версия для печати

Госуслуги для граждан пока так и не стали электронными

Госуслуги для граждан пока так и не стали электронными

Тема перехода на электронные государственные услуги стала лейтмотивом и прошедшего 2009 г., и текущего 2010 г. За это время состоялось открытие портала госуслуг, появилась возможность регистрации на нем и подачи заявления на оформление загранпаспорта. Однако сама процедура общения с государственными ведомствами не изменилась и по-прежнему остается малопонятной и утомительной.

На создание единого портала государственных и муниципальных услуг было выделено около 100 млн руб. Открытие  состоялось даже чуть раньше заранее обозначенных сроков – 15 декабря 2009 г. Первые посетители широко разрекламированного и так долго ожидаемого ресурса обнаружили на нем информацию об услугах, указанных в недавнем постановлении правительства, и даже описание нескольких региональных услуг. В частности, на портале можно было найти сведения о  получателях услуг, список необходимых документов, стоимость и порядок оплаты, сроки и результат оказания, нормативно-правовые акты, адреса и телефоны ведомств, а также формы заявлений, необходимых для получения госуслуг, которые можно скопировать с сайта и заполнить. Нельзя не отметить, что запуск портала госуслуг вызвал огромный интерес у граждан - в первые часы его работы количество обращений превысило отметку 1000 в секунду, а за несколько часов, которые прошли с момента запуска до конца дня 15 декабря, на gosuslugi.ru пришли 150 тыс. уникальных посетителей.

Появление возможности регистрации на портале госуслуг российских граждан было анонсировано на 1 апреля 2010 г.  – на месяц позже заранее обозначенного срока. В этот день, по словам разработчиков, из-за большого наплыва пользователей, регистрация так и не заработала, и первые счастливчики отрапортовали об успешном прохождении процедуры лишь на следующий день.

Учетные записи на портале нужны для того, чтобы через сайт можно было не только узнать адреса отделений и скачать бланки, но и подавать документы от своего имени. Чтобы авторизоваться, в анкете кроме ФИО, даты рождения, действующих мобильного телефона и адреса электронной почты нужно ввести индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) и страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), а также дать согласие на обработку своих персональных данных.

После заполнения анкеты на указанный адрес электронной почты приходит код подтверждения. Второй код присылается по SMS на указанный номер мобильного телефона. Наконец, по базам ФНС и ПФ проверяется, действительно ли два введенных номера соответствуют ФИО пользователя. Третий код подтверждения приходит пользователю письмом от Почты России на указанный в анкете адрес. По данным “Ростелекома”, за 2 недели с момента начала регистрации компания приняла и обработала более 30 тыс. заявок.

Одновременно с началом регистрации на портале gosuslugi.ru появилась возможность подавать электронные заявки на оформление загранпаспортов в Федеральную миграционную службу – услуги, предусмотренной 3 этапом утвержденного правительством плана. На первом этапе воспользоваться новым сервисом могли только москвичи.

С 1 июня 2010 г. возможность пользоваться Единым порталом государственных и муниципальных услуг получили иностранные граждане и лица без гражданства. В качестве основного регистрационного идентификатора они могут использовать серию и номер миграционной карты.

Есть ли результаты?

Разговоры об упрощении процедуры получения государственных услуг и внедрении разнообразных электронных сервисов стали лейтмотивом прошедшего 2009 г. и остаются им в 2010 г. Усилия средств массовой информации не прошли даром – российские граждане увидели свет в конце тоннеля и поверили в то, что общение с государством в ближайшее время превратится из малопонятной, выматывающей процедуры в простой и удобный процесс.

К сожалению, несмотря на открытие общероссийского портала и демонстрируемые им перспективы, в реальной жизни ощутимых изменений не произошло. Все попытки взаимодействия с многочисленными госструктурами неизменно вызывают раздражение и удивление, почему, решая проблемы общероссийского масштаба, чиновники забывают о том, что происходит прямо у них под носом и не могут организовать элементарные процедуры на местах.

Вот, кажется, простейшая государственная услуга – замена российского паспорта по причине достижения 20-летнего возраста. Список документов, необходимых для получения этой услуги, можно найти на известном портале. А вот с местом, куда надо обратиться, возникает проблема.  Тот же портал отправит вас в районное отделение УФМС (здесь и далее речь идет о г.Москва). Однако когда вы приедете туда, окажется, что прием документов на паспорт на деле производится в паспортном столе ДЭЗ, адрес которого придется искать самостоятельно, поскольку сотрудники УФМС на такого рода вопросы отвечают: “По месту жительства”.

Получать готовый паспорт придется все-таки в УФМС, и для того, чтобы не терять попусту времени на визит в эту организацию, в паспортном столе ДЭЗ указан ее справочный телефон. Однако, что связаться с УФМС удается лишь на 2-3 день непрерывного “автодозвона”.

Не менее увлекательным оказывается общение с одним из самых автоматизированных ведомств страны – Федеральной налоговой службой. Речь, опять же, пойдет об элементарной услуге – оформлении социального налогового вычета. На портале gosuslugi.ru по непонятным причинам информации об этой услуге нет. Но зато список документов и даже программку для заполнения формы 3 НДФЛ можно скачать на сайте ведомства. Аналогичные программы доступны и на других сайтах в интернете. Но вот что интересно – с помощью этих самых аналогичных программ обычному гражданину, не слишком знакомому с правилами и процедурами налогового учета, форму 3 НДФЛ заполнять гораздо удобнее, чем с помощью той, что предлагает ведомство на своем сайте. Причина проста – аналоги содержат справочники, позволяющие в соответствии с местом жительства и другими личными данными автоматически вносить некоторые сведения, например, указывать ОКАТО, КБК и пр.

Сама процедура подачи документов на получение налогового вычета до настоящего времени пребывает в первобытном состоянии. Для этого необходимо приехать в налоговую инспекцию и, отстояв в очереди, вручить не слишком вежливой девушке в окошке собранные документы. Процедура рассмотрения бумаг займет ни много, ни мало 3 месяца, что несколько удивляет на фоне многочисленных заявлений о высоком уровне информатизации Федеральной налоговой службы. Но самое интересное, что через 3 месяца необходимо еще раз приехать в ту же налоговую и, вторично отстояв очередь, написать заявление на получение причитающихся денег. Все попытки заполнить такое заявление во время первого визита пресекаются работниками налоговой инспекции на корню. Только через пару месяцев после прохождения всех этих процедур можно рассчитывать на то, что деньги наконец-то перечислят. Таким образом, процесс оформления налогового вычета с момента сбора необходимых документов до получения денег занимает, как минимум, полгода.

Все по-старому

Безусловным лидером в этом своеобразном анти-рейтинге госведомств является Росреестр. Все, кто хотя бы раз в жизни пытался получить в этой структуре справку или зарегистрировать недвижимость, надолго запомнили эту процедуру. Начнем с того, что граждане имеют право обращаться в любой отдел регистрации прав на недвижимость вне зависимости от места жительства, но информация об этом на портале госуслуг почему-то отсутствует. Поэтому первый визит, как правило, совершается в районную регистрационную палату. Первое, что бросается в глаза – обилие информационных стендов, на которых собраны многочисленные приказы и регламенты, касающиеся деятельности этого заведения, но нет конкретных рекомендаций, к кому обращаться по тому или иному вопросу. Поскольку на всех окошках висит бумажка с надписью “Справок не даем”, единственным источником правдивой информации является сидящий на стуле охранник или сограждане, уже прошедшие в этом ведомстве огонь, воду и медные трубы.

Прием документов в регистрационной палате ведется только половину рабочего дня, и для того, чтобы прорваться к заветному окошку (назовем его №1), очередь приходится занимать часов в 5 утра. В здании регистрационной палаты стоит автомат под названием “Электронная очередь”, но, по свидетельству старожилов, работал он когда-то давно и недолго, а потом был отключен. Зато на двери заведения висит бумажка с телефоном, по которому граждане могут позвонить и записаться на прием. Однако чтобы дозвониться по этому телефону требуется не меньше 2 дней “автодозвона”. Процесс приема документов в окошке №1 занимает около часа, в течение которого оператор аккуратно вводит данные в компьютер, а затем выдает расписку, на которой  красуется штрих-код.

Записаться на получение документов по телефону нельзя, поэтому приходится еще раз приезжать в 5 утра для того, чтобы занять очередь в очередное заветное окошко №2. Если регистрация по какой-либо причине приостановлена, то в окошке №2 об этом сообщат, а вот причину приостановки и список документов, которые надо принести дополнительно, придется узнавать в окошке №3, где существует собственная очередь. Правда, она чуть меньше предыдущих, поэтому запись в нее происходит не в 5, а в 7 или 8 утра. Если же вам вдруг придет в голову спросить, на каком основании у вас требуют дополнительные  документы, то ответа в окошке №3 вы не получите – придется отправляться на прием к начальнику всего этого заведения (назовем его кабинет окошком №4).

Процесс выдачи документов  происходит следующим образом. Оператор сканирует штрих-код на расписке, а затем отправляется в комнату, до потолка заполненную бумагами, и начинает их перебирать в поисках вашего дела. В зависимости от сноровки оператора и вашего везения, этот процесс может занять от 5 мин до получаса. В случае, если в регистрации по какой-либо причине было отказано, 50% оплаченной пошлины можно получить назад, но для этого придется поехать в здание на Б.Тульской улице.

Хотелось бы верить, что план перехода на электронные государственные услуги все-таки будет реализован, и граждане перестанут вспоминать процесс общения с ведомствами как “страшный сон”. Однако, может быть стоит, не отказываясь от решения сложных долговременных задач по построению “электронного правительства”, сделать сегодня элементарные шаги навстречу гражданам - например, внедрить простейшую “электронную очередь”.

Наталья Рудычева/CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS