Россиян спасли от поголовной нумерации
Минэкономразвития приступило к работе над новой редакцией концепции создания системы персонального учета населения в РФ. Давление общественности заставило ведомство несколько смягчить основные принципы концепции. В частности, идентификатор решили присваивать не человеку, а только его персональным данным. Концепция создания системы персонального учета населения (СПУН) РФ была подготовлена МЭРТ и одобрена правительством в июне 2005 г. За прошедший год тема персональных данных не раз вызывала бурную общественную дискуссию, в том числе и в ходе рассмотрения Госдумой проекта закона «О персональных данных». В частности, депутаты исключили из законопроекта наиболее спорные предложения: о присвоении россиянам персональных идентификаторов и о создании электронного госрегистра населения РФ. Кроме того, идея «нумеровать» россиян была в штыки принята представителями общественных и религиозных организаций, которые высказывали, среди прочего, опасения о введении системы тотальной слежки. В итоге ведомство решило пересмотреть главные принципы информатизации систем персонального учета населения. В новой редакции, в частности, говорится о нецелесообразности создания единого государственного реестра."В наши задачи (в рамках ФЦП «Электронная Россия» (20022010 гг.)) входит построение электронного правового государства. Этот проект не только технологический, но он затрагивает и
Как подчеркивают создатели концепции, СПУН обеспечивает исключительно обмен сведениями о гражданах и иных лицах, постоянно или временно пребывающих или проживающих на территории Российской Федерации, между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, ведущими персональный учёт населения. При этом сбор, обработка, а также любое иное использование персональных данных государственными органами Российской Федерации осуществляются исключительно на основании законов, прямо предписывающих такие действия с персональными данными в рамках реализации государственных и муниципальных функций.
В то же время ни сбор данных государством, ни межведомственный или иной обмен ими не могут осуществляться нерегламентированными и не известными гражданам способами. «Концепция СПУН должна быть сконцентрирована на проблеме регламентации и увеличении удобства обмена персональными данными между ведомствами. Прямые обмены должны быть запрещены и технологически не поддерживаться. Обмен должен осуществляться через центральные механизмы СПУН», полагает консультант МЭРиТ Виктор Агроскин.
Много дискуссий в свое время вызвал вопрос о присвоении идентификационных номеров. В новой концепции говорится о том, что идентификатор может быть присвоен не человеку, а только его только персональным данным. При этом присвоение такого идентификатора осуществляется не в рамках СПУН, а в рамках конкретной системы учёта. Использование таких идентификаторов при обменах через СПУН и за пределами системы учёта не производится. «При этом единого идентификатора быть не должно. Его разработать можно, но не нужно, прежде всего, по соображениям отсутствия соответствующей технологической необходимости», подчеркивает
Полагается, что в рамках СПУН не будут создавать государственный регистр населения, если иное не предусмотрено законом РФ. Кроме того, планируется в обязательном порядке проводить информационный аудит. «Должен быть введен обязательный публичный аудит государственных систем учета на предмет соответствия закону и соблюдению интересов граждан. Этим могут заниматься и негосударственные частные организации», добавляет