Разделы

Бизнес Законодательство ИТ в госсекторе Маркет

Зачем «Почта России» купила самолеты? Разбирается Генпрокуратура

CNews выяснил подробности проверки, проводимой Генпрокуратурой в отношении покупки «Почтой России» двух магистральных самолетов общей стоимостью 3,4 млрд руб. Жалобу в надзорное ведомство направил профсоюз сотрудников почты, который считает, что покупать самолеты почтовому предприятию в принципе не требовалось.

Авиасообщение «Почты России» с Китаем

«Почта России» начала регулярное авиасообщение между Новосибирском и китайскими городами Синьженем и Харбином. В будущем рейсы в Китай будут также осуществляться из Екатеринбурга. Полеты осуществляются на двух магистральных самолетах Ту-204-100с, принадлежащих «Почте России».

Два Ту-204с были куплены «Почтой России» в 2016 г. Они предназначены для перевозки посылок между Москвой и Дальним Востоком и для сообщения с Китаем. Самолеты были приобретены за 3,4 млрд руб. у компании «ИФК Эссет Менеджмент», «дочки» «Ильюшин Финанс Ко». Сделка была согласована куратором «Почты России» - Минкомсвязи.

Кто пожаловался в Генпрокуратуру на «Почту России»

В январе 2017 г. проверку этой сделки начала Генпрокуратура. Подробности проверки не разглашались, но CNews удалось получить в распоряжение ее материалы. Жалобу в Генпрокуратуру по поводу данной сделки направила председатель профсоюза работников «Почты России» Татьяна Соколова.

Соколова возмущалась другим ранее обнаруженным Генпрокуратурой фактом: вознаграждение главы «Почты России» Дмитрия Страшнова по итогам 2014 г. составило 95 млн руб. при том, что согласно установленным правительством правилам, руководитель федерального госпредприятия не может получать зарплату более чем в восемь раз больше, чем средний сотрудник по данному предприятию.

Один из двух Ту-204, приобретенных «Почтой России»

Средняя ежемесячная зарплата на «Почта России» составляет около 19 тыс руб. в месяц. Соколова говорит, что возмущенные сотрудники почты стали подавать в суд, требуя пересчитать выплаченную им зарплату, исходя из соотношения 1/8 по сравнению с полученным Страшновым вознаграждением.

«Контрабандный канал почтовых отправлений»

В целом, как утверждает Соколова, «Почта России» находится в «бедственном положении». Председатель профсоюза работников почты обвинила Cтрашнова в махинациях. Одна из них, по ее мнению - это эксперимент по приравниваю мелких пакетов к письменной корреспонденции. Мелкие пакеты составляют 80% от объема входящей международный почты.

В рамках эксперимента, проводимого совместно с Федеральной таможенной службой, мелкие пакеты перестали проходить таможенный досмотр. Это, как пишет Соколова, привело «к созданию канала контрабанды в особо крупном размере», объем которого составляет 400 тыс. отправлений в сутки.

Почему «Почте России» не нужны самолеты

Другое обстоятельство, на которое обратила внимание Соколова, это покупка самолетов. По ее расчетам, стоимость воздушных лайнеров завышена в два раза, так как их балансовая стоимость, указанная в договоре залоге перед «Новикомбанком», составляет всего 1,6 млрд руб. Кроме того, для финансирования покупки самолетов «Почта России», с согласия Минкомсвязи, взяла в кредит в Альфа-банке 3 млрд руб., процентные выплаты по которому составят 1,7 млрд руб. То есть общая сумма сделки составит 5,14 млрд руб.

Соколова уверена, что «Почте России» в принципе не стоило покупать самолеты. Предприятию логичнее было бы продолжать пользоваться услугами различных авиаперевозчиков по доставке почты на Дальний Восток, тем более что недавно ряд авиакомпаний - «Россия», PegasFly и «Вим-Авиа» - расширили свои парки на данном направлении. Другой вариант - самолеты можно было приобрести в лизинг, что позволило бы сэкономить 1,4 млрд руб. по сравнению с их покупкой.

Рассчитанный в соответствующем бизнес-плане срок окупаемости сделки - 4,3 года - нереален, уверена Соколова. В бизнес-плане загрузка самолетов указана в объеме 30 тонн, тогда как на самом деле она составляет 19 - 20 тонн. Указанная цена перевозки - $3,5 за 1 кг - выше рыночной, которая составляет $1,5-2 за 1 кг. Кроме того, бизнес-план рассчитывался, исходя из курса рубля к доллару 75 руб/$ (по нему должна была конвертироваться валютная выручка от доставки почты из Китая), однако сейчас курс доллара заметно ниже.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Также бизнес-план предполагал общий объем перевозки из Китая в размере 135 тыс. тонн. Но в реальности объем перевозок будет меньше, предупреждает Соколова, ведь на данном направлении действует высокая конкуренция.

Ожидается почтовый коллапс в Хабаровске

Более того, после того, как «Почта России» откажется от перевозки почтовых отправлений силами авиаперевозчикам, то последним придется снижать цены на свои услуги, в результате к ним уйдет большая часть отправителей почты. Снижение же объема отправлений из Китая на 25-30% вынудит «Почту России» сократить число авиарейсов, а это, в свою очередь, приведет к увеличение сроков доставки корреспонденции, предупреждает председатель профсоюза работников почты.

Схема доставки почтовых отправлений из Китая предполагает, что они будут проходить через Хабаровск. В Хабаровск ежедневно будет приходить 20 тонн отправлений, а вывозиться - только 10-12 тонн. В результате в Хабаровске ежедневно будет скапливаться 8 тонн отправлений, что приведет к коллапсу данного узла, опасается Соколова. Придется привлекать малые грузовые самолеты Ан-26, услуги которых весьма недешевы - например, перевозка 1 кг из Хабарвоска в Магадан обойдется в 200 руб.

Еще один момент, на который указывает Соколова - это необходимость передать самолеты действующему эксплуатанту гражданской авиации, что увеличит для «Почты России» стоимость обслуживания саомлетов. В целом же основная проблема в доставке почты находится не на магистральном направлении из России в Китай, а на внутренних маршрутах - до Чукотки, Камчатки, Магадана, Якутии, Сахалина и т.д., считает председатель профсоюза работников почты. Но почту до большинства дальневосточных регионов регионов из Хабаровска предлагается перевозить наземным путем, что существенно увеличит сроки доставки.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Ответ «Почта России»

Генпрокуратура заинтересовалась замечаниями относительно покупки самолетов и передала их в Минкомсвязи, а министерство, в свою очередь, направило их в «Почту России». В ответе директора «Почты России» по правовым, корпоративным и международным вопросам Александра Павлова (имеется в распоряжении CNews), говорится, что доводы Татьяны Соколовой носят оценочный и субъективный характер, источники данных, используемых ею при расчетах, не указаны, а выводы не соответствуют действительности.

Перед закупкой самолетов «Почта России» разместила на пяти крупнейших электронных торговых площадках запрос соответствующих предложений. Предложение, направленное «ИФК Эссет Менеджмент», оказалось единственным, соответствующим заявленным требованиям. В этих условиях «Почта России» имела право осуществить закупку у единственного поставщика. Сделка по покупке самолетов была одобрена Федеральной антимонопольной службой, перед ее осуществлением было получено заключение независимого оценщика - «Атлант-Оценка».

«Почта России» имеет право самостоятельно эксплуатировать самолеты, настаивает Павлов. Тарифы авиакомпаний, услугами которых пользовалась «Почта России», на 30% превышают затраты предприятия на содержание собственного авиапарка. При этом услуги авиакомпаний не обеспечивают доставки почтовых отправлений в нужный срок. Покупка самолетов в лизинг является одним из вариантов приобретения воздушных судов и не представляет большей выгоды, чем покупка их в кредит, уверен Павлов.

В целом объем почтовых отправлений из Китая постоянно растет. В 2016 г. объем отправленных из Китая мелких пакетов увеличился в 6,5 раз по сравнению с 2013 г., общий объем отправлений из этой страны составил 30 тыс. тонн. При этом оба воздушных судна смогут провозить только 30% от данного объема, то есть вариант с простоем данных судов исключен. Что касается Хабаровска, то стратегия «Почты России» предусматривает строительство в этом городе почтового логистического центра, что позволит избежать коллапса.

Минкомсвязи поддержало «Почту России» и направило в Генпрокуратуру соответствующий ответ, подписанный директором департамента законодательных инициатив министерства Василием Горбуновым. Ход проверки по данному вопросу в «Почте России» не комментируют.


Посткомментарии «Почты России»

После выхода материала с CNews связалась пресс-служба «Почты» и сообщила, что в период с декабрь 2011 г. по февраль 2017 г. собственные воздушные суда предприятия осуществили 62 рейса и перевезли 416 тонн почтовых отправлений и 1,382 тыс. тонн коммерческих грузов. Из них на 10 рейсах были перевезены только почтовые отправления, а на 48 осуществлялась дозагрузка бортов коммерческим грузом в целях повышения экономической эффективности.

«Наличие собственного воздушного флота позволяет "Почте России" не зависеть от расписания пассажирских авиаперевозок, что повысило качество и сроки доставки авиапочты, — отмечают в пресс-службе. — Также появилась возможность решать проблемы, вызванные ростом объемов почтовых отправлений из Китая и других стран, и экономить от 40% до 50% в сравнении с коммерческими предложениями грузовых чартерных перевозчиков».

В «Почте» также добавили, что хотя кредит на покупку самолетов был получен по 11,7% годовых благодаря субсидиям по госпрограмме Развития авиационной промышленности, эффективная процентная ставка по данному кредиту составит лишь 2,7%, что позволит обеспечить один из наилучших результатов на рынке с точки зрения показателей окупаемости и возврата инвестиций для такого рода инфраструктурных проектов».

Игорь Королев