[an error occurred while processing this directive]

16+

версия для печати
Россия ступила на путь к «Информационному обществу»

Россия ступила на путь к «Информационному обществу»

В 2011 г. на смену «Электронной России» пришла новая программа «Информационное общество». Расходы на ее реализацию из федерального бюджета должны составить 123,1 млрд руб. в год. Результаты одного из приоритетных направлений программы – внедрения электронных госуслуг - появились уже 1 октября 2011 г.

В ноябре 2010 г. председатель правительства РФ Владимир Путин подписал распоряжение об утверждении госпрограммы «Информационное общество» на 2011-2020 гг. Обсуждение этой новой разработанной Минкомсвязи программы, которая должна прийти на смену «Электронной России», велось на протяжении всего года. Сроки ее реализации и объемы финансирования неоднократно менялись.

В окончательном варианте предусмотренные проекты разделены на две группы: внутренние, автоматизирующие работу ведомств, и внешние, создающие ИТ-сервисы для граждан. Ответственными за внутренние проекты являются Минкомсвязи, Минэкономразвития, ФСО, ФСБ и Минобрнауки, а  заказчиками внешних  - федеральные министерства и ведомства.

Сколько будет стоить «Информационное общество»?

Расходы федерального бюджета на «Информационное общество» оцениваются в 123,1 млрд руб. ежегодно. Из них на внутренние проекты будет тратиться по 3,1 млрд руб. в год. Средства субъектов федерации, которые будут выделяться на программу, составят около 50 млрд руб. в год. Кроме того, разработчики программы рассчитывают, что внебюджетные расходы ежегодно будут составлять 200 млрд руб.

Помимо ожидаемых проектов, связанных с развитием электронного документооборота, ЭЦП, безопасностью передачи данных и других, плавно перекочевавших из «Электронной России», в «Информационном обществе» есть и ряд довольно «свежих» мероприятий. Так, одно из них - развитие средств поиска информации по различным видам контента – предполагает создание поисковика, способного искать тексты, изображения, аудио и видео. Его планируется использовать на всех государственных сайтах.

10 самых дорогих проектов «Информационного общества»*

Место Название мероприятия Ответственное ведомство Затраты на 2011 г., млн руб. Затраты на 2011-2013 гг.**, млн руб.
1 Развитие системы информационного технологического обеспечения деятельности Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации ФСО 440 1320
2 Обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде Минэкономразвития 221 697
3 Создание национальной программной платформы Минкомсвязи 161 490
4 Развитие функционала Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) Минкомсвязи 158 453
5 Создание национальной платформы облачных вычислений Минкомсвязи 152 476
6 Развитие средств поиска информации по различным видам контента Минкомсвязи 150 470
7 Создание и развитие информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития 101 367
8 Развитие мероприятия «Электронный регион» Минкомсвязи 100 300
9 Формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия Минкомсвязи 92 296
10 Создание единого интернет-портала о культуре России Минкомсвязи 86 258

* По непосредственным затратам из федерального бюджета на 2011 год
** Расходы на 2012 и 2013 гг. Минкомсвязи планирует пересмотреть в сторону увеличения

Источник: «Информационное общество», CNews Analytics

Другое мероприятие - создание национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента – это аналог сервиса Apple iTunes. Правда, будет он государственным или частным, пока не решено, говорит представитель Минкомсвязи.

Также в «Информационное общество» вошли проекты по развитию электронных госуслуг, национальной программной и облачной платформ, платежной системы. Кроме того, согласно программе, в России должен появиться единый реестр автодорог, туристический атлас страны, электронный образ Красной книги, база данных документов об образовании, федеральный электронный кадастр недвижимости и другие сервисы, доступные через интернет.

Благодаря реализации «Информационного общества» к 2020 г. Россия должна будет войти в первую 10-ку международного рейтинга по индексу развития информационных технологий, в 20-ку рейтингов по развитию электронного правительства и сетевого общества, надеются разработчики программы. Сейчас в данных рейтингах Россия находится на уровне 50-70-х мест.

В середине августа 2011 г. Минкомсвязи объявило первый тендер по программе «Информационное общество». Он состоит из 7 лотов на общую сумму 88 млн руб. Один из лотов – на 27 млн руб. - посвящен созданию прототипов базовых компонент национальной программной платформы (НПП), а также описанию порядка сборки, приемки, размещения и эксплуатации ПО в фонде алгоритмов и программ.

Государство наконец-то перейдет на СЭД и электронные госуслуги

В феврале 2011 г. Владимир Путин подписал распоряжение  № 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». В этом плане сказано, что к апрелю 2011 г. чиновники должны определить требования к ИС электронного документооборота (с учетом обработки служебной информации ограниченного распространения), а в мае - решить, какие документы могут использоваться в электронном виде.

К июню планируется обеспечить «должностных лиц федеральных органов исполнительной власти средствами электронной цифровой подписи в целях использования в электронном документообороте», создать или модернизировать СЭД министерств и ведомств. С 1 января 2012 г., согласно плану, безбумажный документооборот должен заработать во всех федеральных органах власти.

Одновременно правительство решительно взялось за электронные госуслуги. В апреле 2011 г. был утвержден состав подкомиссии по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг в составе правительственной комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления. Председателем этой подкомиссии был назначен директор департамента информационных технологий и связи правительства РФ Алексей Попов . Одной из первых инициатив подкомиссии было назначение в каждом ведомстве ответственного за внедрение ИТ в ранге не ниже замруководителя.

Затем подкомиссия взялась за госуслуги.  «Чтобы эти услуги стали электронными и оказывались бы по принципу «одной инстанции», они должны пройти дорожную карту, - рассказал в интервью CNews Алексей Попов. - Для этого, во-первых, услугу необходимо спроектировать – нарисовать блок-схему и определить ответственные за ее исполнение ведомства. Во-вторых, после проектирования внести изменения в нормативно-правовые акты. В-третьих, параллельно приступить к технической реализации – разработать web-сервис, разместить его в СМЭВ, протестировать, обеспечить обмен. В-четвертых, необходимо обеспечить юридическую значимость документооборота - это ЭЦП, единое пространство доверия. На пятом этапе - провести обучение сотрудников ведомств работе в новых условиях «единой инстанции» при оказании услуг заявителям».

По его словам, публичность информации о достижениях каждого ведомства в деле перехода на электронный документооборот является одной из важных составляющих успеха этого начинания. Поэтому с осени 2011 г. такая информация появилась в открытом доступе на специально созданной страничке в интернете

Чуть позже подкомиссия опубликовала список чиновников, по чьей вине тормозится переход на электронное межведомственное взаимодействие. В него попали три замминистра и девять замглав федеральных агентств и служб. Кроме того, прорабатывается идея публикации полной информации о жизненном цикле проектов госинформатизации: от идеи до мониторинга результатов, по которому будет видно, что реально получил заказчик. В настоящее время раскрывается лишь информация об объявленных тендерах и их победителях.

«Предоставление государственных услуг по принципу «одной инстанции» – один из важнейших модернизационных проектов государства. Срок его реализации уже был сдвинут на три месяца (на 1 октября 2011 года) для федеральных и на год (на 1 июля 2012 года) для региональных и муниципальных органов власти, - говорит Алексей Попов. - Уверен, что к октябрю 2011 г. нам удастся достигнуть существенных практических результатов».

Наталья Рудычева, Александр Левашов, Денис Легезо/CNews


Михаил Тюркин

Михаил Тюркин:
Настало время переходить к «облачной» архитектуре

На вопросы CNеws ответил Михаил Тюркин, генерал-лейтенант внутренней службы, начальник департамента информационных технологий, связи и защиты информации МВД России.

CNews: Департамент ИТ в МВД РФ был создан в начале 2011 г. Какие цели были поставлены перед новым подразделением руководством ведомства?

Михаил Тюркин: Очевидно, что в современных условиях эффективное развитие информационных технологий является ключевым фактором совершенствования деятельности любого федерального органа исполнительной власти. И министерство внутренних дел Российской Федерации здесь не исключение.

Указом президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 в структуре министерства внутренних дел был создан департамент информационных технологий, связи и защиты информации. Перед этим департаментом были поставлены задачи совершенствования информационных и телекоммуникационных технологий, а также автоматизированных информационных систем; координации работ по совершенствованию систем связи; противодействия техническим разведкам; технической, в том числе криптографической, защиты информации; формирования и ведения информационных ресурсов; межведомственного информационного взаимодействия; реализации государственных и ведомственных программ в области информатизации и другие.

читать полное интервью

Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS