[an error occurred while processing this directive]

16+

experium.ru

Обзор подготовлен

версия для печати
Исследование CNews Analytics: HR-системы в России 2011

Исследование CNews Analytics: HR-системы в России 2011

В ситуации рецессии управление кадрами стало одним из критически важных для бизнеса вопросов - как на развитых, так и на развивающихся рынках, включая Россию. По мере восстановления отечественной экономики здесь отмечается активизация интереса к автоматизации HR процессов со стороны как крупных распределенных предприятий, так и среднего бизнеса. Растущая сложность управления человеческими ресурсами определяет увеличение спроса на поддерживающие программные продукты и сервисы (SaaS).

Исследование CNews Analytics «HR-системы в России 2011» проводилось с целью определить актуальный уровень лояльности и спроса на информационные системы в HR сфере среди российских компаний, представляющих различные отрасли экономики.

Объекты исследования

География исследования: Россия. Опрашивались компании с центральными офисами в Москве и Московской области. Всего было опрошено более 100 компаний. В число респондентов, предоставивших свои данные в ходе опроса, в частности вошли компании из следующих секторов: финансы и аудит, розничная торговля, производство, энергетика, ЖКХ, строительство, телеком, СМИ, логистика, транспорт, автопром и автодилеры.

Респондентами со стороны компаний-участников выступили руководители HR и ИТ служб. Анкета опроса предполагала общий блок вопросов, а также блок вопросов, позволяющий получить экспертное мнение каждой из целевых групп.

Наибольшую активность, с точки зрения участия в опросе по HR-решениям, демонстрировали крупные компании с распределенной структурой (77% респондентов). Большинство из них уже имеют опыт автоматизации задач HR и сформировали как свое представление об этом рынке в России, так и собственные предпочтения в этой области. Заметно меньшая активность со стороны среднего бизнеса объяснима более низким уровнем осведомленности по теме исследования (многие потенциальные респонденты отказывались от интервью ввиду неготовности отвечать на вопросы анкеты, ссылаясь на недостаток компетенции или самый начальный этап изучения этой области в контексте своих потребностей). 

Численность персонала в компаниях-респондентах

Источник: CNews Analytics, 2011

Вне зависимости от общего количества сотрудников, число пользователей программ для управления персоналом в большинстве (55%)  компаний составляет менее 25 человек.

Число пользователей HR системы

Источник: CNews Analytics, 2011

Одним из удобных вариантов решения в области автоматизации HR может стать модель SaaS. Использование программного обеспечения по подписке подразумевает большую гибкость и оставляет больше пространства для маневра предприятию. В случае оперативного сокращения персонала бизнесу не нужно думать об уже оплаченных лицензиях - можно точно так же оперативно сократить объем подписок на ближайший период, чтобы затем - в случае возможности и/или необходимости также быстро нарастить его вновь. 

Большинство опрошенных уже используют те или иные инструменты автоматизации процессов в сфере HR. Большинство респондентов со стороны ИТ (70%) отметили, что, несмотря на внедрение промышленных систем, пользуются еще и дополнительными инструментами. 50% опрошенных специалистов в сфере HR отметили, что используют несколько видов инструментов для решения задач, и это не только программы, но и хранение данных на бумажных носителях.

Используемые инструменты для подбора, обучения и управления персоналом

Источник: CNews Analytics, 2011

Уровень удовлетворенности

Использование нескольких инструментов говорит о том, что функционал "тяжелых" дорогостоящих решений либо не задействован в полном объеме, либо изначально недостаточен. Для "закрытия" этого "провала" компании часто рассматривают самописные продукты, либо недорогие системы на рынке .

Значительное количество респондентов CNews Analytics – ИТ-специалистов - (34%) использует, либо рассматривает использование продуктов 1С для автоматизации задач HR. Немногим меньшее количество (30%) используют собственную разработку. Наполовину меньше респондентов (14%) выбирают SAP.

Используемая/планируемая к использованию HR-система

Источник: CNews Analytics, 2011

Тем не менее, наличие на рынке всего двух брендов и 30%-ная заполненность рынка собственными разработками, говорит о значительном потенциале для ИТ-поставщиков.

Оценка эффективности используемых в компании HR-инструментов

Источник: CNews Analytics, 2011

Общая тенденция российского рынка ИТ - постепенный уход от собственных разработок с тем, чтобы минимизировать затраты на развитие и поддержку информационных систем.  Наряду с этим, на рынке ИТ-разработок для рынка HR наблюдается некоторый «вакуум» успешных решений, способных автоматизировать полный спектр HR-процессов.

Специалистам  в сфере HR в рамках опроса было предложено определить наиболее значимые цели автоматизации и выбрать наиболее существенные процессы, на работу с которыми должна быть специализирована HR система. Очевидно, что наиболее востребованы решения, автоматизирующие рутинные операции.

Уровень лояльности к HR-инструментарию

Источник: CNews Analytics, 2011

Большинство респондентов (68% опрошенных ИТ-директоров и 92% HR-директоров) достаточно высоко оценивает важность HR-систем, видя здесь пути повышения эффективности своей деятельности. При этом немногим менее трети (28%) ИТ-профессионалов и лишь 8% прямых пользователей – HR-специалистов считают, что хотя использование подобного инструментария и желательно, нельзя считать его обязательным - так как бизнес-процессы в сфере управления человеческим капиталом являются непрофильными и неключевыми. Собственно, именно поэтому они часто оказываются в своего рода "зоне риска" - либо первыми попадают под сокращение финансирования, либо должны удовлетворять самым жестким требованиям к оптимизации и повышению эффективности. Либо же рассматриваются в числе первых с точки зрения выведения вовне - на аутсорсинг.

Готовность к SaaS

При всех понятных преимуществах модели SaaS в сфере HR, ИТ директора компаний-респондентов отмечают, что такие системы пока не получили широкого распространения в России.

Существующее предложение пока нельзя назвать ни широким, ни хорошо проработанным. Однако те поставщики, которые смогут в кратчайшие сроки представить адекватный и соответствующий ожиданиям целевой аудитории сервис по конкурентоспособной цене, а также обеспечить его продвижение и максимально широкое информирование, имеют наибольшие шансы занять лидирующие позиции в формирующейся нише. 

Готовность российского рынка к использованию HR-средств по модели SaaS

Источник: CNews Analytics, 2011

При более конкретной постановке вопроса о своем интересе к использованию HR-средств по модели SaaS готовы говорить пока лишь 8% респондентов. Учитывая, что 70% из них уже внедрили промышленное решение, подобная осторожность, вероятно, в значительной степени привязана к недавно сделанным инвестициям и стремлению увидеть от них отдачу. В большей степени в SaaS могут быть заинтересованы компании, еще не вложившие в информатизацию своих HR-функций значительных средств, и вероятно, в первую очередь - средний бизнес. 

В компаниях же первой группы SaaS в области HR, вероятно, можно обсуждать применительно к решению конкретных отдельных задач, пока не "покрываемых", либо недостаточно хорошо решаемых при помощи внедренного продукта. Как показывают результаты опроса, потребность автоматизации подбора персонала в скором времени достигнет критической массы. Также хороший потенциал здесь у мало востребованных ранее в России функций обеспечения полного цикла "сопровождения" сотрудника - с момента найма до выхода на пенсию. 

Готовность компаний-респондентов к использованию HR-средств по модели SaaS

Источник: CNews Analytics, 2011

Потенциал развития

Основными сдерживающими факторами на рынке информатизации HR, по мнению ИТ-директоров,  являются те же, что тормозят развитие и любых других секторов ИТ - низкая заинтересованность и вовлеченность топ-менеджмента (23%), а также сопротивление персонала на местах (19%). 16% указывают в числе сдерживающих факторов необходимость изменения бизнес-процессов, что является часто нетривиальной задачей, требующей вовлеченности и усилий со стороны всех сотрудников, включая и топ-менеджмент, а значит в конечном итоге - увеличивающей стоимость проекта.

Второй по значимости фактор влияния, с точки зрения респондентов - высокая стоимость систем (22%), что подразумевает не только покупку лицензий и сопутствующий консалтинг, но и весь показатель ТСО (совокупная стоимость владения

HR директора компаний-респондентов на первое место в рейтинге препятствий для внедрения системы ставят возможную несовместимость системы с уже имеющимся программным обеспечением. На втором месте также высокая стоимость решений. Характерно, что незаинтересованность руководства волнует HR директора вполовину меньше, чем ИТ директора. Это говорит о том, что пользователь системы гораздо в большей степени испытывает необходимость в ПО и готов мотивировать топ-менеджменту выгоды от приобретения хорошей системы. Также интересно, что лишь 2% HR респондентов считают, что сопротивление персонала является сильным препятствием к внедрению ПО. Таким образом, результаты опроса показывают, что ИТ директора в некоторой степени недооценивают готовность «внутреннего клиента» - отдела управления персоналом к внедрению HR систем; в то же время HR директора недооценивают готовность ИТ служб к интеграции внутренних ПО и внедрению новой системы.

Препятствия к внедрению HR систем

 

Источник: CNews Analytics, 2011

Опрос, проведенный CNews Analytics, подтвердил достаточно высокий уровень лояльности российских заказчиков к инструментарию HR, при среднем уровне удовлетворенности используемыми решениями. Бизнес стремится потратить на автоматизацию этих функций минимально допустимые средства, решив при этом задачу повышения эффективности деятельности HR-отдела и предприятия в целом. Все еще сохраняется достаточно высокий уровень проникновения собственных разработок в этой сфере. Вместе с тем, корпоративный рынок готов к замене собственных разработок на промышленные, способные доказать свою эффективность и не требующие больших инвестиций, причем в сотрудничестве две заинтересованные в автоматизации процессов службы ИТ и HR способны устранить внутренние препятствия к внедрению программных решений в компании.

Рост этого сектора рынка в дальнейшем в значительной степени зависит от уровня осведомленности руководителей ИТ и HR бизнеса в области средств автоматизации. Перспективным видится появление новых бюджетных систем, монетизируемых за счет дополнительных сервисов, применения SaaS, при условии формирования понятного заказчику предложения, в том числе учитывающего его стремление сократить издержки на подобные проекты и ТСО систем. 

CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS