[an error occurred while processing this directive]

16+

 
Совместный проект
CNews.ru Деловой еженедельник "Компания"

   Содержание
Корпоративный интернет-банкинг
Персональный интернет-банкинг
Перспективы

Андрей Бурдинский,
Генеральный директор
компании "Интернет Маркетинг"

В отличие от 2000 года, который стал временем зарождения полноценного рынка услуг интернет-банкинга в России, 2001 год можно считать первым годом активного развития рынка. Правда это развитие имеет скорее экстенсивный, чем интенсивный характер.

Корпоративный интернет-банкинг

Рост количественных показателей развития интернет-банкинга в России впечатляет. По данным компании "Интернет Маркетинг", на 1 октября 2001 года количество инсталляций систем интернет-банкинга в российских банках достигло 280 единиц (табл.1). За год число банков, предлагающих интернет-сервис, выросло в 6 раз! Однако, если разобраться, это не такое уж и небывалое достижение. Рост предложения интернет-услуг происходит исключительно в сегменте корпоративного интернет-банкинга (Corporate Internet Banking), имеющего в России благодатную почву в виде традиционных систем "клиент-банк" (Dialup PC-banking), которыми клиенты банков продолжают пользоваться и в настоящее время.

Число инсталляций систем интернет-банкинга (по данным на 01.10.2001 г.)

Разработчик (поставщик)СистемаЧисло инсталляций
Canopus Software LabCANOPUS MacroBANK 4 10
CSBIIntellibankerн/д
ESCAPE/MInternet Клиент-Банк30
R-Style Software Lab. InterBank с "Интернет-Клиент" н/д
АСОФТInternet клиент- банк1
Банк'с Софт СистемДБО BS-Client v.382
БИФИТiBank67
ДиасофтDiasoftBANK 2x21
ИНИСТБанк-Клиент/internet17
РФККлиент-WEB5
СервоКомпРосбанк Лайн1
СТЕП АПТелебанк3
Клиент-Телебанк 200010
ФининфорБанк++20
ЦФТРасчетный модуль Faktura.ru (ранее Interpay)31
Cобственные разработки финансовых организаций7
Нет данных1
Итого280

То, что сегодня происходит в корпоративном сегменте рынка интернет-банкинга, является закономерным эволюционным развитием технологий, которые меняют структуру услуг удаленного банковского обслуживания. Так, по словам Ильи Митричева, заместителя генерального директора компании РФК, "если в конце прошлого года количество клиентов, обслуживаемых "прямым дозвоном" я бы оценил в 80-90% от общего числа пользующихся удаленным банковским сервисом, и соответственно через интернет - 10-20%, то сейчас количество обслуживаемых через интернет клиентов приближается к 50%". Эта оценка показывает изменение предпочтений клиентов, пользующихся различными формами удаленного банковского обслуживания.

Особенно радует то, что в корпоративном сегменте растет не только количество инсталляций и связанное с этим предложение интернет-услуг банками. Реально увеличивается спрос со стороны конечных потребителей - юридических лиц. Косвенным подтверждением тому могут служить, например, данные о количестве проданных пользовательских лицензий поставщиками систем интернет-банкинга. Так, по словам Димитрия Репана, генерального директора компании БИФИТ, "более 85% банков, приобретших систему "iBank", один или более раз докупали в 2001 году дополнительные клиентские лицензии пакетами по 100-200 лицензий. При этом более десяти банков превысили отметку в 500 реально работающих клиентов".

Персональный интернет-банкинг

По-прежнему, как и в прошлом году главной проблемой остается ситуация в сегменте банковских интернет-услуг для частных клиентов (Personal Internet Banking или Home Banking). Здесь пока не наблюдается такого интенсивного роста предложения как в корпоративном сегменте. За последний год на российский рынок не вышло ни одного нового банка (!), который запустил бы услугу интернет-банкинга для физических лиц, сопоставимую по своему функциональному наполнению с тем, что предложили еще в 1998-1999 годах первопроходцы этого рынка - "Автобанк" и "Гута Банк".

При этом особенно негативно сказывается на состоянии рынка даже не то, что сами банки не предпринимают должных усилий по развитию этого направления. Существенно хуже то, что разработчики систем интернет-банкинга до сих пор не уделяют созданию готовых решений, ориентированных на обслуживание физических лиц, хотя бы того же внимания, что и системам для юридических лиц. И это очень сильно сдерживает развитие рынка. Не секрет, что корпоративный сегмент активно развивается во многом благодаря стараниям компаний-разработчиков, которые, продвигая свои системы, прикладывают очень большие усилия для убеждения банкиров в целесообразности использования новых интернет-технологий. Это тот самый случай, когда интенсивное предложение формирует и стимулирует спрос.

При отсутствии предложения готовых внешних решений, банки вынуждены предпринимать попытки создания собственных систем, которые зачастую нельзя отнести к разряду полноценных услуг интернет-банкинга. Так появляются слегка модифицированные под физических лиц системы "интернет-клиент-банк", которые изначально предназначались для корпоративных клиентов и поэтому "умеют" только формировать платежные поручения и получать выписки. Некоторые банки предлагают услуги, в которых реализованы лишь отдельные функции удаленного банковского сервиса, например: просмотр выписок по счетам ("МДМ-банк", "Импэксбанк"), или рублевые платежные поручения (банк "Платина"), или выписка, оплата абонентских услуг и счетов в электронных магазинах (банк "МЕНАТЕП СПб"). Таким образом, банки все же реализуют стратегию постепенного вхождения в рынок интернет-услуг, что можно только приветствовать.

Однако, ситуация меняется. Еще совсем недавно банки могли относительно спокойно игнорировать пусть невысокий, но все же существующий спрос населения на банковские интернет-услуги. И до последнего времени это не могло существенно повлиять на их рыночное положение. Но сейчас наступают другие времена. Средний класс в России чувствует себя все увереннее, растет потребление как товаров повседневного спроса, так и длительного пользования, увеличивается спрос на платные услуги и, что особенно радует, продолжают расти сбережения. Все это уже сейчас заставляет потребителей чаще обращаться к услугам банков и не только банков. Те ниши, в которых банки оказываются не очень расторопны (платежи без открытия счетов, предоплаченные финансовые продукты, интернет-расчеты), тут же занимают более мобильные финансовые компании. Так, по словам Андрея Ванина, вице-президента "Гута Банка", одной из важнейших проблем, которую сегодня необходимо решать отечественным банкам, является "слабое развитие интернет-банкинга в розничном банковском секторе на фоне увеличивающейся конкуренции со стороны небанковских платежных интернет-систем, таких как "Е-порт", "Кредит-Пилот", "Рапида".

Если говорить о количественных показателях деятельности российских банков, продвигающих интернет-сервис для физических лиц, то они не претерпели существенных изменений по сравнению с прошлым годом. Число банков, предлагающих как полноценный интернет-сервис, так и отдельные его элементы, сегодня не превышает 10. Даже по самым оптимистичным оценкам общее количество обслуживаемых через интернет клиентов физических лиц, сегодня составляет около 15 тысяч. Вот данные по самым активным в этой области банкам. По информации предоставленной "Автобанком" и "Гута Банком" компании "Интернет Маркетинг", на 1 декабря 2001 года количество частных клиентов, обслуживающихся в этих банках и использующих системы интернет-банкинга, составило 3370 и 4200 человек соответственно, при среднемесячном приросте в 2-2,5%. Финансовые показатели использования клиентами интернет-услуг выглядят более впечатляюще. За последний год общий месячный оборот по счетам клиентов, использующих системы интернет-банкинга, вырос в "Автобанке" в 4 раза - с 1,2 млн. до 5 млн. долл. в месяц, а в "Гута Банке" в 2,5 раза - с 800 тыс. до 2 млн. долл. в месяц. При этом в последнее время среднемесячный прирост оборота составляет в Автобанке около 6,5%, а в Гута Банке - 12%.

Перспективы

Сегодня есть все основания предполагать, что в ближайшее время российский рынок интернет-банкинга ждут серьезные прогрессивные изменения - как количественные, так и качественные. Большие надежды вселяет принятие Думой Закона "Об электронно-цифровой подписи (ЭЦП)" и ожидаемое в связи с этим улучшение законодательного климата, определяющего взаимоотношения в сфере электронных услуг. Сам факт наличия закона должен произвести оздоровительный эффект. Не секрет, что зачастую именно из-за отсутствия проработанной правовой базы (не всех удовлетворяло наличие одной статьи Гражданского кодекса, уравнивающей ЭЦП с собственноручной подписью) многие банки не спешили с внедрением и использованием систем интернет-банкинга. Положительное психологическое воздействие принятия закона на активность игроков на рынке интернет-банкинга будет иметь даже большее значение, чем юридические последствия.

В будущем году продолжится экстенсивное развитие рынка корпоративного интернет-банкинга. Однако, по мнению Алексея Попова, "активное развитие интернет-банкинга будет возможно только при условии, что сами банки начнут активнее продвигать услуги интернет-банкинга своим клиентам. Основной проблемой рынка является слабая информированность клиентов банков о возможностях дистанционного обслуживания посредством интернет-банкинга; многие банки не проявляют никакой активности в этом направлении, ограничиваясь лишь информацией о данной услуге в клиентском зале". Безусловно, усилий одних компаний-разработчиков для поддержки высоких темпов развития рынка скоро будет уже недостаточно. Сегодня различными формами удаленного банковского обслуживания в России пользуются по разным оценкам от 20 до 30 процентов клиентов, что, в общем-то, и не очень мало. Однако подавляющее большинство клиентов продолжают по старинке носить или возить платежные поручения в банки. Вот где скрывается основной потенциал развития рынка.

В ближайшее время должны произойти серьезные изменения и в сегменте персонального интернет-банкинга. Рост платежеспособного спроса со стороны населения, активизация небанковской конкуренции за сбережения и платежи физических лиц, выход на рынок нескольких крупных банков с полноценной услугой интернет-банкинга подстегнет активность остальных банков в этом сегменте. Мощным толчком в развитии рынка должен стать выпуск ведущими разработчиками систем интернет-банкинга решений, ориентированных исключительно на физических лиц.

Продолжится и развитие технологий интернет-банкинга. По мнению Димитрия Репана, "это развитие будет идти, прежде всего, в двух направлениях: во-первых, в расширении функциональных возможностей текущих решений, добавлении перспективных сервисов (WAP, SMS), создании торговых площадок и отраслевых интернет-аукционов; и во-вторых, в освоении новых платформ, в первую очередь КПК, цифровых коммуникаторов (смартфоны), мобильных телефонов".

Большие надежды возлагаются на решение проблемы, связанной с противоречием между онлайновым процессом доставки документов между клиентом и банком и офлайновым процессом проведения платежа в банке и между банками. По мнению Дмитрия Ревенка, генерального менеджера компании "ИНИСТ", "с переходом РКЦ на систему онлайновых платежей возрастет интерес клиентов к интернет-банкингу, ведь для участников платежа главное вовремя увидеть деньги на счету получателя платежа".

Однако главной тенденцией развития рынка в ближайшее время должно стать изменение стратегических установок банкиров в отношении интернет-банкинга, знаменующих переход от стратегии "чтобы было", к стратегии "эффективного использования". Сегодня уже недостаточно иметь в банковском портфеле просто какую-нибудь услугу, которую можно презентовать как интернет-банкинг. Клиентам и корпоративным и частным нужны качественные услуги интернет-банкинга (причем разные для разных сегментов), предоставляющие полный набор сервисов по управлению финансами через интернет. А это потребует от банков как минимум изменения отношения к интернет-банкингу.

С другой стороны эффективное использование интернет-банкинга невозможно без четкой экономической проработанности проектов по внедрению и дальнейшему продвижению интернет-услуг. Здесь особое значение имеет правильное понимание роли и места интернет-банкинга для конкретного банка. Многие говорят, но мало кто на самом деле полностью осознает, что интернет-банкинг - это виртуальный автоматизированный операционный зал банка (а не еще одна дополнительная услуга), который может приносить реальную прибыль. Поэтому для банка очень важно иметь стратегию развития своего виртуального фронт-офиса. Важно включить стратегию развития удаленного банковского сервиса в качестве одного из важных направлений развития бизнеса банка. И это будет оправдано, т.к. уже в ближайшее время интернет-банкинг станет одной из ключевых услуг, качество и условия обслуживания по которой будут определяющими для клиентов при принятии решения о выборе банка.

Версия для печати

Опубликовано в 2002 г.

Вернуться на главную страницу обзора

Обсудить

Подробнее об итогах 2001 года на IT-рынке читайте в разделах:
  • Общая ситуация и тенденции на IT-рынке России:
  • Рынок телекоммуникаций
  • Рынок консалтинга и услуг в IT-сфере
  • Рынок информационной безопасности
  • Рынок программного обеспечения
  • Рынок компьютерного оборудования и периферии
  • Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
    Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS