[an error occurred while processing this directive]

16+


Обзор подготовлен при поддержке

КРОК

Александр Калинин: Долгосрочные контракты — одно из необходимых условий перехода на аутсорсинг в сфере ИТ

Александр КалининОб информатизации органов государственной власти, основных задачах в этой сфере и перспективах использования ИТ в государственному управлении рассказал CNews Александр Калинин, президент «Национальной компьютерной корпорации», главный конструктор ГАС «Выборы».

CNews: На статьи, связанные с информатизацией органов государственной власти, с каждым годом выделяются все большие объемы финансирования. Каким задачам власти уделяют основное внимание и направляют на их решение больше всего средств? С чем может быть связан именно такой подход?

Александр Калинин: Власть уделяет основное внимание тем направлениям, которые актуальны для государства в каждый конкретный момент времени. Если в прошлом году это были вопросы оптимизации государственного управления, совершенствования правоохранительной деятельности, борьбы с терроризмом, то сейчас, в связи с принятием программы по монетизации льгот, существенный акцент делается на социальные вопросы. Я считаю, что ИТ — это некая вторичная деятельность по сравнению с политикой, экономикой государства, с социальным развитием. Индустрия ИТ, вообще, не самостоятельная отрасль, она обслуживает различные базовые отрасли экономики и управления, это часть инфраструктуры государства, такая же, как медицина, образование, аэропорты или сеть автомобильных или железных дорог. Но, к сожалению, государство зачастую находится в положении догоняющего, т.е. вынуждено решать задачи по мере их появления. Поэтому и финансирование осуществляется по тем направлениям, которые являются актуальными на данный момент. Государству важно научиться играть на опережение, прогнозировать возникновение проблем и предотвращать их. Это позволит оптимизировать финансирование основных направлений деятельности государства, таких, как обороноспособность, здравоохранение, социальная защита, образование и др., создавая заранее соответствующую инфраструктуру, в том числе и ИТ.

CNews: Какие изменения претерпела политика расходования средств на ИТ в органах государственной власти за прошедшие три года? Какие положительные тенденции наметились?

Александр Калинин: С моей точки зрения, государство постаралось скоординировать расходование средств на информатизацию органов государственной власти через ФЦП «Электронная Россия». Но до конца этого сделать не удалось. Вместе с тем, начавшаяся весной 2004 года административная реформа привнесла серьезные изменения как в состав ведомств, так и в круг решаемых ими задач. Все это должно получить свое отражение в новой редакции ФЦП «Электронная Россия».

CNews: Изменился ли подход со стороны госструктур к вопросам информатизации? Какова сегодня структура госрасходов по направлению информатизации органов государственной власти?

Александр Калинин: За последние несколько лет большинство государственных ведомств и организаций стали по-другому подходить к решению проблемы информатизации. Раньше было принято так: сначала покупают компьютеры, а потом думают, как их подключать в сеть, какие программы ставить. Мне кажется, что сейчас значительно больше внимания уделяется развитию ИТ инфраструктуры: созданию каналов связи, подключению к интернету, созданию интранет-сетей, оптимизации трафика и т.д., созданию законченных информационных систем. Время лоскутной информатизации постепенно проходит. Раньше, лет пять назад, покупали просто компьютеры и ставили их на рабочие места, не заботясь о том, как ими пользоваться. Сейчас наблюдается положительная тенденция: при закупке оборудования все чаще заказчики, в том числе и госструктуры, оперируют не понятиями «байты» или «герцы», а конкретными задачами управления, которые должно решать поставляемое оборудование. Стало, наконец, ясно, что без автоматизации функций управления современному ведомству не прожить.

CNews: Одним из основных событий 2004 г. стала административная реформа. Каково ее влияние на выполнение ИТ-компаниями работ для органов государственной власти? Как происходившие в структуре правительства изменения сказались на сроках и процедурах приемки работ НКК госструктурами?

Александр Калинин: Административная реформа, к сожалению, в первый свой год не улучшила процедуры приемки работ в проектах по информатизации госструктур. Мало того, чиновникам было совсем не до информатизации, они разбирались, что такое министерство, что такое федеральное агентство, писали регламенты. Поэтому я думаю, что реформа может дать ощутимый результат только в этом году. И мы ожидаем, что ведомства смогут объявить конкурсы уже не в середине лета, как это было раньше, а в первом или в начале второго квартала. В начале своего действия административная реформа стала очень серьезным тормозом из-за объективной неразберихи, которая происходила. Все ИТ-компании, деятельность которых ведется в поле корпоративных государственных заказов, прошли серьезную проверку на прочность. Потому что тендеры не проводились не только самими министерствами, но и подведомственными им предприятиями — все пытались понять структуру и задачи обновленных министерств и находились в состоянии выжидания. Все сказанное относится и к деятельности компаний НКК в 2004 г. А сейчас хочется надеяться, что административная реформа может дать, наоборот, положительные импульсы развитию отечественной ИТ-отрасли.

CNews: По данным исследования CNews Analytics, за последние два года в органах государственной власти ощутимо увеличился «цифровой разрыв». Это произошло, с одной стороны, на федеральном уровне между наиболее и наименее ИТ-оснащенными федеральными министерствами и ведомствами и, с другой стороны, между органами государственной власти различных регионов. Насколько складывающаяся ситуация может быть опасна для государственного управления? Какие направления в сфере информатизации органов госвласти, по вашему мнению, могли бы стать ключевыми и предотвратить превращение этого разрыва в пропасть?

Александр Калинин: Я могу согласиться, что, наверное, цифровой разрыв в ведомствах существует. Какие-то ведомства оказались более продвинутыми в области ИТ и регулярно занимаются этим, какие-то — менее. Я связываю это с конкретными руководителями этих ведомств, которые отвечают за информатизацию, и с соответствующими бюджетами на ИТ, которые эти руководители должны защищать. Если человек продвинутый, талантливый, видящий перспективу, он вкладывает деньги в развитие своей организации, её инфраструктуры, в информатизацию. То же самое касается и регионов. Все зависит от людей, которые управляют ИТ в этих регионах. С моей точки зрения, наиболее важное направление в информатизации госвласти — это сфера социальной защиты населения, работа с населением. Если мы сумеем обеспечить население услугами различных ведомств, это может стать хорошим результатом их работы. Население всегда охотно предоставляет данные про себя, работает с различными ведомствами, когда это касается каких-то социальных выплат, льгот. Это показательно. В то же время никакие фискальные и правоохранительные цели не заставят население раскрывать сведения о себе. Я считаю, что привлечение населения на свою сторону, создание баз данных, связанных с населением, услуги для населения — это тот конек, на котором должна строиться информатизация в нашей стране. Это будет естественный путь, нужный всем. А уж параллельно можно решать и другие задачи: фискальные, правоохранительные, но уже на базе согласия населения.

CNews: Реформа структуры федеральных органов власти затронула и их ИТ-подразделения, в ряде случаев — весьма серьезно. «Автоматически» произошла ликвидация должностей заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти и руководителя подразделения, ответственных за внедрение информационных технологий, а статус самого подразделения информатизации во многих случаях существенно понижен с одновременным укрупнением. Как вы считаете, насколько хорошо правительство и авторы административной реформы понимают современное значение ИТ-подразделений для надлежащего обеспечения госуправления? Как вы оцениваете возможные последствия такого шага?

Александр Калинин: Я считаю, что понижения роли органов информатизации не произошло. Государство понимает, что без ИТ нельзя решать те задачи, которые стоят перед ним во всех сферах деятельности. Поэтому, если формально чей-то статус был изменен, то это не значит, что изменено отношение к информатизации и ИТ-отрасли. Тем более, последние события прошлого года и первого квартала этого года показали, что государство внимательно следит за ИТ-технологиями. Это сфера заботы и правительства, и президента Российской Федерации. Другое дело, что государство осознало, что не обязательно содержать в штате на государственных должностях большое количество сотрудников: программистов, ИТ-специалистов. Государство увидело решение этой проблемы в привлечении компьютерных компаний, осуществляющих аутсорсинг различных ИТ-услуг, в частности, по выполнению определенных функций для органов государственной власти.

Я считаю, что ключ во всем — это аутсорсинг, то есть передача определенных функций компьютерным или консалтинговым компаниям за деньги, которые выделяет государство на конкурсной основе. Государство и не должно содержать в своих рядах огромную армию ИТ-специалистов. Они должны работать в компьютерных компаниях и поддерживать ИТ-инфраструктуру государства на должном уровне.

CNews: В конце 2004 г. была одобрена «Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года», представленная Мининформсвязи РФ. Как вы оцениваете этот документ — насколько он отвечает современным тенденциям и потребностям органов государственной власти в ИТ-оснащенности? Какие факторы можно назвать в качестве определяющих для реализации этой Концепции и ее возможного канализирующего влияния на процессы перехода госорганов на ИТ?

Александр Калинин: Я считаю, что «Концепция» является зрелым, законченным документом. Она разрабатывалась с учетом мнения компьютерной общественности, в частности, АП КИТ приложил немало усилий для того, чтобы концепция состоялась. В ней достаточно полно отражены все направления развития нашего ИТ-рынка, а также развития федеральных органов государственной власти, связанных с информационными технологиями. Если эта концепция будет проводиться в жизнь, то я думаю, что ситуация с ИТ в органах госвласти, а также и сам ИТ-рынок, достаточно быстро получат положительные результаты. Главное, чтобы вопрос не стоял на месте, а начал решаться через определенные постановления правительства, министерства информационных технологий и связи, всех органов, которые отвечают за реализацию концепции.

CNews: В России ведется разработка модели федеральной архитектуры «электронного правительства», а сам термин в 2004 г. был введен в официальную терминологию властей. Какие шаги в сфере построения «электронного правительства» властям нашей страны необходимо предпринять в первую очередь? Какие трудности можно назвать в качестве ключевых?

Александр Калинин: Во-первых, хорошо, что появилось само понятие. Официальная терминология более правильно отражает то, что происходит в нашей стране, а также во всем мире. Мы не одни строим электронное правительство. В этом направлении идут многие европейские страны, и не только европейские. Я считаю, что в сфере создания электронного правительства мы должны начинать с электронного муниципалитета, с электронного региона. Надо начинать снизу, а не сверху. А второй аспект — надо создать правильное законодательство. Какое может быть электронное правительство без закона «Об электронном документе»? О чем можно говорить, когда электронный документ не существует? Когда не внесены определенные, всем известные изменения в закон об электронно-цифровой подписи, удостоверяющей подлинность электронного документа, без которых данный закон не работает. Поэтому, с одной стороны, надо создать прочную законодательную базу для «электронного правительства», а с другой, провести реальную работу в регионах и в муниципалитетах, обеспечив избирателей, людей, которые пользуются услугами чиновников на самом нижнем уровне, достоверной информацией, получаемой из информационных систем, в том числе и через интернет. Необходимо создать некий инструментарий для того, чтобы эта информация могла быть предоставлена гражданам.

CNews: Вы являлись в 2002–2004 гг. главным конструктором Государственной автоматизированной системы «Выборы» (ГАС «Выборы»). Завершена ли сдача в постоянную эксплуатацию ГАС «Выборы», модернизированной по Программе развития на 2001–2004 годы? Какими подсистемами была дополнена ГАС «Выборы»?

Александр Калинин: ГАС «Выборы» была сдана в эксплуатацию в середине 2004 года. Задачи, которые стояли по ее модернизации в программе развития 2001–2004 гг. были выполнены в полном объеме. Было сделано несколько новых подсистем, в частности, сложнейшая подсистема «Интернет-портал», позволяющая в течение суток после окончания голосования доводить предварительные детальные итоги (уровня каждого избирательного участка) до населения страны. Другая важнейшая подсистема — это полностью модернизированная подсистема связи и передачи данных, которая представляет собой мультисервисную сеть с передачей различных видов информации, включая голос, данные, видеоизображения. Также была существенно изменена и модернизирована система информационной безопасности ГАС «Выборы». Совсем по-новому работает подсистема отображения информации. Революционный прорыв, с моей точки зрения, был сделан как раз в перечисленных выше основных подсистемах. Большинство других подсистем ГАС «Выборы» подверглись также значительной модернизации и обеспечили новые качества всей системы.

CNews: Как вы оцениваете достигнутый уровень интеграции ГАС «Выборы» в единое информационное пространство страны?

Александр Калинин: В целом ГАС «Выборы» образца 2004 года представляет собой в некотором смысле ERP-систему для выборной системы РФ. Без нее достоверные выборы в нашей стране невозможны. Что касается интеграции ГАС «Выборы» в единое информационное пространство, то этот процесс реализован ровно в той степени, в какой это необходимо любой ведомственной системе. В то же время, она относительно автономна, потому что реализует определенную функциональную задачу, свойственную выборам. А выборы — это серьезный вопрос, который не должен сильно зависеть от других ветвей и от других органов власти. Выборы подчиняются закону. Система сделана так, что, с одной стороны, она выполняет все функции российского законодательства, а с другой стороны, черпает определенные данные из различных ведомственных, региональных и муниципальных систем. Главное — она обеспечивает вывод достоверной информации не только для сотрудников избирательных комиссий, но и для наблюдателей, журналистов, всех граждан страны.

CNews: Ранее вы говорили, что в перспективе планируется дальнейшее развитие ГАС «Выборы» по ряду направлений, главными из которых являются применение электронно-сенсорного (без бюллетеня) голосования в участковых избирательных комиссиях, придание юридической значимости документам ГАС «Выборы» и, соответственно, безбумажное подведение не только предварительных, но и окончательных итогов выборов. Какие работы в этой сфере планируются и какие — проводятся в настоящее время? Каковы, на ваш взгляд, дальнейшие перспективы и направления развития ГАС «Выборы»?

Александр Калинин: В настоящее время развитие ГАС «Выборы» проводится по двум направлениям: это безбумажное проведение выборов через электронно-сенсорные устройства в качестве оконечных терминалов, а второе — это вопрос придания юридической силы электронным документам ГАС «Выборы». Сейчас результаты выборов подводятся официально после подсчета бумажных бюллетеней, информация ГАС «Выборы» по итогам голосования носит предварительный (справочный) характер. Хотя расхождений практически нет. Задача разработчиков заключается в том, чтобы в разумное, достаточно короткое время в полном объеме подтвердить 100-процентную достоверность данных электронного голосования и не проводить ручных операций в качестве проверочного шага на всех уровнях иерархии избирательных комиссий страны. А для этого необходима соответствующая законодательная база. В частности, закон «Об электронном документе», о котором я говорил, закон «Об электронно-цифровой подписи». Необходимо также реализовать и ряд сложных инженерно-технических задач.

CNews: НКК занимается созданием порталов для органов государственной власти. Расскажите о ваших работах в этом направлении. Увеличился ли спрос со стороны органов государственной власти на создание порталов? Каковы перспективы развития этого направления?

Александр Калинин: Одним из основных требований административной реформы является прозрачность министерств и ведомств и четкое выполнение ими административных регламентов. Один из элементов прозрачности — это информирование населения через сеть интернет. Это, в свою очередь, предусматривает наличие у каждого ведомства своего сайта или даже портала. Спрос на создание порталов со стороны органов государственной власти должен увеличиваться, так как в ходе административной реформы образовалась большое количество агентств, ведомств, которым необходимо создавать свои порталы и сайты. «Национальная компьютерная корпорация» является одним из ведущих разработчиков порталов для органов госвласти (примером может служить портал Центральной избирательной комиссии, сопряженный с 89 сайтами избирательных комиссий субъектов РФ), и мы рассчитываем существенно расширить деятельность нашего системного интегратора «Систематика» в этом направлении.

CNews: Расскажите о наиболее интересных ИТ-проектах, реализованных НКК для органов государственной власти.

Александр Калинин: Среди наиболее ярких проектов НКК для органов госвласти хотелось бы отметить разработку и запуск в промышленную эксплуатацию подсистемы «Интернет-портал» и Информационно-справочной подсистемы «ГАС Выборы» в ЦИК России; создание Центра обработки данных «Автоматизированной информационной системы бюджетного процесса — Электронное казначейство» на основе высокопроизводительного серверного решения HP SuperDome для Комитета по финансам г. Санкт-Петербурга; создание АИС «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга». Был реализован ряд проектных решений в Фонде социального страхования Российской Федерации. Каждый из перечисленных проектов заслуживает отдельного разговора.

CNews: В НКК входят пять компаний, во многом дополняющие друг друга по сферам проводимых работ. Каковы основные конкурентные преимущества НКК?

Александр Калинин: Одна из целей, которую преследуют создатели холдингов, — это увеличение конкурентоспособности. Как этого можно добиться? Прежде всего, за счет создания достаточно устойчивой к колебаниям рынка структуры. Устойчивая структура становится намного более привлекательной для партнеров, заказчиков, финансовых институтов, фондового рынка и рынка труда. Финансовая устойчивость появляется, как правило, в сильно диверсифицированной компании за счет оптимизации затрат и управления финансовыми ресурсами, расширения информационного пространства для принятия стратегических решений.

Бизнесы в НКК сбалансированы, компании холдинга оперируют практически во всех ключевых сегментах ИТ-рынка и занимают там лидирующие позиции. Так, дистрибьюторский бизнес холдинга, представленный компаниями OCS и Landata, занимает первое место в своем сегменте; группа «Аквариус» входит в тройку крупнейших производителей вычислительной техники; компания «Систематика», сформированная в 2004 году, уже входит в десятку крупнейших системных интеграторов страны. Мы выбрали для себя три ключевых направления деятельности и концентрируем свои усилия именно на них, не разбрасываясь ресурсами. И пока нам это очень неплохо удается. НКК — в некотором смысле консервативный холдинг, но эта консервативность вызвана нашим постоянством сделанному когда-то выбору в отношении направлений деятельности. Мы не мечемся по рынку в поиске сверхдоходных, но недолго живущих ниш. Мы стараемся хорошо делать то, что умеем делать. И заказчикам это нравится, заказчикам импонирует определенный консерватизм, который для них означает стабильность и надежность.

CNews: Каковы ваши ожидания на 2005–2006 гг. в сфере новых работ НКК и продолжения начатых для органов государственной власти?

Александр Калинин: Мы надеемся, что государством будут востребованы наши наработки в области автоматизации органов социальной защиты населения. Это социальный электронный регистр населения региона, это работа в федеральном фонде социального страхования. При выборе исполнителя для реализации серьезных задач, для крупных проектов очень важен предыдущий положительный опыт исполнителя при решении схожей проблематики. У нас такой положительный опыт имеется и мы гордимся им. Мы готовы выступать в качестве серьезного системного интегратора в области социальной сферы и работы с населением. Также мы планируем развивать портальную тематику и работы по региональной и муниципальной информатизации. Нам очень близко понятие «ИТ-аутсорсинг» для органов госвласти и управления и мы будем развивать достигнутые результаты в этом направлении. И, конечно, мы хотели бы видеть нашу известную торговую марку Aquarius на столах и в серверных комнатах в большем количестве ведомств и учреждений.

CNews: Как вы оцениваете динамику увеличения рынка аутсорсинговых контрактов для органов государственной власти в 2005–2006 годы?

Александр Калинин: Я считаю, что рынок аутсорсинговых контрактов будет расти. И основное направление использования информационных технологий в органах государственной власти будет идти через этот канал. Поэтому для системных интеграторов и сервисных компаний становится приоритетным создание направлений по аутсорсингу отдельных функций в органах госвласти. Мне кажется, что это генеральная линия развития ИТ в нашей стране и это должно быть осознано в органах госвласти и управления. За рубежом общепринято, что аутсорсинговые контракты в интересах крупных корпораций, органов госвласти занимают существенную долю в доходах системных интеграторов. Я думаю, что и мы придем к этому состоянию. Ведь поддержание высококлассных специалистов в структуре госучреждений — очень дорогое удовольствие, подготовка работников по ряду специальностей стоит порой несколько десятков тысяч долларов и всем этим специалистам нужна постоянная практика во избежание потери уровня квалификации и высокая заработная плата. А такое обучение и обеспечение фронтом работ могут осуществить лишь крупнейшие специализированные интеграторские компании, такие, как «Систематика». Количество некоторых специалистов вообще ограничено на рынке — их порой единицы на всю нашу страну. Поэтому их труд надо использовать рационально.

CNews: Каких изменений в подходах к использованию ИТ в органах государственной власти можно ожидать в 2005–2006 годы? На решении каких стратегических задач в сфере информатизации госструктур властям необходимо сосредоточить свои усилия?

Александр Калинин: Мне представляется, что главной стратегической задачей является работа с населением, обеспечение необходимых сервисов, развитие социальной сферы страны средствами информационных технологий. Среди других задач можно назвать продолжение работ по паспортизации на базе ИТ, иммиграционного контроля — это тоже те задачи, которые нужно решать при активном взаимодействии с населением. Я убежден, что мы не сможем построить никакие системы по учёту населения без прямой заинтересованности наших граждан, поэтому первичными должны быть цели построения достоверных социальных регистров населения, а уж затем, на базе межсистемного взаимодействия, будут построены необходимые информационные системы для правоохранительных и фискальных целей.

В этом году, похоже, планируется принять бюджет развития страны на три года. Контракты также должны быть долгосрочными. Системный интегратор не должен каждый год принимать участие в государственном конкурсе по длительному проекту, как предписано сейчас тендерным законодательством. За рубежом сервисные контракты подписывают на три, на пять, на десять лет. Многие системные интеграторы чувствовали бы себя лучше, если бы контракты стали долгосрочными и заключались хотя бы на 3 года. Такая система заключения контрактов выгодна и государству, и компаниям. Государство получает качественно выполненный проект, сервисное обслуживание и гарантии его работоспособности, компании же получают возможность в нормальных рабочих условиях вести работы по реализации таких проектов. Долгосрочные контракты — одно из необходимых условий перехода на аутсорсинг в сфере ИТ.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS