E-learning в России: проблемы и перспективы

E-learning в России: проблемы и перспективыДистанционное образование в России сегодня развивается стремительно. И если проблема доставки знаний на расстояния когда-то существовала, то с появлением Интернета она может практически полностью исчезнуть. E-Learning представляет воплощение принципов открытого обучения, предлагая уникальные для российского образовательного рынка продукты. За технологиями электронного обучения — будущее, а реализация проектов электронного образования весьма своевременна, особенно в условиях развития информационного общества.

Электронное обучение (e-learning) занимает в современной системе обучения особое место, органично дополняя другие формы обучения. Электронное обучение активно используется как в учебных заведениях, так в других организациях. Ведущие мировые аналитические компании предсказывают ему большое будущее и утверждают, что мировой рынок систем дистанционного обучения является источником больших возможностей для инвесторов. В лучших высших учебных заведениях мира созданы центры e-learning, позволяющие пройти дистанционное обучение с получением соответствующего диплома, активно развиваются корпоративные учебные центры компаний и государственных структур, а годовой доход на рынке e-learning в ряде стран исчисляется уже в миллиардах.

Основные преимущества электронного образования

Основу образовательного процесса при дистанционном обучении составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная работа обучаемого, который может самостоятельно определять последовательность освоения предметов, учиться в удобном для себя месте, с индивидуальной скоростью и в удобное для себя время. Поэтому основным преимуществом e-learning следует считать определенную свободу в плане местонахождения, времени обучения и его темпов, что делает дистанционное обучение привлекательным для тех пользователей, которые по той или иной причине не имеют возможности обучаться очно, но желают повысить свой образовательный уровень. Один из важнейших плюсов e-learning — меньшая стоимость обучения.

Немаловажным преимуществом дистанционного обучения является его большая эффективность. По оценкам специалистов, в процессе e-learning значительно сокращается время обучения, а скорость запоминания материала возрастает. Правда, данное преимущество возможно не всегда и зависит от изучаемого материала и метода его подачи. Например, проблематично выработать правильное произношение, изучая иностранные языки дистанционно и не имея достаточной разговорной практики.

Электронное обучение позволяет повысить качество образования за счет широкого использования мировых образовательных ресурсов и увеличения доли самостоятельного освоения материала, причем последнее особенно важно, поскольку постепенно обеспечивает выработку таких качеств, как самостоятельность, ответственность, организованность и умение реально оценивать свои силы и принимать взвешенные решения, без чего немыслима успешная карьера. По данным Cedefop1, 47% студентов считают, что мотивация и вовлеченность в процесс обучения — основные факторы успеха при получении электронного образования. Немаловажно также качество технического обеспечения и длительность обучения.

Дистанционное образование, хотя отличается от традиционных форм обучения, по сути, представляет собой гибрид очной и заочной формы. В отличие от поточного, заочного обучения, оно является индивидуальным, так же, как при очных занятиях, предполагает личный учебный план и постоянное взаимодействие с преподавателем, задача которого - курировать обучение, консультировать по сложным темам и вопросам, проверять контрольные работы и тесты, помогать готовиться к экзаменам.

Российский рынок e-learning

Переломными для развития e-learning в России могут считаться 2004 — 2005 годы, когда стали заметны значительные успехи целого ряда проектов: дистанционное обучение персонала с использованием технологий электронного образования с успехом было реализовано на таких крупных предприятиях как «Российские железные дороги», «СеверСталь», «Норильский никель», «РусАл», «ВымпелКом», «УралСиб», «Связьинвест» и др. Возможности дистанционного обучения были задействованы при переобучении сотрудников Государственной Думы, Федерального собрания РФ, Центрального банка России, Внешторгбанка и ряда других организаций.

14 октября 2005 года Международная ассоциация ADL (Advanced Distributed Learning) официально объявила об успешном окончании испытаний отечественной системы дистанционного обучения СДТ REDCLASS на соответствие международному стандарту SCORM 1.2. Данный стандарт является признанным во всем мире стандартом в сфере e-learning и поддерживается практически всеми ведущими производителями систем дистанционного обучения, СДТ REDCLASS стала первой из сертифицированных на международном уровне российских систем e-learning.

В настоящий момент, ведущие российские вузы и крупные учебные центры (МЭСИ, Академия «АйТи», СДБО, РЕДЦЕНТР и др.) предлагают все большее число курсов по самым разным предметным областям. Идет активный процесс адаптации зарубежного контента от ведущих поставщиков, разрабатываются российские дистанционные курсы. Однако основным фактором, сдерживающим темпы развития рынка e-learning, по-прежнему называют недостаток хорошего русскоязычного электронного контента. Серьезными препятствиями для регионов являются недостаточно развитая инфраструктура и культурные барьеры.

Число потребителей дистанционных курсов в России значительно и растет быстрыми темпами. Например, в СДБО (совместный проект Национального делового партнерства «Альянс Медиа» и Международного института менеджмента ЛИНК)  зарегистрировано уже более 48 тыс. студентов.

Растет популярность дистанционного образования в регионах. По последним данным СДБО,  услугами портала пользуются жители 2272 городов, однако значительная часть студентов данной системы дистанционного обучения проживает в Москве, Санкт-Петербурге и в Московской области, что можно объяснить большими возможностями центра в плане доступа к Интернету и большей информированностью о возможностях e-learning. Лидерами рейтинга по количеству пользователей в субъектах РФ являются также Свердловская, Новосибирская и Ростовская области. В августе 2006 года ФГУП «Почта России» начала реализацию социального проекта «Новые возможности дистанционного образования через ПКД2 для населения России». В рамках данного проекта была запущена пилотная программа дистанционного обучения через ПКД в десяти регионах России, среди которых Самарская, Ростовская, Томская области, республики Бурятия, Удмуртия, Приморский край и др.

Дистанционная форма обучения, по своей сути, в первую очередь  нацелена на повышение уровня образования в регионах. Традиционно в России происходит отток лучших  специалистов в центр. Региональные учебные заведения, как правило, не располагают адекватными финансовыми и информационными ресурсами, которые позволили бы их удержать или дополнительно привлечь. В подобных условиях, очевидно, что вузам, корпорациям и коммерческим учебным центрам необходимо создавать, развивать и пропагандировать программы дистанционного обучения.

Наиболее перспективными в плане внедрения e-learning в России стоит считать корпоративный сектор, государственные структуры и центры переподготовки кадров. В образовательной сфере, так же как и в коммерческих учебных центрах, e-learning продолжит дополнять традиционный очный вариант обучения, и в большинстве случаев наиболее целесообразным останется смешанное обучение, когда одни курсы, в зависимости от их специфики, изучаются традиционным образом, а другие — дистанционно.

Не смотря на то, что прогнозы относительно скорой электронной революции в системе образования всех стран пока не оправдываются, и традиционная форма обучения не уступит в ближайшем будущем свои позиции альтернативному — дистанционному его варианту, электронное обучение уже перешло из статуса экспериментального в обычный режим, и активно используется как учебными заведениями, так и предприятиями, заинтересованными в постоянном повышении уровня знаний и навыков своих сотрудников. Интенсивный рост ИТ-рынка и быстрое внедрение информационных технологий во многих сферах наряду с готовностью предприятий к переменам, нехваткой высококвалифицированных кадров и довольно высокими потребностями в образовании позволяют предположить высокие темпы роста на рынке дистанционного обучения России в ближайшем будущем.

Елена Баканова / CNews

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS