Разделы

Бизнес Телеком Беспроводная связь

«Ростелеком» готовит скупку ШПД-операторов

«Ростелеком» планирует выход на рынок широкополосного доступа в интернет, а чтобы решить проблему «последней мили» и дотянутся до конечных потребителей, национальный оператор дальней связи намерен приобрести нескольких местных альтернативных операторов. По данным руководства «Ростелекома», выбор потенциальных покупок идет среди 30 компаний, в 4-х из них уже проводятся процедуры due diligence.

Как сообщил Константин Солодухин, генеральный директор «Ростелекома», бывший монополист в области дальней связи, будет развивать бизнес широкополосного доступа (ШПД) в интернет. При этом предоставление услуг МН/МГ связи как для телеком-операторов, так и для частных лиц, а также магистральный интернет и аренда каналов связи останутся основным направлением бизнеса компании. «Решение было принято еще в конце прошлого года в рамках стратегии развития на 2008 – 2012 гг. Идеология превращения «Ростелекома» в универсального оператора прописана в этой концепции», - сказал Cолодухин. Согласно разработанной концепции, к 2013 г. «Ростелеком» планирует занять 15% розничного рынка услуг широкополосного доступа в целевых регионах.

Но прежде чем выйти на рынок ШПД, «Ростелекому» необходимо решить проблему «последней мили», а также выстроить инфраструктуру для конечных пользователей (офисы продаж, абонентская служба, сервис и т.д.). Напомним, что основной бизнес «Ростелекома» подразумевает работу, главным образом, в секторе b2b. Выход руководители оператора видят в приобретении уже действующих операторских компаний и провайдеров доступа в интернет. «Мы подтверждаем, что работаем над приобретениями и на территории России, и за рубежом», - сказал Солодухин. По данным главы «Ростелекома», сегодня в качестве потенциальных приобретений рассматриваются около 30 компаний – альтернативных операторов связи. Названия этих компаний Солодухин дать отказался, однако добавил, что уже в 4-х из них осуществляются процедуры due diligence (всестороннее исследование деятельности компании, ее финансового состояния и положения на рынке, обычно проводимое накануне продажи или поисков стратегического инвестора – CNews).

Выбор регионов для экспансии услуги ШПД будет осуществляться по двум принципам. Во-первых, будут осваиваться области, где услуги межрегиональных операторов связи (МРК), входящих в государственный холдинг «Связьинвест», представлены слабо, и альтернативные операторы занимают большие доли рынка. Во-вторых, «Ростелеком» будет развивать ШПД в тех регионах, где отмечается наиболее сильная конкуренция между МРК и альтернативными операторами.

«Ростелеком», бывший монополист в области дальней связи, будет развивать бизнес широкополосного доступа
«Ростелеком», бывший монополист в области дальней связи, будет развивать бизнес широкополосного доступа

«Мы не только будем приобретать операторов, но также будем инвестировать в строительство собственных сетей. В частности, на территории Северо-Западного федерального округа такие проекты уже планируются», - добавил Солодухин. По данным главы «Ростелекома», средства на покупки и строительство имеются: инвестиционная активность его компании в этом году не уменьшится, и, как и в 2008 году, составит примерно 8,5 - 9 млрд руб.

Решение «Ростелекома» развивать новую для себя услугу продиктовано тем фактом, что доходы от оказания услуг дальней связи неизбежно снижаются. Главная причина этого явления заключается даже не в последствиях кризиса или масштабных колебаниях курсов валют, а в либерализации рынка МН/МГ связи. Поэтому сегодня оператор дальней связи стремится компенсировать возможное сокращение выручки расширением пакета услуг.

Облегченная миграция с Oracle: как осуществить переход на новую СУБД быстрей и проще
Импортозамещение

Еще сильнее доходы «Ростелекома» может подточить ожидаемое уже в этом году изменение принципов набора номера для автоматической МН/МГ связи. Сегодня, набирая на своем домашнем телефоне цифру «8», любой абонент по умолчанию попадает в сеть «Ростелекома». Пользоваться услугами других операторов, набирая сложные цифровые комбинации, предпочитает лишь относительно небольшая технически подкованная часть аудитории. В результате доля бывшего монополиста среди услуг дальней связи для частных лиц, невзирая на уже начавшуюся либерализацию рынка, по-прежнему высока и составляет, по оценкам самого оператора, 84%. Однако уже давно идут разговоры о том, что необходимо перейти на иностранную практику набора номера при междугородных и международных звонках, когда абонент перед кодом города и номером телефона вводит код оператора, услугами которого он намерен воспользоваться.

Если этот принцип будет принят на вооружение, по оценкам Солодухина, доля «Ростелекома» может снизиться до 60%. «Это последний рубеж, за который мы будем упорно сражаться», - сказал Солодухин. Он также добавил, что в случае реализации такого сценария ни снижения, ни повышения тарифов на дальнюю связь не будет. «Мы предпочитаем диверсификацию тарифов, то есть предложение относительно низких расценок по одному направлению и более высоких - по другому», - заметил гендиректор «Ростелекома».

Впрочем, эксперты к инициативе «Ростелекома» покупки операторских компаний отнеслись сдержанно. «Сегодня оператора связи меньше, чем за 4 суммы годового показателя EBITDA, купить нереально, - сказал представитель телекоммуникационной компании, просивший не называть его имени. – На меньшее акционеры не пойдут ни под каким видом. Это значит, что все крупные и средние телеком-компании для «Ростелекома» заказаны. Скорее всего, речь пойдет о покупке совсем небольших активов».