[an error occurred while processing this directive]

16+

 
Обзор "Рынок ИТ:
итоги 2003" подготовлен
При поддержке При участии
CNewsAnalytics ФостерГрупп Журнал Форум IT

АСТОР ВЦ

Проект: Автоматизация управления сети гипермаркетов «АЛПИ»

Проект: Автоматизация управления сети гипермаркетов «АЛПИ»

Несколько лет назад в нашу экономическую реальность пришли новые формы организации торговли — розничные сети. На западе они возникли около 80 лет назад, и сегодня наиболее развитые из них представляют собой транснациональные корпорации, имеющие подразделения и десятки (а иногда и сотни) магазинов во многих странах мира. Россия пытается освоить эти самые новые формы в ускоренном режиме, что с одной стороны обусловлено уже накопленным мировым опытом, а с другой — тем небольшим временем, которое было отпущено отечественным игрокам этого рынка до прихода в нашу страну мировых лидеров сетевой торговли. Своим видением ситуации в настоящей статье делятся специалисты компании «АСТОР ВЦ».

Рынок систем автоматизации для розничной торговли

Для современных форматов розничной торговли (супер- и гипермаркеты, сети магазинов) информационные технологии являются непременным атрибутом, без которого невозможно их функционирование. За последнее время в системах автоматизированного учета для розницы произошли кардинальные изменения. Еще несколько лет назад информационные системы несли в себе исключительно учетные функции: приход товаров, расход, построение простейших отчетов, а самой сложной частью была система автоматизированной идентификации товара (штрих-кодировка). С ростом конкуренции на розничном рынке, обусловленной не только ростом российских сетей, их экспансией в регионы, но и приходом опытных западных компаний, в последние годы возросла потребность в системах автоматизации, которые бы не только вели учет, но и помогали управлять предприятием.

К настоящему времени на рынке появились так называемые системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) — решения управления всеми ресурсами предприятия: товародвижением, производством, финансами, человеческими ресурсами. Существует ли в реальности система класса ERP для какой-либо конкретной отрасли? Производители программного обеспечения зачастую, говоря об ERP, не говорят о том, какие конкретные задачи управления решают их системы. Система управления нужна не в общем, а для решения конкретно поставленных задач, в том числе и в розничной торговле. Иногда даже к слову ERP добавляют цифру II. Получается новый стандарт — ERP II. К сожалению, от добавления цифр качество продукта не улучшается.

Какую бы платформу мы не взяли: Axapta, 1C, SAP, BAAN, заказчика интересует конечный продукт, который должен удовлетворять трем критериям:

  1. Соответствие потребностям предприятия (учет отраслевой специфики),
  2. Внедрение в конечные и обозримые сроки (для одного супермаркета — не более месяца),
  3. Доступность по цене (ритейлеров не интересуют системы, цена которых сопоставима со стоимостью их бизнеса).

Примером внедрения специализированного продукта для автоматизации предприятия розничной торговли крупного формата является автоматизация одной из крупнейших российских сетей гипермаркетов «АЛПИ» в Красноярском крае на основе системы «АСТОР: Торговая Сеть». Можно называть это системой класса ERP, можно не называть — суть от этого не меняется. Важно, чтобы система соответствовала управленческим требованиям конкретного предприятия. Система должна позволять менеджерам предприятия управлять запасами, поставками, номенклатурой, взаимоотношениями с поставщиками и покупателями; в системе должны присутствовать такие механизмы, как ABC-XYZ анализ, система заказов, модуль управления продажами. Кроме того, здесь должен быть интегрированный бухгалтерский и налоговый учет. И, наконец, система должна быть надежной и открытой для доработок, что очень важно для региональных проектов, когда разработчик находится в Москве, а сопровождением могут заниматься его местные партнеры.

Итак, рассмотрим проект, реализованный «АСТОР ВЦ» в сети гипермаркетов «АЛПИ».

Заказчик: Сеть гипермаркетов «АЛПИ»

«АЛПИ» — это российская сеть гипермаркетов в Красноярском крае, открытие которых осуществляет ассоциация «Сибирская Губерния». Гипермаркеты «АЛПИ» — это центры, где клиент не только посещает магазины и с удовольствием совершает покупки. Здесь можно замечательно провести выходной день со всей семьей: для отдыха предусмотрены кинотеатры, рестораны, кофейни, ледовый каток, аттракционы, игровые автоматы для детей и взрослых, бильярдные, салоны красоты, детские кафе-мороженое.

В тендере на проведение комплексной автоматизации рассматривалось несколько российских и зарубежных систем, в том числе и позиционирующих себя как ERP. Выбор руководства остановился на системе управления «АСТОР: Торговая Сеть» на платформе «1С:Предприятие 7.7».

Первый супермаркет АЛПИ был открыт в июле 2003 года в Железногорске. Площадь торгового зала составляет 1400 квадратных метров, ассортимент магазина представлен 15–20 тысячами наименований, в зале установлено 10 кассовых терминалов. Магазин стал крупнейшим в городе.

Второй магазин сети (гипермаркет) открылся в октябре 2003 года в Красноярске на улице Молокова. Торговая площадь трех этажей превосходит 7500 квадратных метров. Первые два уровня, соединенные траволатором, занимает зона самообслуживания с общей кассовой линейкой из 20 POS-терминалов и богатым ассортиментом. Наряду с продуктами питания и сопутствующими товарами, в магазине можно купить даже бытовую технику. На третьем уровне расположились магазины одежды, ресторан и кофейня.

В конце декабря 2003 года в городе Сосновоборске, расположенном в 30 км от Красноярска, открылся третий гипермаркет сети общей площадью 10000 кв.м. (торговая площадь — 4600 кв.м.). В гипермаркете установлено 24 современных POS-терминала Toshiba, в продуктовой зоне используется 17 весов с печатью этикеток, в офисе установлено 15 рабочих станций, два принтера этикеток и четыре терминала сбора данных.

В начале 2004 года был открыт четвертый торговый центр в г. Канске. общей площадью 18000 кв.м. (торговая площадь — 8000 кв.м.) Новый гипермаркет стал самым крупным в крае. В нем установлено 28 POS-терминала и 17 весов с печатью этикеток. Зал торгового центра разбит на 2 части: гипермаркет и Cash&Carry (торговая площадь каждого — 4000 м2).

Отличительной особенностью сети «АЛПИ» является концепция наличия в каждом гипермаркете от 2 до 6 специализированных точек питания — фаст-фудов. При этом отдельная система управления ресторанами «АСТОР: Ресторан», позволяющая организовать полный учет и управление процессом продажи фаст-фуда, адаптирована и интегрирована в общую систему управления предприятием и передает все данные в выделенный центр управления сетью магазинов и ресторанов, расположенный в городе Красноярск.

С введением в строй четвертого объекта общие параметры сети гипермаркетов таковы: 85 POS-терминалов, 84 рабочие станции (из них 23 в центральной базе), ассортимент 40 тысяч товаров.

Решение: Система управления «АСТОР: Торговая Сеть»

Установленная система управления «АСТОР:Торговая Сеть» на сегодняшний день связывает центральный офис в Красноярске с тремя работающими гипермаркетами и ресторанами.

Система управления «АСТОР: Торговая Сеть 5.0» для «1С:Предприятия 7.7» предназначено для автоматизации компаний, занимающихся розничной или рознично-оптовой продажей товара по разным типам договоров через сети магазинов различных форматов.

Система построена по принципу разделения данных и обеспечивает:

  • ведение оперативного учета в периферийных магазинах и на распределительном складе;
  • ведение совместного оперативного, бухгалтерского и налогового учета в центральном офисе компании по всем структурным подразделениям.

Система «АСТОР: Торговая Сеть 5.0» удовлетворяет принципам построения систем класса MRP и позволяет оптимизировать состояние складских запасов, ассортимент; структурировать и управлять взаиморасчетами с поставщиками, покупателями; использовать различные стратегии розничного ценообразования; обеспечивать эффективное управление сетью магазинов.

«АСТОР: Торговая Сеть 5.0» предназначена для автоматизации крупных «сетевых» розничных структур, имеющих следующий состав:

  • Центральный офис.
  • Магазины — любой формат (супермаркеты, гипермаркеты, cash&carry, дискаунтеры и т.д.), причем разные магазины могут использовать различные классы ККМ для обеспечения продаж (POS-терминалы и фискальные регистраторы).
  • Выделенный склад.

При помощи «АСТОР: Торговая Сеть 5.0» возможно использование следующих методов управления поставками, заказами, ценообразованием:

  • полностью централизованное;
  • полностью децентрализованное;
  • смешанное управление.

В рамках концепции MRP-системы «АСТОР: Торговая Сеть 5.0» предоставляет возможность получать необходимую информацию следующим классам потребителей:

  • Собственники и инвесторы;
  • Менеджмент (управление) предприятия;
  • Финансовые службы и бухгалтерия предприятия;
  • Коммерческие службы, включая категорийных менеджеров;
  • Товароведы, операторы, кладовщики, производственный отдел.

Здесь можно ознакомиться с классической схемой автоматизации гипермаркета.

Подробное описание системы «АСТОР: Торговая Сеть» можно посмотреть на сайте АСТОР ВЦ.

АСТОР ВЦ и АЛПИ: итоги сотрудничества

Установленная система управления «АСТОР: Торговая Сеть» на сегодняшний день связывает центральный офис в Красноярске с четырьмя работающими гипермаркетами и ресторанами.

Как отметил президент ассоциации Подсохин Алексей Леонидович: «Понимание необходимости автоматизации пришло к нам давно. Мы пришли к выводу, что для автоматизации сети гипермаркетов „АЛПИ“ нам необходим профессиональный партнер. Это должен был быть партнер, который имеет соответствующий опыт, который вместе с нами будет развивать наш бизнес. Таким партнером стал для нас АСТОР ВЦ. При нашей скорости развития мы иногда сталкиваемся с тем, что программное обеспечение необходимо дорабатывать под наши потребности — но мы рассматриваем это как нормальный эволюционный процесс».

Вадим ЛогиновПо словам руководителя отдела логистики Вадима Логинова, система «АСТОР: Торговая Сеть» позволила решить такие важные задачи, как:

  • управление товарной номенклатурой;
  • управление системой заказов товара;
  • управление системой поставок.

Отработанные методы прогнозирования продаж и оценки эффективности поставок, ABC- и XYZ-анализ номенклатуры позволяют оптимальным образом сформировать ассортимент товара, обеспечить заказ требуемого количества, выбрать поставщика и спланировать поставку в нужное время. Единая справочная база предоставляет информацию о каждом товаре системы, его местонахождении (в торговом зале, в текущем или планируемом заказах, возможные или фактические задержки заказанного товара) и ценовых характеристиках. Модуль управления оперативными продажами (SMS-модуль), встроенный в конфигурацию, для каждого отдельного гипермаркета позволяет решать задачи мерчандайзинга, управлять разнообразными системами скидок, оценивая эффективность предпринятых изменений. Вадим Логинов отмечает, что такие важные свойства системы, как ее полнофункциональность, открытость для адаптации и простота сопровождения в удаленных от Москвы регионах явились решающими при принятии решения о выборе поставщика.

В планы ассоциации «Сибирская Губерния» входит открытие еще нескольких гипермаркетов в Красноярском крае.


О компании АСТОР ВЦ
ООО «АСТОР ВЦ» образовано в 2000 г. Специализация — автоматизация сетевых и независимых розничных предприятий, ресторанов, кафе и развлекательных центров, автозаправочных комплексов и предприятий других отраслей. Клиентами компании за последние годы стали такие крупные сети, как «Патэрсон» (более 20 супермаркетов в разных городах РФ), «Самохвал» (60 магазинов в Москве), орловская сеть «Сберегайка» (36 супермаркетов и дискаунтеров), кемеровская «Кора», хабаровская «Три Толстяка», нижегородская «ТД Народный». Кроме продуктовых сетей, системы управления внедряются в сетях книжных магазинов (сеть «Букбери», 4 магазина), в магазинах парфюмерии («Ив Роше Восток», 11 магазинов), бутиках (сеть «Морган»), строительных супермаркетах («Бауланд», «Бауклотц») и на предприятиях других отраслей (НК «Роснефть», «Фольксваген Групп Россия», «ТНК-ВР»). В составе компании работает более 80 сертифицированных фирмой «1С» специалистов.

Тел./факс: (095) 780–32–60
Электронная почта: astor@1c-astor.ru
www.1c-astor.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS