[an error occurred while processing this directive]

16+

 
Совместный проект
CNews.ru Деловой еженедельник "Компания"

Рынок ASP
  • Что такое ASP 
  • Модели и рынок 
  • ASP в России: рынок и участники 
  • ASP в России: проблемы развития 
  • Комментарии участников рынка 
  • Что такое ASP

    На Западе модель ASP уже стала неотъемлемой частью современных информационных технологий. В России дебаты по этой теме ведутся достаточно давно и интенсивно. Термин ASP и компании-провайдеры ASP-сервисов являются несколько новыми для российского рынка, поэтому, в начале, мы дадим ему краткое определение.

    Application Service Provider (провайдер доступа к приложениям), сокращенно ASP - это компания, предоставляющая в аренду и обслуживающая необходимый потребителю набор приложений на своей технологической площадке. Также многие компании, в случае необходимости, готовы предложить своим клиентам в аренду и инфраструктурные решения (доступ в интернет, специализированное оборудование и т.д.). Доступ к данным и приложениям осуществляется через интернет, терминальные программы или частные локальные сети (virtual private networks - VPN). Такая модель снимает с заказчика проблемы и затраты, связанные приобретением, эксплуатацией и развитием необходимых приложений и сопутствующей технической базы. Аренда приложений гарантирует фиксированную оплату за услуги, что дает возможность прогнозировать ИТ-расходы.

    Как правило, услуги ASP нацелены на небольшие компании со скромным информационно-технологическим бюджетом. Тем не менее в последнее к услугам ASP активно прибегают средние и крупные компания, а также промышленные предприятия и консорциумы.

    Среди предлагаемых АSP-провайдерами услуг, на данный момент можно выделить следующие:

    • хостинг Web-сайтов, почтовых служб;
    • эксплуатация сложных систем управления ресурсами предприятия и планирования его деятельности (ERP-системы);
    • предоставление в аренду виртуальных "торговых площадок" для осуществления продаж через интернет;
    • доступ к сводным каталогам интернет-продавцов для осуществления покупок через интернет;
    • поддержка процессов электронного обмена данными (EDI);
    • предоставление защищенного доступа к корпоративным данным;
    • предварительная настройка компонентов ERP-систем на типовые задачи (позволяет максимально сократить время внедрения таких систем в эксплуатацию);
    • обеспечение гибко настраиваемого доступа пользователей к различным функциям приложений согласно их полномочиям.

    Типы программного обеспечения, которые чаще всего предлагаются на рынке ASP, так же можно разделить на несколько групп:

    • Офисные и персональные приложения (Microsoft Office, игры, обучающие и научные программы);
    • Коммуникационные средства - электронная почта, проведение голосовых и видеоконференций, форум и т.д.;
    • Приложения для электронной коммерции - электронные магазины, системы оплаты платежей;
    • ERP системы и отдельные приложения, например, CRM, SRM или другие;
    • Аналитические приложения - исследования и прогнозирование спроса, рисков и т.д.;
    • Группы отраслевых приложений, представляющие собой специфические решения для определенных отраслей промышленности.

    В общем и целом практически любой программный продукт или IT-услуга может распространяться по модели ASP.

    ASP значительно снижает и растягивает во времени инвестиции в автоматизацию управленческих функций, что делает ее доступной на более высоком уровне для гораздо большего числа бизнесов. Рассмотрим некоторые преимущества, которые клиенты получат при использовании ASP-модели более подробно.

    • Минимизация общей стоимости владения. По расчетам аналитиков, в зависимости от сложности применяемого ASP приложения, применение ASP модели может сэкономить организации от 30% до 50% средств в год, рассчитанных из общей стоимости внедрения и поддержки в течение всего жизненного цикла системы.
    • Четкое планирование расходов. Арендная плата за использование приложений и их поддержку и обновление является фиксированной, что позволяет более четко формировать бюджеты на ИТ и планировать расходы.
    • Единое лицензирование - клиентов не волнует проблема покупки лицензий на каждое рабочее место и их продление. Клиент оплачивает стоимость аренды доступа для каждого рабочего места.
    • Постоянное обновление версий - В случае появления новой версии приложения или онлайнового сервиса, она становится доступной одновременно всем пользователям.
    • Упрощенная масштабируемость системы - Возможность быстро подключать новые группы пользователей без необходимости затратных обновлений используемой ими техники, сети и т.п.
    • Организация может фокусироваться на стратегических целях и конкурентных преимуществах. Не нужно распылять управленческие усилия на развитие организационной функции, которая занимается администрацией и обслуживанием корпоративной системы.
    • Выравнивание ресурсов - ASP модель позволяет даже небольшим организациям получить преимущества от использования самых современных и эффективных систем управления - то, что они зачастую не могут позволить себе с точки зрения капитальных вложений в рамках внедрения внутренней системы.
    • Квалифицированные специалисты IT/ERP у ASP - Найм, обучение, поддержка собственных специалистов отнимает много усилий и требует больших затрат. В сочетании с быстро изменяющимися и постоянно усложняющимися технологиями это означает, что недоукомплектованные внутренние IT отделы постоянно борются с обвалом новых технологий и их постоянным усложнением.

    Таким образом, ASP существенно увеличивает эффективность бизнеса с точки зрения построения распределенных сетей, повышения прозрачности партнерства, роста динамики бизнеса. Но одновременно растут требования к уровню доверия и риски, связанные с сетевым характером бизнеса.

    Модели и рынок

    На данный момент основа самой идеологии приходиться на аренду бизнес-приложений. В нижеследующей таблице приведены наиболее популярные для аренды приложения на мировом ASP-рынке.

    Использование различных приложений ASP
    (в % от компаний)
    Приложения для работы в группах62%
    Поддержка продаж/Маркетинг61%
    Управление кадрами56%
    Бухгалтерия54%
    Работа с клиентами52%
    Электронная коммерция50%
    Управление производством35%
    Общий менеджмент34%
    Финансы26%
    IDC, Апрель 2000 года Business2business.ru

    Одними их первых на рынок ASP-приложений вышли поставщики решений. Связано это с тем, что многие бизнес-приложения требуют достаточно большого количества инвестиций со стороны заказчика, а аренда В некоторых случаях они оправданы, т.к. приобретение приложения может стоить меньше, чем его аренда. С другой стороны, компания-производитель приложений может предлагать их в аренду в качестве маркетингового хода для завоевания рынка: ограничивая количество сервисов и снижаю цену до аренды до уровня рентабельности, поставщик ПО приучает пользователя к приложению и дает ему возможность оценить все предлагаемые возможности, чтобы в дальнейшем приобрести все решение целиком.

    На текущий момент практически все крупные мировые поставщики программного обеспечения предлагают свои продукты по модели ASP. Среди них: Oracle, Microsoft, SAP, PeopleSoft, Siebel, Ariba, Commerce One и другие. Российские производители ПО так же постепенно начинают адаптировать свои приложения к ASP-модели. ASP-бизнес, как таковой, является изначально достаточно дорогим удовольствием. Первоначальные инвестиции в России могут достигать 2 миллионов долларов, без учета создания собственного центра обработки данных (Data Center), который может стоить от 20 до 60 миллионов долларов. Первоначальные вложения в "железо" практически полностью совпадают с западными аналогами. Завышенные расходы на лицензирование услуг и маркетинг отчасти компенсируются меньшим уровнем оплаты труда специалистов.

    Распределение расходов у ASP-провайдеров
    (в % от общих расходов)
    Расходы на персонал компании22%
    Программное обеспечение17%
    Оборудование и сервера15%
    Продажи и маркетинг14%
    Расходы на сеть (каналы связи)13%
    Содержание центра обработки данных10%
    Служба поддержки клиентов9%
    IDC, Июнь 2000 года Business2business.ru

    Как видно из приведенной выше таблицы, практически треть (31%) расходов уходят на людские ресурсы - персонал компании и службы поддержки клиентов (help-desk). Немаловажную роль играют и технологии - практически 38% расходов приходятся на сервера, сетевое оборудование, каналы связи и центр обработки данных. Интересно то, что расходы на само приобретение программного обеспечения составляют лишь 17% (14% уходят на продление лицензии на предлагаемые приложения и 4% на остальное ПО) от общих затрат. Чуть меньше уходит на средства продажи и маркетинга услуг - 14%.

    ASP модель можно разделить на несколько составляющих, каждая из которых имеет свое назначение.

    Составные части модели ASP
    Составная часть ASPНазначение
    Сервис-интеграторы (Service Integrators)Компании, непосредственно работающие с конечными пользователями. Именно они предоставляют им полное и законченное решение.
    Провайдеры приложенийНепосредственно создают приложения. В эту категорию входят и те компании, которые на определенных условиях свои собственные разработки.
    Провайдеры доступаПровайдеры, предоставляющие клиентам доступ в сеть. В эту группу входят не только Интернет-провайдеры, но и провайдеры мобильной связи.
    Операторы инфраструктурыТелекоммуникационные компании, хочтинг-провайдеры, collocation-провайдеры.
    Сервис-провайдеры инфраструктурыКомпании, предоставляющие элементы ИТ-инфраструктуры в сфере программного обеспечения и сервисов: биллинг, платежные системы и т.д.
    MSP (Management Service Providers)Провайдеры, специализирующиеся на управлении ИТ-системами и приложениями, например, агрегаторы.
    Business2business.ru

    Из таблицы видно, что компания, которая хочет занять бизнесом ASP, может найти свою нишу в этой модели. Рынок ASP довольно гибок, и совершенно необязательно, чтобы одна компания занималась всем сразу.

    Для расчета стоимости услуг существует несколько методик. Наиболее простая из них выглядит следующим образом: каждый клиент платит провайдеру сумму, которая равна совокупной стоимости владения арендуемым приложением, минус 30% на TCO. Недостаток этого подхода заключается в том, что рассчитать стоимость владения для новых продуктов можно только теоретически. По другой методике ежемесячная плата рассчитывается по формуле (x+30%)/t, где X-сумма, в которую обошлась провайдеру покупка и инсталляция приложени, а t - время до появления следующей версии (обычно около двух лет). 30% - стоимость TCO в течении этого времени. В случае, если компания планирует использовать одно и то же приложение более полутора лет и более чем на 2-х рабочих местах, выгоднее все же приобретать его. На стоимость аренды приложения могут сказаться и специфические требования заказчика.

    Доходы рынка ASP по регионам
    (млрд. долл.)

    Business2business.ru

    Что касается оборотов рынка ASP, то они должны только расти. Хотя, в большинстве случаев, необходимо более "трезво" оценивать предлагаемые аналитиками цифры, которые иногда рознятся в 6 раз. Во многом это обусловлено тем, что различные компании включают в категории ASP сервисы ISP-провайдеров и центров данных. Так, по прогнозам аналитиков IDC, обороты рынка ASP в США составят в 2004 году около 12 миллиардов долларов, по сравнению с 500 миллионами в 1999 году и 3 миллиардами в 2001 году. За США сразу следует Западная Европа, с 8,31 миллиардами в 2004. На долю остальных стран приходится порядка 5 миллиардов долларов в 2004 году. Доля России в этих оборотах составит к 2004 году от 80 до 120 миллионов долларов.

    ASP в России: рынок и участники

    Рынок ASP в России до недавнего времени главным образом был представлен арендой почтовых серверов и электронных магазинов. Тем не менее, в период с июня по октябрь 2001 года на российском рынке появился целый ряд проектов, связанных с ASP. За большинством из них стоят крупные российские системные интеграторы, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения.

    Наиболее известным из ASP-проектов является Data Fort, входящей в группу IBS, который был запущен в коммерческую эксплуатацию в октябре 2001 года. Проект был создан совместными усилиями компании IBS и глобальной телекоммуникационной группой Cable & Wireless. В комплекс предлагаемых услуг входит аренда и поддержка корпоративной системы управления Navision Attain, аренда и поддержка корпоративных почтовых серверов на базе Microsoft Exchange Server; аренда СУБД Oracle, электронной торговой площадки TradeMatrix, а так же ряд других услуг, среди которых разработка систем на заказ и создание комплексных интегрированных решений с доступом по модели ASP. Технологической площадкой, на базе которой клиентам будут предлагаться услуги Data Fort, является Центр Обработки Данных (Data Center) компании Cable&Wireless. В рамках проекта действует онлайновый демо-центр, который позволяет в режиме тестирования ознакомиться с предлагаемыми компанией в аренду приложениями. Все услуги компании Data Fort сертифицированы по стандарту качества ISO9001.

    Интернет-провайдеры так же проявляют интерес к рынку ASP, т.к. он может расширить набор предоставляемых через существующую инфраструктуру услуг. Так, компания "Demos-Интернет" разработала бизнес-концепцию, которая позволяет арендовать сервер с необходимой аппаратной и программной конфигурацией, которые размещаются на технологической площадке "Демос-Интернет". Тарифные планы, которые предлагает компания, вполне приемлемы - ежемесячная оплата колеблется от 250 до 300 долларов США. Минимальный срок контракта - 3 месяца. Интересен тот факт, что через полгода можно выкупить оборудование со скидкой в 15%.

    Компания Sterling Group лично испытала плюсы и минусы ASP-похода: в качестве полигона для обкатки используется сеть из девяти региональных филиалов, разделенные территориально тысячами километров с центральным офисом в Москве. Все подразделения компании уже два года работают в единой ERP-системе SAP R/3. Так же компания пытается по модели ASP управлять своим сервисным центром, расположенным в Женеве.

    Интересным фактом является то, что несмотря на конфиденциальность, бухгалтерское ПО наилучшим образом подходит для модели ASP. Оно довольно сложное в настройках, требует поддержки, и, что самое главное, при работе с ним предъявляются повышенные требования к защите информации. Именно все это и могут на сегодняшний день обеспечить российские ASP. К тому же, спор об утечке информации у провайдера намного легче решать с юридическим лицом. Среди имеющихся решений на данный момент можно отметить "web-расширение" для "1С: Предприятия", которое позволяет создавать и управлять бизнес-логикой приложений, проектировать интерфейсы и обеспечивать корпоративный доступ к данным и функциональным возможностям системы "1С:Предприятие".

    Сравнительная стоимость услуг ASP в России (долл.)
    Примерная стоимость инсталляции или подключенияПримерная стоимость аренды
    500-1200100-150
    300-500200-400 (многопользовательская лицензия)
    400-3000200-400 (многопользовательская лицензия)
    200-1500 (за 1 рабочее место)300 за одну лицензию
    100-2503-5% от стоимости транзакции
    100-50050-150 долларов за одно рабочее место
    Источник: Журнал "Эксперт" , IB Partners LLC., 2001Business2business.ru

    К разряду ASP-приложений можно так же отнести и аренду банками систем интернет-банкинга. Для клиентов - это удобная возможность контролировать и управлять своим банковским счетом. Для банков - новый способ взаимодействие с клиентами, который дает возможность расширять географию обслуживания. Другим преимуществом использование интернет-технологий для банка является возможность интеграции своих банковских услуг в B2B и B2C-системы (торговые площадки, интернет-магазины). После принятия закона "Об ЭЦП", работа с B2B-биржами может быстро измениться - поставщикам и заказчикам стало легче организовать процесс оплаты. Ряд российских онлайновых платежных систем и поставщиков решений уже сегодня готовы предоставить российским банкам все необходимое для организации онлайн-банковского обслуживания. Одной из первых систем, объявивших о готовности предоставить своим пользователям услуги интернет-банкинга, была платежная система CyberPlat. Помимо нее еще две платежные системы - Фактура.Ру и Рапида - объявили о предоставлении своим банкам-участникам технологических решений для организации банковского обслуживания через интернет.

    Таким образом, на основании существующих ныне ASP-проектов можно сделать вывод о том, что рынок ASP в России в 2001 году только начал свое зарождение. Отсутствуют общие правила ценообразования и обеспечения уровня обслуживания. Большинство ASP-провайдеров формируются усилиями производителей приложений и интернет-провайдерами. Что касается малого количество действующих проектов, то это можно объяснить не только зарождением рынка, но и наличием ряда проблем, характерных не только для России, но и для всего остального мира.

    ASP в России: проблемы развития

    По мнению многих экспертов, основным фактором, мешающим широкому внедрению ASP-сервисов, является возможное нарушение конфиденциальности обрабатываемой информации. Бизнес ASP-провайдера можно сравнить в какой-то мере с банковским: для любого ASP важен фактор доверия со стороны клиента. Клиенту сложно решиться на раскрытие своих финансовых или иных информационных потоков при вынесении их в зону недоступную для его контроля. Не до конца понятно, как определить юридическую и финансовую ответственность, которую ASP-провайдеры должны нести за бизнес своих клиентов. Одним их решений может стать страхование рисков.

    Кроме этого, энтузиазма у заказчиков не вызывает и физическая удаленность их серверов и данных. Большинство крупных компаний не допускают мысли, что данные могут храниться где-то вне зоны их полного контроля. К худшим последствиям можно отнести приход людей в черных масках в центр данных за сервером одного из клиентов ASP. Остановка работы центра, изъятие серверов и оборудования скажется отрицательно не только на "виновниках" происходящего, но и на всех клиентах, поскольку такая процедура может потребовать остановки работы всего центра.

    Сложность и несовместимость приложений также может стать "узким местом" для ASP. Не секрет, что интеграция приложений является одной из первостепенных проблем для крупных и средних компаний, которые на заре информатизации использовали в своей работе сразу несколько программных продуктов для автоматизации различных сфер деятельности. Автоматизация сложных бизнес-процессов, с установкой самих решений и обучением персонала, может стоить если и не дороже самого решения, то очень близко к этому. В этом случае разница между арендой и покупкой готового решения может составить не более 10-15 процентов. Вряд ли крупные компании согласятся отдать свои ИТ-инфраструктуры полностью на откуп ASP-провайдерам. Скорее всего, лишь часть услуг или решений, будут приобретаться по такой модели. Их отношение к общему объему услуг будет меняться от компании к компании.

    Немаловажна и оценка эффективности ASP-модели для компании. Точных методик на данный момент существует достаточно мало. По данным некоторых западных компаний экономия через четыре года может достигнуть 400% от расходов на внедрение решение и сопровождение продукта в рамках собственной компании. Для России эти цифры являются явно завышенными, но все же сократить свои расходы в два раза в течении двух лет - вполне реально.

    И наконец, в России всегда существовала проблема "последней мили". Для удаленной работы с серьезным бизнес-решением требуются достаточно хорошие каналы передачи данных, что влечет за собой большие вложения, которых в данных момент недостаточно для качественного роста инфраструктуры связи.

    Что касается темпов развития российского рынка, то скорее всего они будут соответствовать аналогичным показателям для США и Европы, с учетом отставания в 2-3 года. То, что происходит на рынке сейчас - первые отголоски надвигающейся "небольшой" бури. Оценить же рынок ASP, как с точки зрения доходов, так и с точки зрения эффективности пока достаточно сложно. Со временем произойдет переход от "проектов" к реальным бизнес-решениям, которые будут отвечать действительным потребностям клиентов.

    Прогнозы развития рынка ASP в России
    (млн. долл.)

    Источник: IB Partners LLC. (на основе общих темпов и пропорций развития ИТ-рынка России относительно Европы)Business2business.ru

    Что касается тенденций рынка, то для разных групп участников можно сделать некоторые выводы.

    ISP-провайдерам необходимо изучить собственную клиентскую базу, чтобы понять, есть ли смысл предлагать такой сервис, или нет. Существующие корпоративные клиенты - лучший источник маркетинговой информации. Так же необходимо работать над доверием пользователей: гарантировать конфиденциальность и защищенность информации с помощью средств безопасности. Повсеместное внедрение новых технологий доступа к сети (например, ADSL) поможет привлечь не только корпоративных пользователей, но и частных лиц.

    Компаниям стоит оценить целесообразность вложений в ASP: сравнить стоимость приобретения приложения и лицензий в постоянное пользование и прогнозируемых расходов на аренду в течение, по крайней мере, одного года. Необходимо принять во внимание и качество доступа в Сеть: без нормального выделенного канала (по крайней мере 256К) удаленная работа с приложениями будет довольно медленной, что бы не утверждали ASP-провайдеры.

    Разработчикам приложений потребуется включить поддержку работы по модели ASP. Будет расти спрос на узкоспециализированное ПО, предлагаемое по модели ASP. Возможность работы с приложениями через интернет станет хорошим вкладом в их популярность у пользователей.

    Подводя итог, можно сказать, что России еще придется пройти долгий путь не только в направлении ASP, но в направлении изменения психологии бизнеса: большей финансовой открытости, меньшему сопротивлению внутренних ИТ-департаментов компаний и развитию корпоративной ИТ-инфраструктуры. Пока же ASP модель применима лишь в тех случаях, когда цена внедрения является низкой, а требования к конфиденциальности - умеренными. Будем надеяться, что новые российские компании, владельцы которых ориентированы на цивилизованные формы ведения бизнеса, несомненно оценят привлекательность новой модели использования современных информационных технологий.

    Полный текст исследования "Рынок ASP в России" можно будет заказать на сайте CNews.ru в феврале 2002 года.

    Комментарии участников рынка

    Сергей Токмаков: "У ASP-технологий в России хорошие перспективы"

    Сергей ТокмаковДля компании Sterling Group 2001 год в первую очередь был отмечен выходом на новые рынки. Об основных направлениях развития компании в минувшем году, о том, как они были связаны с изменениями, происходящими на рынке информационных технологий CNews.ru рассказал президент компании Sterling Group Сергей Токмаков.

    CNews.ru: Около года назад Sterling Group объявила о намерении развивать направление ASP. Есть ли сегодня у вашей компании проекты, реализованные на основе этой технологии?

    С. Т.: Достижения в этом направлении, безусловно, есть. Во-первых, модель ASP мы испытываем "на себе": именно таким образом взаимодействуют с ASP-центром одиннадцать наших региональных офисов. Один из этих центров находится в Женеве. И работа с этим центром используется для отладки технологии управления компанией по модели ASP

    Во-вторых, мы заключили первый контракт на поставку технического решения в соответствии с моделью ASP. На самой крупной птицефабрике ОГУП "Ульяновскптицепрома" создается единая система управления предприятием, которая позволит осуществлять контроль производственных процессов, сделать прозрачным весь учет и принимать эффективные оперативные решения. Работы над этим проектом ведутся с июня 2001 года. Проект реализуется на основе ASP-технологии - программное обеспечение и техническая часть находятся в московском офисе Sterling Group, куда поступают данные с объекта по системам связи.

    В ближайших планах - использовать в режиме ASP наше программное обеспечение TransBase, предназначенное для оптимизации деятельности автотранспортного предприятия.

    Полный текст интервью

    Версия для печати

    Опубликовано в 2002 г.

    Вернуться на главную страницу обзора

    Обсудить

    Подробнее об итогах 2001 года на IT-рынке читайте в разделах:
  • Общая ситуация и тенденции на IT-рынке России:
  • Рынок телекоммуникаций
  • Рынок консалтинга и услуг в IT-сфере
  • Рынок информационной безопасности
  • Рынок программного обеспечения
  • Рынок компьютерного оборудования и периферии
  • Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS