[an error occurred while processing this directive]

16+

Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Готов ли рынок СЭД к единым стандартам?

Готов ли рынок СЭД к единым стандартам?

Отечественный рынок СЭД продолжает жить по известным зарубежным регламентам. Они, безусловно, являются хорошим подспорьем, но не могут в полной мере удовлетворить локальные запросы. России необходимы собственные, национальные стандарты СЭД.

В настоящее время большая часть систем электронного документооборота имеет в своей основе известные западные стандарты (в частности, американский DoD и европейский MoReq 2). Их серьезным преимуществом является продуманность и проработанность контента - ведь для подготовки данных документов привлекались команды профессионалов и экспертов в области ECM. Помимо этого, количество внедрений ECM на Западе существенно выше, чем в России, - соответственно, это дает больший практический опыт и, как следствие, позволяет разработать регламент с учетом тех или иных рыночных реалий.

Основные национальные стандарты СЭД

Стандарт Страна Сфера регуляции
DoD 5015.2-STD версия 3 США Стандарт требований к разработке программных приложений для управления электронными документами; необходимость закупки только сертифицированных продуктов; распределение полномочий и ответственности в СЭД
MoReq2 страны ЕС Типовые требования к автоматизированным системам электронного документооборота
NoARK-5 Норвегия Национальные требования Норвегии к управлению электронными документами и их архивации
PROS 99/007 версия 2 (VERS) Австралия Управление электронными документами; содержит требования к хранилищам документов
концепция DOMEA Германия Управление документами и электронная архивация в ИТ-системах; речь идет об обеспечении максимальной степени юзабилити/эргономики, "прописаны" механизмы ввода документов на бумажных носителях в систему электронного документооборота
концепция ELAK Австрия "Электронное дело"; содержит полномасштабный набор требований к электронному управлению документами (более 800 требований, которые охватывают сферы управления информацией и документами, управление рабочими процессами – workflow, а также архивирование)

Источник: CNews Analytics, 2010

Из существующих в мировой практике стандартов российскому рынку ближе европейский MoReq2. Так, Наталья Храмцовская, ведущий специалист компании ЭОС по управлению документацией, называет его хорошим примером для России, а Павел Плотников, руководитель департамента продвижения решений и продуктов корпорации "Электронный Архив", говорит о том, что единая европейская спецификация построения систем автоматизации ДОУ MoReq-2, помимо всего прочего, предполагает учет специфики документооборота каждой конкретной страны и с этой целью выделяет отдельную, «нулевую» главу, в которой, собственно, и должны рассматриваться национальные особенности и реалии.

Стандартов хватит?

Нельзя сказать, что мировой рынок СЭД испытывает острый недостаток в регламентации тех или иных аспектов работы решений. Как считают эксперты, на сегодняшний день стандартов в отрасли вполне достаточно. Более того, по мнению Александра Аксельрода, директора департамента Documentum «Корус Консалтинг», не все имеющиеся стандарты всегда используются на практике. Проблемы же могут возникнуть при их адаптации и применении в условии отечественных реалий.  «Когда европейские стандарты начинают перерабатываться под российскую действительность, то в нашем законодательстве вместо стандартов появляются расплывчатые формулировки», - объясняет Павел Плотников.  

По этой, а также по многим другим причинам, России нужны собственные национальные стандарты СЭД. Западные образцы при этом могут стать хорошим ориентиром и материалом для их подготовки. “Западное сообщество уже понесло значительные материальные и интеллектуальные затраты, "набило шишки", глубоко проработало и качественно обсудило проекты стандартов. Учитывая затраты на разработку с нуля и переход на новый национальный стандарт, игнорировать этот опыт было бы, как минимум, расточительно”, - уверен Павел Плотников. В свою очередь, Наталья Храмцовская считает, что, европейские технические спецификации вообще могут вообще применяться в России «как есть». В частности она приводит в пример PDF/A, который, по ее мнению, вообще можно было бы признать российский национальным стандартом без перевода. Безусловно, со стандартами, затрагивающими особенности национального права, делопроизводства и пр., дело обстоит сложнее. "В этом случае зарубежные стандарты могут послужить хорошей отправной точкой, но определенные элементы придется серьезно перерабатывать и дорабатывать", - говорит Наталья Храмцовская.

Заказчику не нужно?

Заказчики пока не придают должного внимания соответствию внедряемых у них СЭД каким-либо стандартам, в первую очередь международным. Так, Александр Бейдер, директор по развитию направления ECM компании Terralink, считает, что в основном требования большинства  российских заказчиков о соответствии реализованных ЕСМ-систем тем или иным международным стандартам носит декларативный характер.

С ним согласны и другие эксперты. По словам Александра Аксельрода, вопрос соответствия СЭД тем или иным мировым стандартам волнует несколько процентов заказчиков. В свою очередь, Павел Плотников заверяет, что требования  заказчика во многом определяются рекомендациями экспертов. «Именно эксперты стали в  последнее время настойчиво рекомендовать  использование положений MoReq2 при формировании технических заданий на внедрение систем электронного документооборота», - полагает он.

“Важно понимать, что зачастую фраза “соответствует стандарту” имеет смысл только для конкретного внедренного решения”, – объясняет Михаил Потапенко, руководитель направления электронного документооборота Cognitive Technologies. По его словам, на базе одной и той же СЭД можно получить решение, которое как соответствует стандарту, так и не соответствует.

Тем не менее, по мнению г-на Бейдера, ситуация скоро изменится. “В ближайшее время мы увидим, что требования соблюдения международных стандартов, в том числе, стандартов менеджмента документов, более не будет просто красивым и пустым пунктом в запросах на тендерные предложения”, - заверяет он. По его мнению, в первую очередь это связано с тем, что исторически проникновение подобного рода технологий происходит через западные компании, а на данный момент Россия уже близка к интеграции в мировую экономику.

России - российское?

Как уже говорилось, уже «обкатанные» зарубежные наработки могут стать для России хорошим базисом при подготовке собственных регламентирующих документов. Тем не менее, в полной мере в российских реалиях их использовать не получится. Дело в том, что российская практика в области документооборота по многим параметрам отличается от европейской и американской. Так, Владимир Митюнин, руководитель московского офиса департамента Documentum компании "Корус Консалтинг", приводит в пример различное восприятие электронного документа в юридической сфере, в частности, в судах – если для Америки  e-документ (в частности, электронная почта) является официально признанным доказательством, то в России в подобных ситуациях он не имеет юридической силы. В свою очередь, Вадим Ипатов, заместитель генерального директора компании "Интертраст" по развитию бизнеса, замечает, что европейские стандарты не рассматривают такие задачи, как формирование правильных регламентов доставки и учета электронных документов, определение обязательной реквизитной части и др., а для России, имеющей более высокую степень проработанности регламентов документооборота, это является очень важным параметром.

Тем не менее, положительные тенденции в сфере создания российских стандартов очевидны. Так, одной из «первых ласточек» в этой области можно считать проект национального стандарта РФ, устанавливающего требования к формату электронных сообщений при взаимодействии СЭД между собой. По мнению Виктора Сущева, директора по консалтингу DocsVision, важно, что в этом документе впервые заявлено наличие в будущем целой группы стандартов "Системы электронного документооборота". Тем не менее, пока у данного стандарта нет практической реализации, по мере его применения будут появляется всевозможные проблемы, в частности, неоднозначное восприятие различными СЭД семантики ЭЦП.

“Кризис стандартизации – одна из самых сложных проблем, существующих в отрасли”, - говорит Василий Демин, руководитель направления Lotus IBM в России и СНГ. По его мнению, проблема скорее заключается в том, что стандартов слишком много, при этом единый формат отсутствует как таковой.

Среди основных препятствий для разработки собственных стандартов игроки рынка называют разрозненность терминологии в области СЭД, невысокое финансирование работ в сфере стандартизации, необязательность применения большинства стандартов (и, как следствие, падение интереса к их разработке), а также нехватку серьезной заинтересованности государства в этой работе. Как считает г-н Плотников, при отсутствии СЭД-глоссария будет получен эффект «кусочной» или «лоскутной» стандартизации со всеми вытекающими последствиями, к которым приводит неоднозначное толкование терминов и расплывчатость формулировок, вплоть до судебных разбирательств. В свою очередь, Наталья Храмцовская определяет ключевой позицию государства, особенно в ходе выполнения инициатив в сфере «электронного правительства». “Просто включая ссылку на какой-либо стандарт в техническое задание, государство может сделать его обязательным для разработчика. Это мощное средство, которым государство пока пользуется слабо”, - замечает она. При этом, по ее мнению, там, где государство  не в состоянии полнокровно финансировать  работу над стандартами либо не имеет  нужных специалистов, оно должно хотя бы как-то компенсировать расходы тех коммерческих организаций, которые готовы предоставить своих специалистов и другие ресурсы для этой работы. 

Национальные стандарты будут формироваться вместе с развитием технологий и ростом роли государства в регулировании рынков. Как считают эксперты, данный процесс нуждается в грамотном руководителе, но никакие искусственные меры здесь работать не будут. При этом важную роль, помимо практики использования СЭД в процессах межведомственного взаимодействия, должны сыграть государство, помощь вендоров и наличие единой наодтраслевой организации, которая могла бы взять на себя всю координационную работу и заботы, связанные с разработкой и внедрением (например, Гильдии управляющих документацией).

Владимир Ваулин

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS