Начат штурм гравитационной "аномалии Пионеров"

Начат поиск причин странной аномалии, противоречащей законам небесной механики и проявляющейся в необъяснимом замедлении движения аппаратов «Пионер-10» и «Пионер-11», покидающих Солнечную систему.
Как сообщает Space Daily, НАСА приступило к систематизации имеющихся материалов о траектории движения зондов "Пионер-1" и "Пионер-2". Ранее наблюдения выявили серьезные отличия в истинной траектории движения зондов от расчетной - на сегодняшний день необъяснимое рассогласование достигло уже 380 тыс. км, или нескольких часов полета аппарата.

«Аномалия Пионеров» была обнаружена Джоном Андерсоном и его коллегами из Лаборатории реактивного движения (JPL). Она заключается в том, что оба аппарата, запущенные более 30-ти лет назад и с которыми до сих поддерживается двусторонняя связь, теряют скорость существенно быстрее, чем следует из предсказаний небесной механики. Механизм торможения аппаратов непонятен и может быть связан как с действием неизвестных доселе законов физики, противоречащих уже известным, так и, например, с воздействием притяжения странных массивных темных объектов у самых границ Солнечной системы, до сих пор неизвестных астрономам и, возможно, каким-либо образом связанных с периодическим тотальным уничтожением флоры и фауны Земли.

Возможно также, что речь идет об инструментальной ошибке или некорректном учете каких-либо факторов, влияющих на динамику полета космического аппарата в глубоком космосе – например, тепловой отдачи или воздействия космической среды на периферии Солнечной системы. Чрезвычайная важность скрупулезного исследования «аномалии Пионеров» связана с тем, что они стали первыми искусственными аппаратами, фактически покинувшими пределы Солнечной системы и приступившими к изучению свойств неведомого человечеству глубокого космоса.

Поиск разгадки «аномалии Пионеров» осложнялся до сих пор тем, что систематизированная и сведенная воедино информация о характере полета аппаратов на всем протяжении отсутствовала, что затрудняло поиск причины рассогласования, первые признаки которого были обнаружены только в 1980 году. Как выяснилось, навигационные данные миссии находились в беспорядке и хранились на древних магнитных носителях, гарантийный срок службы которых давно истек. Благодаря усилиям сотрудников Планетарного Общества и лаборатории JPL вся доступная информация недавно была собрана, классифицирована и переписана на современные носители.

Ученые располагают теперь данными о скорости кораблей, измеренной по Доплеровскому смещению радиосигналов Пионеров. Группа инженеров во главе со Славой Турищевым (Slava Г. Turyshev) из JPL восстановила большую часть 30-летней навигационной истории космических кораблей, включая данные о сближении с Юпитером и Сатурном в 1970-х годах.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Были подняты также архивы Научно-исследовательского центра Эймса НАСА, который управлял полетом Пионеров. Данные архива планировалось хранить всего 7 лет, но, к счастью, они сохранились до настоящего времени. Особый интерес представляют данные телеметрии о температуре кораблей в течение всей миссии. Возможно, аномалию удастся объяснить после создания точной модели тепловой эмиссии кораблей. Возможно также, что представления ученых о космосе подвергнутся очень серьезной корректировке.

Согласно имеющимся данным, аналогичный «аномалии Пионеров» эффект выявлен также в движения других искусственных аппаратов, исследующих внешние планеты Солнечной системы – например, зонда «Кассини». Запущенный в этом году зонд «Новые Горизонты», которому предстоит пройти в непосредственной близости от Плутона, а впоследствии – ряда объектов пояса Койпера, также сможет дать ученым новую информацию о причинах, которые могли вызвать загадочную аномалию.