Разделы

Бизнес Интернет E-commerce Веб-сервисы

30% Molotok.ru купили англичане

Molotok.ru нашел стратегического инвестора — 30% в нем приобрела британская компания QXL Ricardo, владеющая крупнейшей сетью интернет-аукционов в Европе. В дальнейшем ее доля может быть доведена до 51%. Эксперты, учитывая нынешнее незавидное положение проекта, расходятся в оценках стоимости проданного пакета.
Крупнейший российский интернет-аукцион Molotok.ru обрел стратегического инвестора. Им стала британская компания QXL Ricardo, предоставляющая сервисы интернет-аукционов в 12 странах мира. QXL Ricardo приобрела 30% ООО «Молоток.ру» — компании, в которую для совершения сделки был выделен Molotok.ru. Главой проекта остался Павел Токарев, который занимает должность руководителя проекта с 2003 г. В совет директоров новой компании вошли Дмитрий Гришин, генеральный директор Mail.ru, и Ариан Баккер (Arjan Bakker), отвечающий за бизнес QXL в Восточной Европе.

Сделкой остались довольны оба участника. По мнению г-на Гришина, выделение интернет-аукциона Molotok.ru в отдельный бизнес и привлечение стратегического инвестора благотворно скажутся на развитии проекта и позволят вывести его на новый уровень. Molotok.ru получит активную маркетинговую поддержку, которая поможет ему привлечь новую аудиторию. Согласно условиям соглашения, в привлечении аудитории проекту будет помогать и Mail.ru.

QXL Ricardo получила возможность расширить свое присутствие на российском рынке, который CEO компании Кристиан Унгер (Christian Unger) считает одним из ключевых. В случае если Molotok.ru действительно будет развиваться успешно, QXL Ricardo имеет право увеличить свою долю в ООО «Молоток.ру» до 51%. В рамках стратегии по развитию проекта Molotok.ru будет переведен на техническую платформу, разработанную компанией QXL, говорится в пресс-релизе компаний. При этом фундаментальные принципы работы проекта как интернет-аукциона останутся неизменными.

Эксперты отмечают, что инвестиции положительно скажутся на развитии Molotok.ru, однако выгоды для QXL Ricardo не очевидны. «Если раньше проект был "одним из многих" для Mail.ru, то теперь он выделился среди них, получил другой статус и наверняка сможет рассчитывать на повышенное внимание, — считает Олег Савцов, заместитель генерального директора РБК СОФТ. — Дополнительное финансирование может весьма положительно повлиять на развитие проекта». Тем не менее, г-н Савцов отметил, что хотя формально Molotok.ru и является лидером российского рынка C2C, но это лидерство довольно шатко: «Посещаемость проекта и его популярность в абсолютном выражении невысоки. При наличии определенного бюджета вывести на рынок аналогичный продукт и достичь схожих показателей не так уж и сложно».

В ИК «Финам» говорят о том, что состоявшаяся сделка весьма удачна для Molotok.ru, который вот уже 5-7 лет не развивается и является фактически почти заброшенным проектом. Леонид Делицын, эксперт-консультант ИК «Финам», подчеркивает, что российским пользователям пока так и не удалось «привить» интернет-аукционы в той форме, в какой это удалось во многих зарубежных странах. «В этом отношении нужно искать другой подход к нашим пользователем, и QXL Ricardo придется взять на себя риски по поиску этого подхода. Но для компании это, без сомнения, достаточно интересно — российский рынок является крупным и весьма привлекательным», — считает эксперт. Об этом же говорит Олег Савцов: «У российских пользователей не сформировалось культуры восприятия интернет-аукционов так, как это есть на зарубежном рынке, да и сама культура онлайн-аукционов как таковых практически полностью отсутствует».

Евгений Некипелов, «БКЕ»: При переходе на российское ПО нам было важно, чтобы бурение нефти не останавливалось
Импортонезависимость

По мнению г-на Савцова, стоимость всего проекта Molotok.ru составляет от $5 до $10 млн., при условии наличия рекламной поддержки со стороны Mail.ru. Соответственно, стоимость 30% составляет порядка нескольких миллионов долларов. Леонид Делицын оценивает Molotok.ru более пессимистично — в $1,5 млн., таким образом 30% — в $400-450 тыс.

Molotok.ru был запущен в 1999 г. Весной 2000 г. разработчики интернет-аукциона — компании netBridge и Comptek, в то время владеющая поисковой системой «Яндекс», заключили соглашение, по которому Molotok.ru отошел к netBridge. Спустя год, в феврале 2001 г., произошло слияние компаний netBridge и Port.ru (владелец Mail.ru). После слияния 15 октября 2001 г. бренд объединенной компании Port.ru был сменен на более популярный — Mail.ru. Нынешними владельцами Mail.ru являются фонды Tiger Global Management и Digital Sky Technologies, 30% акций принадлежат компании Naspers. Доли вновь созданного ООО «Молоток.ру» были поделены среди текущих акционеров Mail.Ru. Чья доля была продана компании QXL Ricardo, не сообщается.

Бесплатный ознакомительный семинар: «Стартап-менеджмент - новый подход к решению сложных задач в условиях жесткой конкуренции» 4.09

Валерия Комиссарова