Разделы

Бизнес Цифровизация

Рынок ПК в России разоблачили

Реальная емкость рынка «десктопов» в России по итогам 2006 года составляет 6,1 млн. ПК, утверждают в аналитической компании ITResearch. «Поправка» к первоначально сделанной исследователями оценке рынка составила 1 млн ПК — именно такой объем приходится на канал «самосбора», ранее не учитываемый аналитиками. Однако участники рынка оспорили новую оценку рынка, дав свои, не менее неожиданные цифры.

Реальный объем проинсталлированной базы настольных ПК с учетом «самосбора» составил в России чуть более 6 млн. ПК, посчитали в ITResearch. Оценка объема сектора «десктопов» в России, по признанию самих аналитиков, — чрезвычайно сложная задача. По словам Василия Мочара, заместителя директора ITResearch, получению достоверных результатов препятствует ряд факторов. «Во-первых, в России сложилась система некорректного прямого репортирования данных вендорами, — пояснил эксперт. — Фактор "маркетинговой значимости" своей рыночной доли приводил к массовому искажению данных в сторону завышения реальных показателей». Кроме того, значительную сложность для сбора данных представляет непрозрачность и сложность структуры рынка и каналов поставок.

Так, по данным аналитиков ITResearch, в России на рынке ПК оперируют почти 6 тыс. производственных компаний, причем доли компаний первой пятерки находятся в пределах 4-5% рынка. Кроме того, нельзя забывать о канале так называемого «самосбора» — ПК, самостоятельно собираемых квалифицированных пользователями из доступных на открытом рынке компонент, — который практически не поддавался контролю, но является весьма объемным. «Безусловно, "самосбор" необходимо включать в общие объемы рынка компьютеров, — полагают эксперты. — Он является серьезным резервом для расширения рыночной доли ведущих сборщиков».

Учитывая сильную дефрагментацию рынка, отсутствие корректных данных от вендоров и закрытость процессорного рынка в России, для получения достоверных данных о емкости рынка аналитики использовали новую методику: анализ смежных с ПК рыночных сегментов — мониторов, устройств печати, ИБП и жестких дисков с определенными коэффициентами взаимосвязи. Несколько независимых друг от друга оценок, в итоге, сошлись в показателе 6,1 млн. ПК, что практически на 20% превосходит прежние, данные аналитиками оценки объемов поставок «брендованных ПК». «По нашему мнению, — это наиболее точная оценка емкости рынка десктопов, — утверждает г-н Мочар. — Погрешность ее составляет не более 5%, и она учитывает еще одного весомого игрока — "самосбор", который суммарно пока доминирует на рынке. Вместе с тем его доля будет постепенно сокращаться за счет вытеснения сильными локальными и федеральными вендорами». Оценивая по этой же методике динамику спроса на десктопы, выяснилось, что она находилась на уровне 9-10% в год.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Между тем вендоры, работающие на российском рынке, считают оценку в 6 млн. ПК завышенной. Так, Эдуард Воронецкий, генеральный директор компании «К-Системс», входящей в пятерку ведущих производителей ПК, утверждает, что вместе с «самосбором» его объем не превышает 5 млн. «В некоторых случаях аналитика имеет очень приблизительную связь с реальностью, и собственные оценки вендоров, как в целом рынка, так и отдельных долей его участников, могут отличаться от данных исследовательских компаний», — утверждает г-н Воронецкий. Глеб Мишин, глава представительства Acer, еще более пессимистичен. «Рынок десктопов в России очень сложно оценить, — заметил он в беседе с корреспондентом CNews, — однако мы убеждены, что "маркетинговые коэффициенты" сборщиков настолько велики, что привели к существенному завышению реального объема рынка. По нашей интегрированной оценке, в прошлом году было поставлено всего 3,5 млн. ПК».

Напомним, что, согласно данным другой аналитической компании — Gartner, — объем рынка настольных компьютеров в России в прошлом году