[an error occurred while processing this directive]

16+

 
Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

Андрей Шабанов: Методики расчета окупаемости вложений для ERP-систем не работают

Андрей ШабановНа вопросы CNews.ru ответил Андрей Шабанов, глава московского представительства Scala Business Solutions.

CNews.ru: Одним из важных аргументов при принятии решения о внедрении ERP-системы является достаточно быстрая окупаемость вложений. Можно ли просчитать эту выгоду заранее? Если можно, то как?

Андрей Шабанов: По моему мнению, просчитать выигрыш от использования ERP-решения, как внутреннего автоматизированного решения любой компании, достаточно сложно, поскольку существующие в настоящий момент методики расчета окупаемости вложений в абсолютном большинстве случаев не работают для ERP-систем. Наверное, существует ряд бизнесов, где можно посчитать выигрыш, но это единицы процентов. В большинстве случаев нельзя, хотя бы потому что автоматизация только на первый взгляд приводит к каким-то видимым изменениям, например, к сокращению рабочих мест. На самом деле автоматизация приводит к тому, что те люди, которые решали один круг задач, получив в руки автоматизированную систему, начинают решать более широкий круг задач: руководство компании, как правило, видя, что у людей освобождается время, тут же находят для них новые задачи. И это процесс бесконечный, который приводит, в основном, к росту подготовленности персонала, создает необходимость проведения дополнительного обучения, но никак не ведет к его сокращению.

Если рассматривать ERP II, как ERP-системы для внешнего использования, когда корпоративная система одной компании встраивается в общую цепочку и работает в виртуальном пространстве вместе с системами других компаний, то можно говорить о некой конкретной выгоде, окупаемости, экономии средств за счет того, что автоматизируется процесс взаимодействия с поставщиками и клиентами. Это значит, что вместо использования нескольких человек для выполнения сходных задач при работе с различными поставщиками, можно обойтись меньшим количеством людей или даже одним техническим специалистом, который будет следить за правильностью функционирования корпоративной системы в виртуальном пространстве.

Конечно, в этом случае можно говорить об оптимизации процессов, но все равно очень сложно разделить, за счет чего удалось сэкономить? За счет правильного построения бизнес процессов или за счет того, что используется автоматизированная система. Поэтому заявление, безусловно, имеет право на существование, но даже имея ERP II систему, практически невозможно просчитать выгоду от ее использования.

Если говорить об окупаемости, то надо понимать в первую очередь, в каком виде возвращаются вложенные деньги. Возвращаются они в виде экономии времени пользователя, который получает полный контроль над процессами и получает полную информацию в нужное время в нужном месте. В этом случае надо считать, сколько стоит время каждого пользователя, в том числе руководителя, сколько он тратил времени раньше и сколько тратит после установки системы. Систему поставили — время освободилось, и его сразу заполняют решением других задач, которые со временем могут быть переложены опять на ERP-систему. Образуется некий снежный ком, когда экономия времени приводит к расширению круга решаемых задач, стимулирует дальнейшее развитие, которое, в свою очередь, требует дальнейших вложений.

CNews.ru: Как вы оцениваете динамику спроса на CRM-решения в России? Каковы основные тенденции в данном сегменте?

Андрей Шабанов: Интерес к CRM-системам возник в 2001 году, когда большое количество поставщиков CRM-решений пришли на российский рынок и пытались продвигать свою продукцию. Но, на мой взгляд, в то время это было преждевременно. Именно поэтому интерес к CRM-решениям не привел к взлету их продаж. Сейчас есть признаки того, что рост продаж CRM-решений произойдет именно в 2004 году. Вам, конечно, известно, что в прошлом, 2003 году, компания Microsoft выпустила на рынок CRM-решение, и наша компания на его базе создала CRM для клиентов Scala — iScala CRM. Этот продукт может быть интегрирован в ERP-систему Scala, но может быть использован отдельно. Причем iScala CRM имеет дополнительную функциональность, связанную с правильной обработкой финансовой информации, относящейся к обработке заказов, выставлению счетов и регистрации их оплаты.

Сейчас мы очень активно занимаемся продвижением этого решения нашим существующим и потенциальным клиентам. Безусловно, что это займет некоторое время, но мы уже видим, что компании прошли тот период, когда наибольшее количество ресурсов они вкладывали в развитие ERP-систем вообще, появились компании, заинтересованные в дальнейшем развитии уже работающих корпоративных систем за счет интеграции в них специализированных продуктов.

CRM — продукт, который может принести пользу абсолютному большинству компаний, поскольку автоматизирует работу отдела продаж. Этим и вызвана популярность CRM-систем. Для мировых производителей мощных CRM-решений трудность вхождения на развивающиеся рынки такие как страны Восточной Европы заключается в том, что стоимость их продукта сравнима со стоимостью некоторых ERP-систем. Кроме того, существуют достаточно недорогие CRM-решения, доступные как сервис через интернет: десятки долларов на пользователя в год. Принимая во внимание эти обстоятельство, продвижение на российском рынке многофункциональных систем, стоимость которых может быть сравнима со стоимостью небольших ERP-решений, тормозилось. Сейчас наметилась тенденция общего удешевления как ERP-систем, так и CRM-решений.

CNews.ru: Справедливо ли это утверждение, что пока внедрение ERP- и CRM-систем могут позволить себе только крупные отечественные компании?

Андрей Шабанов: Справедливо, безусловно, справедливо. Более того, как показывает наш опыт, сначала компания ставит ERP-систему, и когда система уже находится в стадии эксплуатации или частичной эксплуатации, тогда решается вопрос внедрения CRM. Часто бывает так, что компания сразу понимает необходимость установки CRM и заранее планирует этот проект, но тем не менее сначала устанавливает ERP-систему. В этом случае утверждение, что крупные российские компании, которые уже имеют ERP-системы, могут позволить себе CRM-решения, правильно.

Важно отметить, что отдельно стоящая CRM-система, конечно, автоматизирует в какой-то степени деятельность компании, но она не автоматизирует полный цикл работы с клиентом. Как правило, цепочка заканчивается, когда клиенту выставляется счет. Но компании требуется знать, что дальше: когда была оплата, как она прошла (частично или нет), в какие сроки, не был ли просрочен счет, учтены ли налоги, в каком состоянии кредитный лимит клиента, есть ли товар на складе, можно ли его зарезервировать… Если предположить, что полномасштабная CRM-система предоставляет подобного рода информацию и предоставляет возможность ее ввести, то затем гипотетически наращивая CRM-систему мы в итоге придем к полномасштабной ERP-системе. Поэтому, когда мы говорим «полнофункциональная система CRM», то надо четко понимать, где заканчивается функциональность CRM и начинается функциональность ERP. Отсюда логично вытекает последовательность: ERP должна идти впереди, и тогда CRM просто надстраивается и получается законченная цепочка по обработке финансовой информации.

CNews.ru: Какова в настоящее время доля продаж CRM-решений в общем бизнесе Scala?

Андрей Шабанов: Сейчас еще небольшая. Мы продали несколько CRM с октября прошлого года. Внедрение CRM-решения в том случае, если в компании уже имеется ERP-система — это очень простой процесс: интерфейс дружелюбен и привычен для пользователя. Я думаю, что 2004 год будет годом роста продаж CRM-решений крупным компаниям, у которых уже есть ERP-система и которые понимают необходимость ее дальнейшего развития для работы с клиентами на более высоком технологическом уровне. По моему мнению, CRM ждет светлое будущее.

CNews.ru: Расскажите, пожалуйста, коротко о вашем совместном с компанией Microsoft продукте.

Андрей Шабанов: По нашему мнению, Customer Relationship Management (CRM) позволяет сформировать определенную стратегию бизнеса, которая направлена на создание долгосрочного партнерства между конкретной компанией и ее клиентом на взаимовыгодной основе.

Scala Business Solutions Customer Relationship Management (iScala CRM) — это система управления отношениями с клиентами, которая включает в себя модули Автоматизации продаж (Sales) и Сервиса (Customer Service). Данный программный продукт доступен из интерфейса Microsoft® Outlook® и Web. iScala CRM помогает принимать информированные, обоснованные решения, и создает информационную базу для предоставления клиентам превосходного обслуживания в соответствии с предпочтениями и спецификой клиента.

С технической точки зрения, iScala CRM легко настраивается, отличается простотой использования и сопровождения, интегрируется с другими бизнес-приложениями и масштабируется в соответствии с требованиями бизнеса.

У системы есть несколько ключевых преимуществ для компаний ее использующих. На мой взгляд, это возможность работы в оперативном (онлайновом) и автономном (оффлайновом) режимах, что позволяет специалистам по продажам быть независимыми от их рабочего места и предоставляет легкий доступ ко всей функциональности поддержки продаж, полная интеграция с Microsoft® Outlook® и Microsoft® Office®, с iScala без дополнительных временных и денежных затрат, которая позволяет получить доступ к расширенным функциональностям по управлению заказами, включая использование различных инструментов, многовалютности, VAT, а также соответствие локальному законодательству. Кроме того, iScala CRM очень проста в с точки зрения обучения и эксплуатации.

И еще. Решение iScala CRM разработано так, чтобы отвечать требованиям различных отраслей промышленности, вертикальных рынков и видов деятельности.

Надо сказать, что для разработки CRM-решения нас подтолкнули, прежде всего два факта. Во-первых, в России сотрудники 55% (!) компаний осуществляют планирование работы с клиентами, вообще не прибегая к помощи компьютера, просто делая записи в ежедневниках и блокнотах. При увольнении сотрудника теряется вся информация о клиентах, которых он разрабатывал. И во-вторых, до 70% потенциальных покупателей обычно теряются или не принимаются к сведению, так как в компании отсутствует эффективная система их квалификации и управления процессом продаж (согласно аналитическим исследованиям).

CNews.ru: Какие модули ERP-системы Scala вы рассматриваете как наиболее перспективные на российском рынке?

Андрей Шабанов: Во-первых, я бы назвал модуль «Зарплата» (PayRoll). Любая компания, независимо от отраслевой принадлежности бизнеса, для достижения своих целей использует труд наемных сотрудников, поэтому возникает необходимость иметь решение, автоматизирующее наиболее сложные и наиболее временно-затратные процессы, связанные с расчетом и учетом заработной платы. iScala Payroll позволяет автоматизировать наиболее тяжелые с точки зрения затрат времени и ресурсов бизнес-процессы, связанные с расчетом ЗП: непосредственно расчет самой ЗП, расчеты всех налогов, которые связаны с этим, включая как персональные налоги так и налоги компании, правильное распределение затрат по ЗП при наличии многомерного учета, использование данных системы для правильного и своевременного принятия решений, связанных с оплатой труда сотрудников.

Наше решение по автоматизации связанных с расчетом зарплаты бизнес-процессов является частью других взаимосвязанных бизнес-процессов, доступных в нашей ERP-системе. В частности, Scala Payroll полностью интегрирован с Scala Financials (финансовый и бухгалтерский учет), что позволяет иметь полностью автоматизированный способ формирования бухгалтерских проводок с возможностью их утверждения, учета и т.д. При этом такие особенности функциональности, как многовалютность, многоуровневость учетных измерений и т.д., которая поддерживается в Scala Fianancials доступна и в Scala Payroll.

Пользователи Scala могут использовать также преимущества интеграции Scala Payroll с бизнес процессами, автоматизирующими работы, связанные с предоставлением сервисных услуг (модуль «Управление сервисным обслуживанием») и управлению проектами (модуль «Управление проектами»). Данная интеграция позволяет использовать информацию о временных и денежных затратах из других модулей для расчета заработной платы.

Scala Payroll достаточно функционален для интеграции с различными внешними системами: как с другими ERP системами (SAP, Platinum, Sun и прочее), так и внешними системами, автоматизирующими некоторые специфичные бизнес процессы, затрагивающие расчет заработной платы (сложные системы учета рабочего времени, системы банковских платежей, системы электронной отчетности, и т.д.).

Исходя из этого опыта, мы можем рекомендовать модуль PayRoll для следующих компаний: локальных компаний, использующих сложные системы начислений заработной платы с использованием сдельной и повременной форм, с учетом различных льгот; локальных офисов корпораций, которые имеют специфику, связанную как с требованиями региональных офисов в части отчетности, так и специфику при расчетах некоторых выплат или удержаний; корпораций, которые могут использовать систему более, чем в одной стране для минимизации своих затрат по автоматизации процессов зарплаты с использованием web версии Scala Payroll.

В качестве иллюстрации приведу несколько цифр: за 10 лет доступности данного решения на международных рынках сделано более 1200 инсталяций более чем в 50 странах для расчета ЗП около 1 млн. сотрудников.

Второй интересный модуль — это решение в области управления персоналом, которое соединяет в себе международный опыт и локальную (российскую) специфику функционирования рынка труда.

Технологии и управление человеческими ресурсами сейчас уже неразделимы. Сегодня необходимым является понимание того, как использовать системы и программное обеспечение для решения имеющихся задач по управлению деятельностью предприятий или отделов персонала. Многие профессионалы в сфере систем управления персоналом, принимавшие участие в создании книги, изданнной Международной ассоциацией по информационному управлению человеческими ресурсами1 считают, что мы будем наблюдать глобальную революцию в сфере информационных систем в области HR, в которой технологии движутся намного дальше автоматизации систем документооборота, в сторону систем способных оценить скорость и качество управления персоналом.

Ведущие компании понимают, что в мире знаний и информации, в мире «создавай новое или умирай», роль человеческих ресурсов не может быть ограничена только лишь административной деятельностью по приему, увольнению и выполнению бумажных работ, связанных с персоналом.

Отдел по управления персоналом должен делать больше. Он становится настоящим партнером для отделов продаж, снабжения, маркетинга, способным поддержать потребность организации в получении и развитии необходимых ресурсов и повышении общей гибкости предприятия и борьбы за сохранение талантов.

Наш модуль создан на базе знаний накопленной экспертами в области управления персоналом, требованиями законодательства и бизнес практики российских и зарубежных компаний, работающих на российском рынке. Если хотите, это know-how по управлению персоналом. Устанавливая систему, наши клиенты получают его в свое распоряжение.

Уже сегодня нашими клиентами являются компании и предприятия различного масштаба и профиля. Scala «Управление персоналом» это масштабируемое и гибкое программное решение.

CNews.ru: Спасибо.


1Имеется ввиду книга «21 Tomorrows, HR Systems in the Emerging Workplace of the 21st Century», опубликованная Ассоциацией IHRIM в 2001году.

О компании Scala

Компания Scala Business Solutions создает интегрированное программное обеспечение для планирования ресурсов предприятий (ERP), в котором интегрированы технологии Интернет с традиционными возможностями систем ERP, что позволяет упростить ведение глобального бизнеса. Благодаря ПО Scala, глобальные компании могут полностью интегрировать все свои системы управления бизнесом по всему миру, будь то дочерние компании, подразделения или головные офисы, а также включить в эту объединенную систему своих партнеров и поставщиков. Программное обеспечение Scala позволяет глобальным компаниям удовлетворить требования, предъявляемые к передовым системам е-бизнеса, а также использовать стандартное решение планирования ресурсов предприятия для управления традиционными бизнес-процессами. Это позволяет добиться ощутимых преимуществ от использования электронной торговли, создания частного или глобального торгового портала или оптимизации цепочки поставок.

Действующие представительства компании Scala, которые располагаются в Европе, Северной Америке и на Дальнем Востоке, а также сеть партнеров и дилеров, поставляют программное обеспечение и услуги в более чем 100 стран, предлагая свое ПО в более чем 30 языковых версиях.

Клиенты компании Scala

В настоящее время систему Scala с успехом используют в 90 странах мира на 14000 предприятий различного масштаба и профиля, в том числе на более 500 предприятиях стран СНГ. Мы помогли решить задачу управления бизнесом многим нашим клиентам, среди которых: Tetra Pak, Akzo Nobel, фабрика «Большевик», Московская Сотовая Связь, Danone, CPC Foods, Челябинский Электрометаллургический комбинат, Светогорск ОАО, Новороссийское морское пароходство, GTS Cellular, Медиа-Мост, Норд-групп, BASF, TNT, Scania, Ericsson, Siemens, Coca-Cola, Nokia, Honeywell, Volvo и многие другие российские и международные компании и их подразделения, потому что мы существуем для того, чтобы стать составной частью успеха дела нашего клиента.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS