16+

 
Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Александр Глазков: Пик развития рынка банковской автоматизации придется на 2005–2007 годы

Александр ГлазковИнтервью CNews.ru дал Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт».

CNews.ru: Каким стал 2003 год для отечественного рынка банковской автоматизации? Какие тенденции определяли его развитие?

Александр Глазков: Характер развития рынка банковской автоматизации напрямую зависит от тенденций роста российского банковского рынка. 2003 год я бы назвал переломным этапом в ходе развития российской банковской системы. Сегодня наметились две очевидные тенденции, которые, на мой взгляд, будут определять продвижение финансовых институтов в ближайшие несколько лет: с одной стороны, это усложнение банковских продуктов с акцентом на розницу, с другой стороны, общая тенденция укрупнения бизнеса.

События минувшего года показали, что сформировалась нормальная конкурентная рыночная среда, для достижения успеха в которой банки вынуждены заняться серьезным анализом бизнеса, развивать новые направления и продукты, усложнять технологии — все для того, чтобы привлечь новых клиентов и удержать существующих.

Другая тенденция — тенденция укрупнения — ведет к глобальному увеличению масштабов бизнеса. На мой взгляд, минувший год стал началом новой эры банковского рынка: современные банки объединяются, превращаясь в банковские холдинги. Яркие примеры этого процесса — объединение «Авто-банк НИКойл» и УРАЛСИБ, сделка между «Росбанком» и банком «Первое О.В.К.». Новая эпоха обозначится принципиально новыми задачами: банкам предстоит решать, как теперь, в рамках новообразованных структур и сделанных инвестиций, вести бизнес и выдавать конкурентоспособный банковский продукт.

CNews.ru: Каким образом это повлияло на рынок информационных технологий?

Александр Глазков: В свете возрастания сложности задач по ведению бизнеса финансовых институтов, подъема банковских технологий на новый, принципиально другой уровень, руководство банков пришло к пониманию того, что сегодня решение стратегических бизнес-задач невозможно без серьезных инвестиций в высокие технологии. «Бизнес банка напрямую зависит от тех решений, которые будут приняты в области информационных технологий», — вот общее мнение специалистов банковской сферы.

Естественно, что резкое увеличение объемов обрабатываемой информации привело к ужесточению требований банков к централизованным системам учета. Сегодня у крупнейших российских банков появилась потребность в обработке в рамках единой централизованной системы сотен тысяч документов, в обслуживании миллионов счетов при тысяче пользователей в сотнях филиалах. Для того, чтобы удовлетворить этим требованиям рынка, отечественные разработчики вынуждены делать серьезные инвестиции в развитие своих продуктов и технологий. Потенциал для подобных вложений есть только у крупных компаний. По нашим оценкам, всего 2-3 российских компании реально могут это сделать. В соответствии с этим сейчас происходит качественный и количественный рост ИТ-рынка: системы становятся более сложными, намного более производительными, комплексными, более гибкими и функциональными. Тот факт, что современные системы стали на порядок сложнее, косвенно подтверждается их стоимостью. 2003 год ознаменовался рядом крупных контрактов: банки объявляли тендеры на системы стоимостью до 15 млн. долл.

По нашим оценкам, рост российского рынка автоматизации в 2003 году составил в среднем 30-40%, по сравнению с 20-30% роста в 2002 году.

CNews.ru: Что предпринимают российские разработчики, чтобы удовлетворить потребности банков?

Александр Глазков: С нашей точки зрения, сегодня на рынке сложилась ситуация, требующая неординарных решений. Потребность российских банков в масштабных функциональных системах автоматизации уже возникла, и для того, чтобы предложить рынку отвечающее новым требованиям решение, российским разработчикам нужно мобилизовать все свои силы и ресурсы. Если говорить о нашей компании, то именно для создания решения, способного удовлетворить быстрорастущие потребности российского банковского бизнеса, в 2003 году мы приняли решение о слиянии двух наших ведущих банковских проектов — WorkFlow и 5NT. Данное объединение является беспрецедентным решением на отечественном ИТ-рынке с точки зрения менеджмента, — ведь речь шла об объединении двух самостоятельных, уже сложившихся структур в одну. В результате было создано единое банковское направление — крупнейший в России Центр Банковских Технологий, потенциал которого составляют опыт и знания более 350 его специалистов, количество которых в 2004 году мы планируем увеличить до 450. По нашим данным, на сегодняшний день альтернативной по численности и масштабу решаемых задач команды разработчиков в России просто нет.

С другой стороны, на рынке появились действительно сложные и масштабные решения, разрабатываемые глобальными зарубежными поставщиками, стоимость которых измеряется не одним миллионом долларов. Такая цена на российском рынке уже ни у кого не вызывает удивления, так как размер бизнеса банков соответствует этой сумме. Об успешности подобных проектов говорить пока рано, так как нет реальных внедрений, на основе которых можно было тиражировать решение в российских условиях.

Насколько отечественные компании готовы ответить на этот вызов рынка — покажет время. Мы воспринимаем сложившуюся ситуацию как уникальный шанс для российских разработчиков выйти на новый уровень решения масштабных задач автоматизации.

CNews.ru: Не возникает ли у вас ощущения, что прошедший год станет пиком по темпам роста ИТ-рынка, что внешняя и внутренняя конъюнктура была близка к идеальной, а такое бывает редко?

Александр Глазков: С нашей точки зрения, минувший год — далеко не пик в развитии ИТ-рынка. Ощущения идеальности сложившейся ситуации нет, так как пока нет достойного предложения со стороны российских разработчиков в ответ на сформировавшиеся потребности рынка. У российского рынка банковской автоматизации все впереди, по нашим прогнозам, пик развития придется на 2005-2007 года.

CNews.ru: Насколько заметным было влияние развития системы потребительского кредитования на ИТ-проекты банков в 2003 году? Стоит ли ожидать роста спроса на новые ИТ-подсистемы, связанные с возможным развитием рынка потребительского кредитования, ипотеки?

Александр Глазков: В этом направлении в прошлом году Россией были совершены первые серьезные шаги вдогонку за остальным миром, который давно понял, что основные деньги зарабатываются в секторе частных лиц. Стратегия развития банков сегодня направлена на выпуск розничных банковских продуктов. С этой же целью — предоставление максимума услуг населению — кредитные учреждения развивают свои филиальные сети, развивая свой розничный бизнес, особенно потребительское кредитование Что касается рынка ипотеки, то существующее российское законодательство пока не позволяет ему развиваться в должной мере, поэтому пока рано говорить о спросе на соответствующие информационные системы.

Акцент на развитие розничного бизнеса подтверждают показатели деятельности компании. За прошедший год к числу пользователей нашего розничного решения присоединились 20 новых банков: Башкомснаббанк, Волго-Дон банк, «Воркута», ГЕНБАНК, «Гранит», ЕВРОАЛЬЯНС, «Капитал Кредит», ЛОКО-банк, МБТС, Металлинвестбанк, Региобанк, «Сахалин-Вест», «Северо-Восточный Альянс», Точиксодиротбонк, Трансинвестбанк, Транснациональный Банк, Финансторгбанк, Чувашкредитпромбанк, Юниаструм Банк, «Ярослав».

Таким образом, общее число кредитно-финансовых организаций, использующих программное обеспечение компании «Диасофт» в качестве ритейлового решения автоматизации своей деятельности, составило более 100 банков. И мы особенно рады отметить, что в число наших клиентов входят и крупные розничные банки, и банки, только начинающие развивать свой ритейловый бизнес. Так, в прошедшем году было успешно осуществлено внедрение этого продукта в крупнейшем банке Татарстана — «АК БАРС». Теперь более 40 подразделений этого кредитно-финансового института обслуживают физических лиц на единой базе данных в онлайновом режиме.

CNews.ru: Не могли бы вы привести пример, показывающий масштабы проектов автоматизации в области розничных банковских продуктов?

Александр Глазков: Масштабы таких проектов действительно внушительны. За прошедший год был приобретен успешный опыт работы карточного бэк-офиса «Диасофт» на сверхбольших объемах оперативных данных с поддержкой централизованной работы многофилиального банка. Например, на «карточную» систему компании «Диасофт» перешел один из крупнейших и наиболее активно развивающий свой розничный бизнес банков России — «Внешторгбанк». Сегодня во «Внешторгбанке» «карточный» бэк-офис «Диасофт» поддерживает обработку в единой централизованной базе в онлайн-режиме данных более 40 филиалов с 300 тыс. клиентов, 1,5 млн. счетов и 380 тыс. платежных карт.

CNews.ru: Учитывая важность развития данного направления деятельности для банков, какие специфические требования предъявляются к разработчикам?

Александр Глазков: Действительно, требования, предъявленные к новой розничной системе, — практически самые высокие из всех, с которыми специалистам нашей компании приходилось сталкиваться на практике. Так, например, в декабре минувшего года «Диасофт» подписала масштабный контракт с одним из банков, входящих в первую десятку крупнейших банков России. В соответствии с условиями данного контракта предусматривается модернизация информационной поддержки розничного бизнеса банка на базе системы 5NT(e) RETAIL.

По требованию банка, система должна объединить в режиме реального времени обработку операций по вкладам, платежным картам, овердрафтным, потребительским и ипотечным кредитам, именным переводам, переводам по системе Western Union, сейфовым ячейкам, валютно-обменным операциям и т. д., что в комплексе и составляет понятие «розничного обслуживания». В качестве необходимых условий названы также высокая надежность и высокая производительность внедряемой системы при наличии единой базы данных, насчитывающей около 1 млн. клиентов, и обеспечение возможности одновременной работы с ней порядка 500 пользователей.

CNews.ru: На рынке систем комплексной автоматизации предприятий в 2003 году заметно возросло давление на российских разработчиков со стороны иностранных корпораций. Существует ли подобная опасность в ближайшие годы на рынке банковской автоматизации? Какова здесь роль поставщиков западных разработчиков ПО сегодня?

Александр Глазков: Приход на российский рынок автоматизации финансовых услуг крупнейших западных поставщиков, с одной стороны, является важнейшим показателем его развития, с другой стороны, говорит об ужесточении конкуренции и новых правилах игры. В общем, создаются нормальные условия естественной рыночной конкуренции. С нашей точки зрения, лучшим выходом из сложившейся ситуации будет создание взаимовыгодных партнерских альянсов. Что касается компании «Диасофт», то мы разработали гибкую стратегию, в соответствии с которой мы будем продолжать инвестировать в развитие наших основных продуктов, а что касается востребованных рынком областей, для которых у нас нет готового решения — мы будем строить партнерские отношения с другими поставщиками, вкладывая наш опыт и знание российского рынка.

CNews.ru: Каковы общие показатели деятельности компании «Диасофт» по итогам 2003 года?

Александр Глазков: 2003 год был успешным и плодотворным для «Диасофт». Наш годовой доход по итогам 2003 года составил 15,5 млн. долл. Мы перевыполнили свой годовой план, поставив в начале года цель вырасти на 30%, а в результате оборот за 2003 год по сравнению с предыдущим годом возрос на 36%. Среди наиболее значимых и масштабных проектов, которые велись нами в течение этого года, можно выделить проекты с — АБН АМРО Банк, «Ак Барс», «Альфа-банк», «Банк Москвы», «БНП Париба Банк», «Диалог-Оптим», «НИКойл», «Прогресс-Гарант», Сбербанк РФ Казначейство, «СДМ-Банк», «ТрансКредитБанк», «Ханты-Мансийский Банк» и другими.

CNews.ru: Какие задачи стоят перед компанией на 2004 год? Каковы плановые показатели по увеличению доходов предприятия?

Александр Глазков: Минувший год показал нам, на какие области деятельности нам стоит обратить самое пристальное внимание. В первую очередь, конечно, мы продолжим вкладывать наши ресурсы в разработанную нами комплексную систему автоматизации банковской деятельности, уделяя особое внимание автоматизации работы банка с физическими лицами, деятельности банка на фондовой бирже, денежном и валютном рынках. Также будет активно развиваться наше перспективное решение в области хранилищ данных и аналитических систем Datagy.

В 2003 году важным шагом в развитии компании также стал переход на международный управленческий учет и метод начисления, было сделано серьезное продвижение в направлении Системы Менеджмента Качества, в том числе мы подтвердили сертификат о соответствии требованиям DIN EN ISO 9001:2000. В наших планах на будущий год — дальнейшее развитие и продвижение СМК с тем, чтобы в 2005 году успешно пройти сертификацию на CMM уровня III. В области совершенствования общекорпоративного менеджмента мы поставили себе цель создать такую систему управления компанией, которая позволит нам быстро реагировать на изменения рынка, совершенствуя в соответствии с его развитием существующие банковские продукты и создавая новые. В наших планах на 2004 год — создание общекорпоративного учебного центра, который позволит управлять процессом обучения наших сотрудников. Кроме того, в 2004 году мы планируем создать Наблюдательный Совет из 5-10 человек, являющихся ведущими экспертами банковского рынка, которые смогут сделать существенный вклад в разработку стратегии компании «Диасофт». Что касается прогнозируемых темпов роста, то по нашим оценкам экономический рост «Диасофт» в 2004 году будет соответствовать росту всего рынка и составит не менее 30%.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS