сравнивал Сбербанк с такими компаниями как Google и Amazon, отмечая, что последняя делает 10 тысяч изменений своей системы в день, в чем критически отличается от банка.

Комментируя эти слова, Алиса Мельникова сообщила, что речь шла не про скорость разработки, а про скорость доставки до клиента. «Лет десять назад по классической схеме работа над задачами шла месяцами, а то и годами — из-за долгих периодов тестирования и внедрения готовых решений, — вспоминает она. — Наша задача в том, чтобы сделать ИТ-ландшафт пригодным для мгновенных изменений. Если задачу можно решить за один день, то нужно, чтобы и клиент увидел результат в тот же день».

Что привнесет новый ИТ-актив Сбербанка

На Гайдаровском форуме Герман Греф, рассуждая о том, что было воспринято как курс на смену ИТ-платформы, заявил, что банк приобрел пакет некой российско-американской ИТ-компании.

Позже первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис рассказал, что речь идет о компании GridGain, которой в конце декабря 2015 г. банк заплатил $5,6 млн, выбрав ее в качестве единственного поставщика, предоставляющего право на программный продукт GridGain In-Memory Data Fabric.

Сейчас Алиса Мельникова пояснила, что использование компетенций этой организации для Сбербанка лежит в плоскости модернизации платформы поддержки развития бизнеса.

«Для того, чтобы системы работали стабильно и эффективно, выдерживали нагрузки, приходится переходить от традиционных технологий к технологиям, которые дал GridGain — вычислениям в памяти и работе с большими данными, — говорит она. — Рассчитываем, что это даст большой выигрыш в производительности и стабильности».

По ее словам, поэтапный проект внедрения новых технологий уже начался и будет идти до 2018 г. «Первые внедрения в промышленный контур состоятся уже в 2016 г.» — отметила она.

Как модернизируются ИТ в банке

Стратегический план развития Сбербанка до 2018 г. в сфере ИТ подразумевает сокращение сроков вывода новых продуктов на рынок, повышение эффективности и обеспечение операционной надежности.

Чтобы достичь этих целей, в банке разработали четыре большие программы модернизации ИТ-ландшафта. Первая касается модернизации фронт-офиса, который связан с бизнес-логикой и обслуживанием клиентов, в том числе в удаленных каналах. Вторая — платформы поддержки развития бизнеса.

Третья программа, получившая название «фабрика данных», направлена на повышение качества и доступности данных для анализа, способствуя снижению трудозатрат на сбор и обработку информации. Последняя программа связана с построением блока технологий банка — оказанием бизнесу разносторонней техподдержки совместно со смежными подразделениями организации.

Итоги 2015 г. в цифрах

Итоговая выручка «Сбертеха» в 2015 г., по заявлению его руководства, составила p15,2 млрд, хотя в апреле прошлого года соответствующий контракт с единственным заказчиком организации — Сбербанкомбыл заключен на p16,316 млрд.

С апреля 2015 г. численность персонала «Сбертеха» увеличилась с примерно 5,3 тыс. до 6515 сотрудников (66% в Москве, остальные — в регионах РФ и в белорусском Минске).

Компания вышла на уровень 740 ИТ-внедрений в месяц (650 годом ранее). При этом у нее на текущий момент одновременно на реализации находится 532 долгоиграющих проекта (450 в прошлом году).

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Денис Воейков