«Диксис» продается из-за долгов?
Активность переговоров владельцев сети «Диксис» о ее продаже может быть обусловлена задолженностями входящих в нее компаний. По информации CNews, в конце I полугодия только товарные кредиты «Диксис Трейдинг» составляли 4,5 млрд руб. В условиях финансового кризиса долги продаваемых ритейлеров угрожают перейти к их будущим покупателям. Несмотря на оптимистичные прогнозы аналитиков, российский сотовый ритейл переживает сейчас не лучшие времена. Начиная с весны 2008 г., на этом рынке стал очевидным кризис перенасыщения, который привел к увеличению кредиторской задолженности у всех игроков сотовой розницы. Выходом из сложившегося положения является продажа магазинов.
Одна из федеральных сетей сотовой розницы, компания «Диксис», уже заявляет о возможности продажи своей сети. По словам
По мнению аналитиков на рынке, причиной продажи сети являются долги «Диксиса»: на 31 декабря 2007 г. общая величина кредитов компании «Диксис Трейдинг», входящей в ГК «Диксис», со сроком наступления платежа до одного года равнялась 7,44 млрд руб. (около $290 млн), из которых сумма товарного кредита составляла 4,57 млрд руб. ($158 млн). За 2 квартала 2008 г. сумма товарного кредита составила 4,52 млрд руб. ($176 млн). Торговый оборот всей сети в 2007 г. $960 млн.
В имеющемся в распоряжении CNews ежеквартальном отчете ООО «Диксис Трейдинг» за II квартал 2008 г. говорится, что «сегодня часть оборотных активов финансируется за счет краткосрочного финансирования, а часть за счет долгосрочного займа. Выручка (за 6 месяцев 2008 г.) снизилась за счет сокращения объемов реализации, которое продиктовано условиями меняющегося рынка, и перераспределения долей телефонов по ценовым сегментам с целью увеличения валовой прибыли (за аналогичный период 2007 г. величина валовой прибыли достигла отрицательного значения (-31 933 тыс. руб.)». Среди главных кредиторов (чья доля превышает 10%) значатся компании Nokia, Samsung и Sony Ericsson. Юрий Брюквин, аналитик «Рустелекома», отметил, что долг всей группы компаний «Диксис» выше, поскольку в торговую сеть входит несколько компаний.
Будущее сотовых ритейлеров эксперты называют туманным
Крупный игрок сотового ритейла «Связной» от комментария относительно перспектив продажи «Диксиса» отказался. В то же время, по словам источника CNews на рынке, переговоры о продаже компании западному инвестору
Будущее большинства ритейлеров видит туманным
В то же время аналитик рынка Михаил Фадеев отметил, что «переговоры о продаже, с одной стороны, обусловлены резко тормозящимся развитием рынка рост рынка сотовой связи остановился, достигнув насыщения, с другой ухудшением финансового климата для розничных сетей (новые кредиты не дают, а старые возвращать все сложнее, деньги дорожают по причине общего ухудшения ситуации в экономике). Маржинальность розничного бизнеса уже не такая, какой была несколько лет назад, последние годы сети выживали за счет товарных и денежных кредитов и растущих оборотов. Теперь и с тем, и с другим проблемы. Сетей слишком много, рынок перенасыщен».
C приобретением сотовой розницы операторы получат прямой выход к миллионам абонентов за счет разветвленных сетей салонов, что позволит предложить правильным образом новые услуги, внедрить новые модели бизнеса, свои программы лояльности. Модель весьма распространенная так живут рынки в Европе и США. Вполне логично, что операторы делают шаги в этом направлении". По словам аналитика, «скорее всего, первыми начнут череду слияний МТС и „Евросеть“, так как МТС наиболее крупный в финансовом отношении игрок сотового рынка. С первой же сделкой