[an error occurred while processing this directive]

16+

 
Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Сател

Артур Айнетдинов: Передел телеком-рынка России пока не предвидится

Артур АйнетдиновО состоянии телекоммуникационного рынка России, его проблемах и перспективах развития CNews.ru рассказал Артур Айнетдинов, генеральный директор «Сател».

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, стали ключевыми на телекоммуникационном рынке России по итогам 2003 года? Влияние каких из них будет наиболее важным в ближайшее время?

Артур Айнетдинов: Произошло давно ожидаемое укрупнение рынка связи. Окончательно определились с планами два крупнейших альтернативных игрока — «Голден Телеком» и «Система». Происходит последовательная централизация «Связьинвеста». Всё это говорит о том, что профессиональный телекоммуникационный рынок переходит на новый качественный уровень. Принятие Закона «О связи» должно будет способствовать этому.

Еще одно знаковое событие ушедшего года: число мобильных абонентов, наконец, превысило число стационарных. Это отнюдь не значит, что проводные сети не развиваются. В то время как у нас на 1 телефон приходится 10 жителей, а некоторые села и поселки вовсе не телефонизированы, вопрос развития любой связи будет актуальным еще многие годы.

Не следует, конечно, ожидать, что рынок стационарной связи будет расти такими же темпами, как рынок мобильной связи, но в течение ближайшего десятилетия будет происходить модернизация оборудования традиционных операторов, строиться новые узлы альтернативных. Будет активно развиваться широкополосный доступ, и расширяться спектр предоставляемых услуг. Уже сейчас многие операторы отмечают, что при падении доходов от традиционной телефонии возрастают доходы от дополнительных услуг, оказываемых операторами.

CNews.ru: Каковы, на ваш взгляд, масштабы использования мультисервисных сетей в телекоммуникационных системах России и других стран? Насколько далеко в данном направлении продвинулись российские операторы?

Артур Айнетдинов: Говоря о мультисервисных сетях, как о сетях, с помощью которых можно организовать передачу голосовых услуг, видео и других данных, вынужден констатировать, что этот рынок еще не развит в России. На мой взгляд, более масштабному использованию мультисервисных сетей в России мешают как неготовность пользователя к получению услуги, так и дороговизна начального этапа предоставления таких услуг. Когда в стране отсутствует элементарная телефонная связь, когда телефонных номеров не хватает — тут уж не до широкополосного доступа и не до широкого спектра услуг.

В то же время необходимо помнить, что российский телекоммуникационный рынок развивается очень быстро. Отечественные компании быстро «впитывают» в себя все новое, что появляется на Западе, и с насыщением рынка традиционных услуг будут активнее строить мультисервисные сети.

CNews.ru: Какие, на ваш взгляд, факторы могут стимулировать дальнейший рост спроса на телекоммуникационное оборудование?

Артур Айнетдинов: Этот вопрос лежит скорее в области финансов, нежели чем в законодательной сфере. Развитие системы кредитования, снижение процентных ставок и т.п. будет стимулировать реорганизацию сетей связи. Надо сказать, что мы уже давно работаем с крупнейшими банками Москвы и можем через собственную лизинговую компанию предложить весьма интересные условия для операторов связи, реально стимулирующие развитие их инфраструктуры.

CNews.ru: Стоит ли ожидать значительного технического переоснащения инфраструктуры телекоммуникационного рынка в сжатые сроки в случае приватизации «Связьинвеста» и демонополизацией рынка местной связи?

Артур Айнетдинов: В сжатые сроки переоснастить инфраструктуру ключевого оператора связи России чрезвычайно сложно, да и возможно, не так уж нужно. Компания последовательно претворяет свои планы по реорганизации и переоснащению своей технической базы. Не думаю, что возможная приватизация сильно скажется на этом процессе. Мы развиваем сотрудничество со «Связьинвестом» в нескольких областях и я считаю это направление одним из приоритетных для компании.

CNews.ru: Ранее «Сател» объявлял о планах создания собственного сборочного производства оборудования ANS. Как развивается этот проект? Как вы оцениваете перспективы возрождения производства оборудования связи в России? В каких сегментах это было бы возможно?

Артур Айнетдинов: ANS — небольшая городская станция, оказалась, как мы и предполагали в начале развития данного проекта, чрезвычайно востребована рынком. Многие операторы связи выбрали это решение, строят на нем узлы связи, развивают свои региональные сети.

ANS сертифицирована как ГАТС, УПАТС и концентратор абонентских линий и полностью отвечает условиям эксплуатации на российских сетях связи. «Сател» не только осуществляет локальную сборку, но и, имея свой штат программистов, разрабатывает новые программные продукты для использования в сети операторов, у которых стоит данная станция. В данный момент готовится совершенно новый релиз ПО и железа, расширяющий возможности станции.

Что касается перспектив возрождения производства оборудования связи в России, то я бы больший упор делал на наш интеллектуальный ресурс, нежели на непосредственное производство комплектующих. Наши программисты не уступают западным по квалификации, но при этом в отличие от своих западных коллег, могут работать с гораздо большим кругом вопросов. Они более универсальны и имеют более широкий взгляд на решаемые проблемы. Я думаю, что это «интеллектуальное» направление производства будет всё больше использоваться всеми производителями современного оборудования.

CNews.ru: Ваша компания работает на рынках оборудования для ведомственной, корпоративной и операторской связи. Какой из этих сегментов является ключевым для компании сегодня? Насколько равномерно развиваются эти рынки?

Артур Айнетдинов: Все эти сегменты являются для нас традиционными. «Сател» поставляет телекоммуникационные решения для всех трех сегментов уже многие годы. Операторский рынок на сегодня является самым динамичным и требовательным, причем не столько с точки зрения поставки техники, сколько с точки зрения оказания всего комплекса услуг, начиная с финансовых условий — предоставление лизинга на срок до 40 месяцев, и заканчивая предложением по обслуживанию технической инфраструктуры заказчика. В данной ситуации, компания предоставляет и финансирование проекта заказчика, и интегрирование оборудования в существующие инфраструктуру. Для этого требуются серьёзные капиталовложения, которые небольшие компании просто не в состоянии осуществить.

CNews.ru: Какие изменения произошли в бизнесе и стратегии компании в 2003 году? Какие задачи стоят перед «Сател» в наступившем 2004 году?

Артур Айнетдинов: Мы постоянно расширяем спектр продаваемого и обслуживаемого оборудования. Мы стали активно продвигать оборудование AХЕ-10, большие междугородние и международные станции производства Ericsson; в 2003 году запустили проект, связанный с новым продуктом компании Ericsson для рынка широкополосного доступа EDA. В основе технологии EDA используются очень интересные решения и самые последние технологии. Мы провели несколько независимых испытаний у операторов связи, развивающих предоставление услуг по доступу в Интернет по технологии ADSL на реальных линиях, и результаты превзошли ожидания. Я полагаю, что этот сектор будет показывать устойчивый рост в 2004 году.

Одно из ключевых направлений, которое мы сейчас активно развиваем — это создание центров обработки вызовов, так называемых call-центров и контакт-центров. Мы считаем, что российский рынок вполне созрел для подобных решений и на нем сформировался устойчивый спрос. Нам удалось сформировать очень сильную команду профессионалов. Это требует значительных инвестиций с нашей стороны — и в персонал, и в развитие, но эта задача вполне благородная и должна будет через некоторое время оправдать себя в финансовом плане.

CNews.ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS