Разделы

Бизнес Тендеры

Новая программа по информатике вызовет у школьников «аллергию»

«Примерная программа» обучения инфорамтике, разработанная по заказу издательства «Просвещение», ориентирована на теоретический подход к преподаваемой дисциплине. Она уже начала собирать критические отзывы в ИТ-отрасли.

Готовится к утверждению новая «Базовая программа» преподавания информатики в 10 и 11 классах (текст имеется в распоряжении CNews). Еще не будучи опубликованной, она уже начала вызывать первые скептические отзывы в отрасли.

Насколько известно CNews, новая «Примерная (базовая) программа» подготовлена группой ученых Российской академии образования по заказу издательства «Просвещение». Ее авторы — профессора С.Бешенков, Е.Ракитина и Э.Миндзаева.

«Базовая программа» подразумевает глубокое изучение теории. Теоретическим разделам этой науки в ней уделено не менее половины половины учебной программы: 40 часов теории против 26 часов практики на базовом уровне обучения и 128 часов теории против 144 практики на профильном.

В частности, знакомству с основными характеристиками информации (синтаксисом, семантикой и прагматикой) в ней посвящены 5 учебных часов. На протяжении 16 часов школьникам предлагается изучать информационное моделирование, и в течение 8 учебных часов — теорию алгоритмов. В заключении текста «Программы» подчеркивается, что «существенная часть знаний, умений, навыков, моделей деятельности может быть сформирована без обращения к компьютеру».


Существенная часть новой «Программы» по информатике может быть сформирована без обращения к компьютеру

В преамбуле к документу ее авторы подчеркивают, что «она описывает «инвариантную (обязательную) часть учебного курса». Сами авторы «Программы» оказались недоступны для комментариев.

Заместитель главы департамента общего образования Минобрнауки Лариса Шмелькова пояснила CNews, что документ, разработанный этой группой авторов не стоит считать окончательным. До тех пор, пока не принят новый Государственный образовательный стандарт по информатике, требования к новым учебным программам не определены, и можно говорить только о «пробных» документах. Такие документы готовят, чтобы представить на профессиональную и общественную экспертизу.

В издательстве «Просвещение», исполняющем существенную часть работ, связанных с «Примерной программой по информатике и ИКТ» для 10-11 классов комментировали неохотно. Тем не менее, представитель издательства сообщил CNews, что такой документ им знаком, хотя «издавать эту книгу «Просвещение» не планирует».

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Если общественная экспертиза состоится, новая «Примерная программа» рискует подвергнуться жесткой критике. Изучивший документ глава АП КИТ Николай Комлев говорит, что обучение информатике по новой программе способно «не вовлечь школьников в мир информационных технологий, а вызвать к нему аллергию».

Глава отраслевой ассоциации критикует чрезмерную увлеченность составителей программы изучением «абстрактных и зачастую не имеющих точного определения понятий. В то же время построению алгоритмов и программ в проекте отводится меньше места, чем социальным аспектам информатики». Хорошо, замечает Николай Комлев, что у нас в стране еще есть специалисты, у которых сохранился академический, системный подход к школьному образованию, но составленный ими документ необходимо переработать.

Впрочем, чрезмерно академическое содержание нового курса информатики — это только один из поводов хорошо подумать, прежде чем его принимать. Другой повод — где взять учителей, способных преподавать информатику на современном уровне.

Сергей Голицын, T1: 70% компаний, применяющих ИИ, подтверждают положительный эффект
Цифровизация

Согласно опубликованным сегодня результатам исследования Innovative Teaching and Learning Research, проведенного в России, Индонезии, Сенегале и Финляндии, современные школьные учителя демонстрируют недостаточные познания в информационных технологиях. Так, навыки владения мультимедийными программами у 72% преподавателей, изученных в ходе исследования в отчете ITL Research названы «базовыми».

Николай Комлев подтверждает, что основная проблема в преподавании информатики — это обучение учителей: «Об этом нужно задумываться уже сейчас. Современные информационные технологии лучше всего знают специалисты ИТ-компаний, но зачем бы работодателю их отпускать на работу в вузы? Может быть, для тех ИТ-компаний, чьи сотрудники серьезно вовлечены в сферу образования, имеет смысл сделать льготы по социальным выплатам». Принятие таких норм в принципе реально, говорит глава АП КИТ, однако, для лоббирования этой задачи может потребоваться несколько лет.

Владислав Мещеряков