Обзор подготовлен

версия для печати
EDI спешит к BI на помощь

EDI спешит к BI на помощь

Многие средние и небольшие розничные компании по ряду причин не спешат идти сами к разработчикам BI, чтобы купить их решения. “Значит мы идем к вам”, - сказали, оценив текущую ситуацию с информатизацией в ритейле, EDI-провайдеры.

Целесообразность применения BI в розничном бизнесе иногда кажется настолько очевидной, что возникает вопрос о том, почему же современные BI-решения все еще недостаточно популярны у отечественных ритейлеров? Может быть, дело в определенном дефиците отвечающих отраслевым требованиям инструментов? Или недостает квалифицированных специалистов? Проблема кроется в недостаточном уровне ИТ-зрелости? Или же в своего рода консервативности мышления розничной отрасли?

Многие убеждены сегодня в том, что поскольку “массовой” розничной торговле особенно и не нужен BI, то нет смыла заводить с нею разговор об облаках. Хотя, может быть, дело не в названии технологии, а в чем-то еще.

Ответ знают ритейлеры

В то время, как многие ИТ-специалисты еще теряются в догадках, любой ритейлер давно знает ответы на все вышеприведенные  вопросы. Современные промышленные решения класса BI для автоматизации управленческого учета, конечно же, заслуживают всяческих похвал. Будь на то воля ритейлеров, они, пожалуй, с них бы и начали свою автоматизации.

Однако логика, согласно которой уже достаточно давно развернулся процесс информатизации в ритейле, была несколько иной и во многом определялась возможностями ERP-систем. Ведение бухгалтерского учета и своевременное предоставление отчетности являются необходимыми условиями работы каждого розничного предприятия. Требования отечественных регуляторов весьма динамичны и изменчивы. Долгое время внимание многих розничных компаний было преимущественно сосредоточено на том, чтобы всем этим требованиям отвечать. В силу этого немаловажного обстоятельства, именно бухгалтерский, а вовсе не управленческий учет, долгое время стоял у ритейлеров во главе угла. А всевозможные “подручные средства”, вроде стандартных аналитических отчетов выбранной ими ERP или офисных программ, повсеместно используемых в целях бизнес-анализа, играют для них важную роль и сегодня.

Промышленные BI-решения, которые предлагают, а иногда, может быть, и навязывают отечественным торговцам ИТ-компании и вендоры, конечно же, весьма хороши. Многие ритейлеры, столкнувшись с ростом конкуренции и прочими обстоятельствами, уже попробовали их внедрить. Внедрили и … остановились. Настоящей популярности BI-решений пока не наблюдается: BI-рынок, конечно же, сегодня быстро растет, но никак не вырастет.  Почему?

Для многих ритейлеров камнем преткновения стало то обстоятельство, что BI-системы надо как-то интегрировать с уже имеющимися ИС. Те, кто успешно прошли и этот этап, столкнулись с еще более сложной задачей - как сделать так, чтобы BI стал частью повседневно исполняемых бизнес-процессов ритейлера. Чтобы BI не “висел”, образно говоря, от них “где-то сбоку”. Разговоры о том, что теперь настало время внедрять BPM (Business Performance Management), которые ИТ-специалисты начинают заводить с торговыми компаниями, мягко говоря, не встречают понимания. Рассуждения многих ритейлеров в этой связи просты: если нам пока ничего существенного не принес BI, то где гарантии того, что пользу мы получим от BPM? “И вообще, у ИТ-компаний в запасе, видимо, имеется немало других аббревиатур. Оплатить каждую из них мы явно не в состоянии,”- так сегодня рассуждают сами с собой многие работающие в торговой отрасли.

В связи с этим, всевозможные готовые к немедленному использованию “подручные BI-средства” все еще играют важную роль в работе даже тех ритейлеров, которые уже нашли деньги, чтобы внедрить BI-систему и взять в штат аналитиков.

ИТ “поставили на карандаш”

Пока ИТ-разработчики упрекают ритейлеров в консерватизме и ломают копья, с жаром объясняя все преимущества новых технологий, многие ритейлеры, в свою очередь, с интересом наблюдают за событиями, происходящими в ИТ-отрасли, ставя на заметку все то, что в ближайшее время может им пригодиться.

“Новым (или более распространенным) стало использование EDI, data mining решений для анализа клиентской среды, целевого маркетинга и прогнозирования спроса,” - отмечает Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ группы компаний “Утконос”.

Тема внедрения таких технологий, как BI и EDI актуальна не только для федеральных ритейлеров и столичных сетевых компаний, но и для регионов и отраслевых объединений ритейлеров.

“По состоянию на март 2012 г. суммарный оборот 41-ой сети (1450 магазинов), входящих в Федеральный закупочный союз «Система «Т3С», составил в долларовом исчислении $1,9 млрд. – рассказывает Кирилл Евстегнеев, исполнительный директор Федерального закупочного союза «Система «T3C». - Это оборот сетей самых разных форматов и территориального расположения, которые входят в наш Союз. Поэтому сравнивать нас, исходя из этих цифр, с тем же “Магнитом” не стоит. В то же время, мы могли бы получать детальную информацию, вплоть до данных с POS-терминалов наших сетей, анализировать ее и координировать нашу закупочную политику к взаимной выгоде всех участников системы Т3С. Что-то угадывать, что-то рассчитывать и, в итоге, выигрывать у больших и немного неповоротливых федеральных игроков и их филиалов”.

“В частности, в этом плане очень перспективно направление “фреш” и ряд других. Но для того, чтобы в полную силу заработал BI, нужно сначала добиться, чтобы люди заговорили на одном языке, нужны правильные справочники и мотивация людей, предоставляющих информацию. Помимо прочего, между нами и сетями-участниками обращается огромное количество  бухгалтерской “первички”. Поэтому, мы планируем завершить проект внедрения СЭД, перейти к реализации проектов EDI и юридически значимого электронного документооборота, вплотную заняться проектом BI, который мы запустили еще в прошлом году”, - продолжает эксперт.

Рознице не понятна разница

Перечислять разные, с точки зрения специалистов, технологии через запятую и классифицировать ИТ с точки зрения той потенциальной пользы для розничного бизнеса, которая в них содержится, получается у ритейлеров самым естественным образом. Розница смотрит на проблемы ИТ свежим взглядом и задает вопросы, которые способны существенно продвинуть разработчиков в понимании реальных потребностей бизнеса.

В частности, для многих ритейлеров глубоко непонятным является различие между EDI-провайдером и оператором электронного документооборота, имеющего юридическую значимость. Прорыв траншею и проложив оптический кабель для центрального офиса своей торговой сети, ритейлеры справедливо полагают, что свой вклад в развитие “облачных”, информационных и всех прочих разновидностей высоких технологий они уже сделали.

А провайдер, который хочет доставлять для них сообщения, должен, заодно, помочь сдать отчетность в электронном виде. Если, конечно, он желает с ритейлерами работать.

Схема электронного документооборота с точки зрения ритейлеров

Источник: Nestle, 2011

Впрочем, такой утилитарно-прагматический подход к сложным техническим проблемам вполне вписывается в набирающие сегодня силу тренды консьюмеризации и конвергенции ИТ и встречает понимание у многих отечественных и западных ИТ-специалистов и экспертов:

“Та, достаточно отчетливая, граница, отделяющая сегодня EDI от юридически значимого электронного документооборота, со временем постепенно исчезнет. Этот процесс поэтапной конвергенции начнется уже в апреле месяце, с вступлением в силу последних нормативных актов, дающих возможность на практике отказаться от бумажных копий счетов-фактур,” - считает гендиректор “Корус Консалтинг СНГ” Леонид Якубовский.

Тема практической целесообразности конвергенции отчетливо прослеживается сегодня и в сфере BI. Например, независимый эксперт Борис Эвельсон (Boris Evelson), рассказывая о тенденциях, актуальных для BI в 2012 г., в частности отметил, что в Forrester Research часто обращаются за консультацией о том, как работать с несколькими BI-инструментами. Тема консолидации BI-платформ волнует западных клиентов куда меньше.

EDI и BI: под знаменами конвергенции

“Делая долгосрочный прогноз, всегда хочется провести параллели с “сотовыми” телеком-операторами, и предположить, в рамках этой аналогии, что уже в недалеком будущем плата за подключение исчезнет и, более того, к этому добавится начальный период бесплатного пользования EDI-сервисом и т.д. Понятно, что к тому времени бизнес EDI-операторов трансформируется, вслед за смещением спроса, в сторону оказания услуг по поддержанию электронных архивов, ведению каталогов товаров, предоставлению аналитических сервисов (с элементами BI),  осуществлению тесной интеграции ERP-систем ритейлеров с ИС компаний из смежных сегментов и отраслей экономики и т.д. Можно сделать прогноз о том, что уже через 5 лет вышеперечисленные сервисы, которые сегодня мы обычно предлагаем клиентам в качестве дополнительных, станут формировать основную часть прибыли EDI-оператора,” - считает г-н Якубовский.

EDI провайдеры решают сегодня множество полезных для ритейла задач и создают необходимые предпосылки для того, чтобы торговые компании и производители смогли ощутить пользу от самых современных технологий во всей ее полноте и объеме. Отечественные EDI-провайдеры помогают розничным клиентам и поставщикам привести к единому виду всевозможные справочники и классификаторы в соответствии с тем, как это принято делать во всем мире, что также предрасполагает и к последующему использованию современных BI-технологий. В свою очередь, крупные ритейлеры, создающие спрос на EDI-внедрения, способствуют созданию единой информационной среды не только для ритейла, но и для всей российской экономики.

“Крупные федеральные сети вносят сегодня важный вклад в дело быстрого распространения технологии EDI в РФ. Можно в этой связи вспомнить и об аналогичном опыте сети Wal-Mart, которая, в конечном итоге, существенно повлияла на то, что именно США (а не, допустим, Япония) стали на мировой арене лидером в деле разработки и использования инновационной RFID-технологии,” - считает Антон Свердлов, исполнительный директор компании Edisoft.

Примеры из логистики

“Одно из актуальных направлений -  повышение эффективности взаимодействия розничных продавцов и поставщиков товаров. Эта цепочка должна претерпеть существенные изменения в ближайшие два-три года с учетом современных средств коммуникаций и других технологических новинок, которые появляются на рынке,”  -  считает Виталий Блохин, руководитель направления Avaya Consulting.

Возможность существенного повышения эффективности логистических и других операций, играющих важную роль в ритейле, достаточно очевидна уже сегодня, и многие игроки на розничном рынке уже успели этим воспользоваться.

“При помощи решения VMI (vendor managed inventory), работающего на нашей EDI-платформе,  мы, в частности, реализовали функционал рекомендованного заказа, пользуясь которым поставщик может управлять заказами своих дистрибьюторов. Торговые сети также могут при помощи этого инструмента оптимальным образом регулировать объем заказа своим поставщикам, что дает возможность нивелировать негативный эффект от отсутствия товара в распределительном центре (Out-of-Stock), повысить показатели доступности товаров для покупателей на полках сетевых магазинов  (On-Shelf Availability) и пр. EDI Analyzer строит прогнозы, отчеты и графики исходя из отчетов о продажах и о складских остатках. Решения EDI logistics (обеспечивает связь с логистическими 3PL-операторами) и EDI factoring (позволяет взаимодействовать с факторинговыми банками) покрывают современными сервисами и позволяют автоматизировать всю цепочку поставок от производителя до конечного потребителя, а также дают возможность комплексно охватить и анализировать все основные аспекты деятельности современной торговой сети, быстро получать ответы на актуальные практические вопросы”,  – привел примеры Антон Свердлов.

Многие из EDI-сервисов, которые предлагают сегодня своим клиентам провайдеры, представляют, с точки зрения бизнеса заказчиков, ни что иное как полезные BI-инструменты (пусть кто-то и захочет назвать их “подсобными”). К числу их достоинств можно отнести то, что они уже интегрированы в бизнес-процессы торговли и дело стоит лишь за тем, чтобы начать их использовать, причем безо всяких существенных капиталовложений в инфраструктуру. В отличие от многих привычных пользователям BI-решений, они позволяют не только найти ответы на сложные вопросы и “дать” ряд советов и рекомендаций, но и немедленно превратить все это в жизнь.

Массу преимуществ могут получить от использования таких инструментов и небольшие розничные компании, не разделяющие стереотипных убеждений некоторых ритейлеров о том, что BI должен стоять на изолированной от остального мира платформе и тщательно охраняться.

“Некоторые EDI-провайдеры предлагают сегодня нам свои достаточно интересные решения, связанные, например, с аналитикой прохождения заказов. Эти готовые инструменты позволяют оценить поставщиков, узнать, например, насколько качественно поставщик присылает электронные документы, насколько хорошо выполняет отгрузки и т.д. Мы эти решения смотрели. Отчеты получаются достаточно неплохие. Поскольку мы работаем с несколькими провайдерами, то срез по поставщикам получается неполный. Но небольшим локальным сетям, обслуживаемым одним провайдерам, думаю, они были бы интересны,” – делится опытом Алексей Митин,  координатор проектов EDI и E-doc «реал,- Гипермаркет».

Над регионами “безоблачное” небо?

По мере повышения степени повсеместной доступности ШПД и развития каналов связи, ощутимое преимущество от использования “облачного” подхода к вопросу поиска конкурентных преимуществ в торговой отрасли смогут получить небольшие региональные розничные сети.

“Инфраструктурные услуги будут и дальше «уходить» в облака и отдаваться на аутсорсинг. В собственных ИТ-подразделениях останутся ресурсы создающие\добавляющие уникальность продукта или услуги. При этом в большинстве регионов пока нет поставщиков ИТ-услуг, готовых работать и нести ответственность в рамках жестких SLA. Тем не менее, одной из основных тенденций информатизации ритейла на сегодняшний день является увеличение доли облачных решений,” - поделился с CNews своим мнением Валерий Волков, директор торговой сети "Ижтрейдинг".

Хотя, конечно же, свести мнение региональных розничных игроков к единому знаменателю сегодня практически невозможно.  “В области BI, с одной стороны, появились достаточно дешевые и мощные системы, с другой стороны нет достаточного понимания, что может дать BI для бизнеса, и нет достаточного количества ИТ-специалистов и аналитиков, которые могут строить сбалансированные BI-системы. Также считаю, что еще рано говорить о широком внедрении SaaS,” – сообщил Николай Молдован, директор по ИТ томской торговой сети «Лама».

Возвращаясь к теме современных BI-решений, следует вспомнить и о мнении многих экспертов, считающих наиболее отвечающим интересам розницы предоставление “BI из облака”. По понятной причине, BI-разработчики предпочитают не акцентироваться сегодня на этой теме в своих беседах с ритейлерами, поскольку сложилось мнение о том, что отечественная торговая отрасль “облака”, особенно публичные, “пока не любит”.

Если вспомнить о растущем EDI-рынке, следует все же признать, что “облака” в ритейле уже сегодня имеют место быть. Возможно, дело лишь за тем, чтобы убедительно продемонстрировать ритейлерам реальную выгоду от их использования.

Антон Степанов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS