Автоматизированная лаборатория — дорого, но необходимо

Лабораторные информационные системы позволяют автоматизировать одну из важнейших составляющих процесса диагностики — лабораторные исследования. Внедрение таких систем — весьма серьезный шаг, требующий значительных материальных и административных ресурсов. Тем не менее, не сделав это шаг, невозможно создать современную, эффективно работающую и приносящую прибыль лабораторию.

Функциональные возможности лабораторных информационных систем весьма многообразны, их набор в значительной мере варьируется различными производителями. Возможность выбора тех или иных функций в зависимости от потребности лаборатории позволяет получить систему, максимально отвечающую требованиям учреждения.

Область применения лабораторных информационных систем

Источник: Альфа-Консоль

При этом каждая система содержит общий для всех подобных систем, достаточно ёмкий набор основных функций. К ним относятся:

  • Регистрация пациентов и их образцов, поступающих на анализ (с возможностью ручной регистрации данных оператором с клавиатуры компьютера), автоматическое получение данных из других информационных систем, а также от специализированных считывателей направлений.
  • Регистрация заданий на исследование для каждого образца и их распределение между рабочими местами лаборатории. Задание на исследование также может быть получено от другой информационной системы либо от считывателя направлений.
  • Регистрация результатов исследований, то есть, автоматическое получение данных от анализаторов (также с возможностью ввода результатов вручную).
  • Формирование бланков-ответов с результатами исследований на русском языке. При этом есть возможность осуществлять сортировку печатаемых отчетов, что облегчает их распределение по различным заказчикам. В отчетах, как правило, указываются результаты исследований, границы нормы каждого показателя в соответствии с нормативной группой пациента, а также маркируется отклонение показателя от нормы, что облегчает интерпретацию результатов лечащим врачом.
  • Автоматизированное ведение статистики контроля качества лабораторных исследований, позволяющее получать результаты контрольных измерений непосредственно с анализатора. Эта процедура является обязательной в любой лаборатории, при этом ручная обработка результатов занимает массу времени и усилий персонала. Разумеется, необходимо соответствие методики контроля качества системы с действующей нормативной базой.
  • Автоматическое создание различных отчетов. Как правило, информационная система включает набор стандартных отчетов, но наличие в ней генератора отчетов позволяет пользователю самостоятельно разрабатывать требуемые отчетные формы.
  • Ведение архива в формате, гарантирующем неизменность данных в течение длительного времени. В процессе работы лаборатории постоянно происходят изменения технологического процесса, например, меняются реактивы, и вместе с ними — границы норм показателей. Система хранения данных построена таким образом, что текущие изменения в базе данных не влияют на отображение результатов, полученных до внесения модификаций.

От е-лаборатории к е-поликлинике

Возможность обмена данными с другими подразделениями медучреждения и информационными системами также является достаточно обычным требованием к лабораторным информационным системам и присутствует у всех производителей, но варианты обмена данными могут быть различными.

Цифровая фотомикроскопическая система

Источник: Intermedica, Inc

Например, ЛИС — врач медучреждения позволяет обеспечить врачам медучреждения автоматическую передачу результатов выполненных исследований. ЛИС — ЛИС позволяет строить распределенные информационные системы работающих совместно лабораторий, в частности, этот вариант создает возможность построения информационной системы централизованной лабораторной службы. ЛИС — ГИС реализует получение из медицинской системы учреждения заказов на лабораторные исследования и обратную передачу результатов выполненных исследований в электронную карту пациента. ЛИС — учетно-финансовая система учреждения, включая информационные системы страховых компаний, реализует подачу сведений об оказанных лабораторией услугах в систему финансового учета.

Стыковка лабораторной информационной системы с другими системами значительно упрощается в случае поддержки стандартов хранения и обмена данных (HL7, LOINC, XML) обеими информационными системами. К сожалению, данная возможность пока редко встречается на отечественном рынке информационных систем.

Что входит в состав лабораторной информационной системы?

В состав лабораторной информационной системы входит как программное, так и аппаратное обеспечение. Но следует помнить, что, кроме программ и оборудования самой системы, требуется также наличие работающей компьютерной сети. Программное обеспечение (ПО) подразделяется на системное (операционные системы рабочих станций и сервера), прикладное и, в некоторых случаях, ПО сервера базы данных.

К сожалению, в России пока еще не сложилась практика цивилизованного приобретения программ, поэтому большинство компьютеров, в том числе в медицинских лабораториях, работают под управлением так называемых пиратских версий Windows. Однако в последнее время наметилась тенденция к ужесточению контроля за используемым программным обеспечением, поэтому обязательное приобретение лицензионного системного ПО в скором времени станет неизбежным. Главным элементом лабораторной информационной системы является прикладное программное обеспечение, с которым непосредственно работают сотрудники лаборатории.

Оборудование, необходимое для построения лабораторной информационной системы, можно разделить на две категории: компьютерное и специальное. К компьютерному относятся сервер системы, персональные компьютеры рабочих мест, принтеры для печати отчетов, а также устройства бесперебойного питания и сетевое оборудование, включающее коммутаторы сети и кабельные линии.

К специальному оборудованию относятся устройства взаимодействия с анализаторами, автоматические считыватели бланков-направлений, принтеры для печати маркирующих этикеток, а также считыватели штрих-кодов.

На первый взгляд, большое количество компонентов системы может показаться сложным, однако пользователь имеет дело только с верхушкой этого айсберга — прикладным программным обеспечением, все же остальное устанавливается и налаживается однократно, требуя лишь профилактического обслуживания.

ПО и железо — выбираем вместе

При решении вопроса информатизации лаборатории необходимо обратить внимание на ряд моментов, которые при разных подходах могут быть как плюсами, так и минусами приобретения. Первое, что оценивают при любой покупке, включая информационную систему, это соотношение стоимость/качество. Под качеством, в случае лабораторных информационных систем, понимается совокупность многих факторов.

Прежде всего, необходимо определиться с «происхождением» лабораторной информационной системы, при этом выбирать придется из следующих вариантов:

  • Коммерческая фирма-производитель, представляющая отечественный продукт собственной разработки. Этот вариант является, на наш взгляд, наиболее предпочтительным, так как система создается с учетом требований и условий той страны, где она будет применяться. Немаловажной характеристикой отечественных систем является их стоимость: она может быть в несколько раз меньше стоимости зарубежной системы.

  • Коммерческая фирма-представитель, предлагающая иностранный продукт. В данном случае плюсом может являться большой опыт внедрений системы в разных странах, а минусами — ориентированность на зарубежные стандарты оказания медицинской помощи, проблематичность внесения изменений в систему (разработчики, как правило, находятся далеко и дорого берут за свои услуги), а также высокая цена системы.

  • Группа специалистов медучреждения, решившая продавать свою уникальную разработку всем желающим. Недостаток этого подхода в том, что отделы вычислительной техники учреждения разрабатывают системы, как правило, исключительно для нужд своей организации, с учетом ее особенностей. При этом нет никакой гарантии, что продукт, успешно внедренный в одном учреждении, удастся заставить столь же эффективно работать в другом месте. Также в данном случае трудно рассчитывать на отлаженную систему запуска, сопровождения и обслуживания, особенно в случае внедрений в других городах и странах.

Вне зависимости от выбранного производителя информационной системы следует учитывать опыт и успехи поставщика на рынке России, так как внедрять систему в вашей лаборатории будет тот, кто ее продает. Было бы полезным самим увидеть ее в работе, посетив работающую лабораторию, и учесть отзывы независимых экспертов (если таких удастся найти). Также можно рекомендовать стажировку специалиста заказчика на работающей системе.

Приобретение лабораторной информационной системы с гибкой блочно-модульной конфигурацией и широким спектром возможностей по занесению, обработке и сохранению информации позволит максимально адаптировать систему к потребностям лаборатории, а также сделает возможным поэтапную информатизацию, когда сначала приобретается система для одного отдела, а потом по мере необходимости в нее включаются новые модули.

Следует обратить внимание на технологии, используемые в системе — это уже упоминавшееся штрих-кодирование, технология автоматического считывания бланков-направлений, поддержка стандартов хранения и передачи данных (форматы HL7, LOINC, XML). Применение в архитектуре лабораторных информационных систем сервера свободного использования и системного ПО позволяют существенно сократить расходы на внедрение проекта в целом.

Наконец, немаловажным фактором является организация системы обслуживания системы поставщиком или его уполномоченными представителями, а также возможности развития системы и условия получения новых версий программного обеспечения.

При выборе оборудования для построения автоматизированной лабораторной системы можно руководствоваться различными соображениями, однако при этом надо учитывать требования и рекомендации поставщика к компьютерной технике. Часто организация, внедряющая информационную систему в лаборатории, рекомендует поставщика вычислительной техники, с которым накоплен положительный опыт работы. Идеальным вариантом является поставка техники и монтаж компьютерной сети под ключ одной организацией, которая в дальнейшем возьмет на себя техническое обслуживание оборудования. Не стоит забывать о простом правиле выбора техники — качество пропорционально стоимости. Пренебрежение этой истиной и погоня за сиюминутной экономией может обернуться незапланированными расходами на ремонт и даже замену парка компьютеров, и, само собой, сбоями в работе всей лабораторной системы.

Стратегия запуска и сопровождения

Настоятельно рекомендуется требовать от поставщика создание рабочей документации, которая описывает состав и функции системы, еще до ее установки. При выборе варианта запуска желательно отказаться от соблазна одновременного ввода в действие всей системы. Как показывает практика, более эффективным оказывается поэтапный запуск системы в различных отделах лаборатории. Стоит упомянуть о необходимости выделить из числа сотрудников специалиста (администратора системы), который будет осуществлять контроль работы системы в целом, а при необходимости — модификацию и настройку. Очень важно позитивное отношение к внедрению ЛИС со стороны персонала лаборатории, а также понимание проблем и заинтересованность со стороны администрации медицинского учреждения.

Для повышения эффективности обучения сотрудников работе с информационной системой в некоторых случаях полезно провести предварительное обучение работе с компьютером. Обучение только наиболее способных сотрудников лаборатории может оказаться более эффективным, чем обучение всех подряд инженерами поставщика, так как обученные сотрудники смогут донести знания до своих коллег в виде, адаптированном к конкретному рабочему процессу. Разумеется, обязательным требованием является предоставление инструкции пользователя на русском языке.

После ввода информационной лабораторной системы в эксплуатацию, как правило, требуется ее техническое обслуживание, хотя из этого правила бывают и исключения — известны случаи, когда заказчик после установки системы отказывался от обслуживания силами поставщика и, прибегая только к аварийным вызовам, без проблем работал самостоятельно годами. Помимо обязательного профилактического обслуживания иногда может требоваться аварийное обслуживание с экстренным выездом к заказчику, а также консультации по горячей телефонной линии или через интернет.

До приобретения системы следует выяснить, как организовано послепродажное обслуживание у поставщика лабораторных информационных систем, заключается ли договор обслуживания, каковы его условия. Программное обеспечение часто развивается и модернизируются, выходят новые версии. Некоторые поставщики предоставляют возможность льготного получения новых версий программного обеспечения системы. Также важно обратить внимание на возможности развития системы — организации новых рабочих мест, подключения новых анализаторов и другие. При наличии в медицинском учреждении своей компьютерной службы, по согласованию с поставщиком часть работ по обслуживанию и сопровождению ЛИС может быть переложена на собственных специалистов заказчика после проведения соответствующего обучения.

Надежная бесперебойная работа ЛИС зависит не только от качества программного обеспечения, но также и от соблюдения ряда правил и требований к эксплуатации и проектированию системы. С технической точки зрения можно выделить следующие факторы:

  • Правильная организация электросетей согласно действующим техническим нормам. Несоблюдение этого правила может приводить к различным труднодиагностируемым сбоям в работе системы, а также к повреждению компьютерного и лабораторного оборудования.

  • Использование оборудования бесперебойного питания позволяет сохранить данные во время кратковременных сбоев в электропитании, а также корректно и без потерь завершить работу при длительных отключениях напряжения.
  • Качество прокладки компьютерной сети жизненно важно для нормального функционирования не только ЛИС, но и любой компьютерной системы.

Очень полезно на стадии проектирования включать в систему резервный сервер, который способен взять на себя функции основного сервера при его отказе. К сожалению, из соображений экономии этим требованием часто пренебрегают.

Не менее важными для надежной работы системы является ограничение доступа в сеть посторонних, что позволяет сохранять конфиденциальную информацию для сотрудников, имеющих к ней доступ, а также ограничивает проникновение в сеть компьютерных вирусов. Тем же целям служит и отказ от подключения ЛИС к интернету.

Чудес не бывает

Лабораторная информационная система — лишь один из видов современного ПО с четко регламентированными возможностями. Не стоит ожидать от ее внедрения решения всех проблем, возникающих в лечебном учреждении.  

Например, такая система не способна полностью обеспечить переход на безбумажную технологию. Совсем без бумаги обойтись не удается, в том числе и по соображениям юридического характера. Даже после внедрения ЛИС в лаборатории печатаются результаты исследований, отчеты и журналы, требуется вести служебные протоколы, особенно для ручных методов исследования.

Не стоит ожидать от лабораторных информационных систем мгновенного роста производительности лаборатории. Реально рост производительности лаборатории наблюдается после адаптации коллектива к ЛИС и работе с ней, когда автоматизированы все рабочие процессы.

Необходимо помнить, что надежная работа ЛИС достигается за счет грамотности разработки программного обеспечения, высокого качества используемой вычислительной техники, а также соблюдения требований эксплуатации и обслуживания системы. Работа по внедрению лабораторных информационных систем очень трудоемкая, причем не только со стороны поставщика системы, но и со стороны заказчика. Один поставщик без активного участия коллектива лаборатории в процессе внедрения никогда не достигнет успеха. Поэтому для совместной работы с поставщиком должны быть запланированы определенные ресурсы времени и средств.

Помимо затрат на приобретение техники и системы предстоят расходы на поддержание работоспособности ЛИС. Прежде всего, это расходы на техническое обслуживание оборудования и программного обеспечения. Расходные материалы (бумага, картриджи для принтеров, этикетки для печати штрих-кодов и др.) также необходимо будет приобретать регулярно. Наконец, третья статья расходов — оплата труда нового персонала лаборатории, который может понадобиться (регистраторы, инженер, системный администратор), либо повышение оплаты труда сотрудников лаборатории, работающих с ЛИС.

Георгий Отставнов

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS