Обзор подготовлен

версия для печати
Торговое оборудование: что нужно Европе и России?

Торговое оборудование: что нужно Европе и России?

Российский и европейский рынки торгового оборудования существенно отличаются друг от друга. Если первый развивается в основном за счет поставок во вновь открывающиеся торговые точки, то второй – путем модернизации уже существующих предприятий. Правда доля последних, среди которых крупнейшие ритейлеры, в России постоянно растет. Однако оценить объем российского рынка торгового оборудования не берется пока никто.

Европейский рынок торгового оборудования значительно отличается от российского. Доля оборудования, продаваемого в Европе в новые торговые предприятия, составляет не более 5%. Обусловлено это, в первую очередь, тем, что в странах Евросоюза открытие новых больших магазинов – большая редкость, и поставщики ориентированы в основном на то, чтобы предлагать заказчикам более современную технику взамен имеющейся. Дело в том, что нормы ЕС ограничивают сроки службы торгового оборудования конкретными периодами, что заставляет владельцев магазинов регулярно ее менять.

В России ситуация иная. Отечественный рынок ритейла пока далек от насыщения. По данным руководителя группы по работе с предприятиями розничной торговли Nielsen Натальи Барышниковой: «Если сравнить показатель формата гипермаркета площадью более 2,5 тыс. кв. м. на тысячу жителей в России и Европе, то российский показатель составляет всего 2 против европейского – 14. Супермаркетов на тысячу жителей в России - 43, в то время как в Европе – 182. Однако торговля в России активно развивается, и средние темпы роста форматов современной торговли по количеству торговых точек составляют 40%».

Кроме того, в нашей стране не существует нормативов, определяющих сроки службы торгового оборудования. Таким образом, отечественные поставщики техники работают, в основном, на оснащение новых магазинов.

Именно поэтому в период кризиса, когда ритейлеры практически полностью отказались от идеи расширения бизнеса и сосредоточились на повышении его эффективности, российский рынок торгового оборудования упал  значительно сильнее, чем рынок автоматизации торговли в целом – по оценкам экспертов, почти на 50%.

Рынок торгового оборудования-2011

Сегодня на дворе уже 2012 г., и все сложности 2009 г. остались в прошлом. Российский рынок торгового оборудования постепенно восстанавливается и, по оценкам экспертов, темпы этого восстановления составляют приблизительно 30% в год. Ритейлеры активно открывают все новые и новые торговые точки, которые требуют оснащения.

Точно оценить объем рынка торгового оборудования, а в частности сегмента электронной техники, и спрогнозировать его развитие не берется никто. Отсутствуют подобные данные и в открытых источниках. Основная сложность связана с тем, что эксперты пока не могут прийти к единому мнению о том, какие показатели необходимо учитывать при составлении такой оценки.

Очевидно, что в качестве косвенных показателей могут быть использованы актуальные данные о размерах вакантных торговых площадей, количестве торговых площадей на 1 тыс.жителей в Европе и России и средней стоимости оснащения оборудованием торгового предприятия.

Однако емкость рынка определяется не только числом вновь открываемых магазинов. Некоторые из них, к слову, наиболее крупные и существующие на рынке не первый год, активно занимаются переоснащением – производят замену устаревшего оборудования на более современное. И емкость этого сектора рынка пока остается тайной.

Кроме того, существует сектор вторичного оборудования, который формируется благодаря слияниям и поглощениям на рынке ритейл. Но его влияние на рынок торгового оборудования в целом незначительно.

Что нужно рынку?

Пока эксперты спорят об объемах рынка, он продолжает развиваться. И, по всей видимости, перспективы этого развития достаточно оптимистичны – цена на нефть растет, государство регулярно заявляет о все новых и новых социальных программах и выделяет на них немалые средства, а граждане несут эти средства в первую очередь в продуктовую розницу. В то же время, усиливается конкуренция между торговыми сетями.

На этом фоне все большим спросом пользуется торговое оборудование, предусматривающее выполнение рекламных функций – это и дисплеи покупателя, транслирующие информацию о магазине, и противокражные системы с логотипом ритейлера.

Технологии Self Checkout, все более популярные на Западе, до настоящего времени не получили широкого распространения  России.

Уже не первый год обсуждается возможность применения в российском ритейле инновационных решений, таких как технологии RFID и кассы самообслуживания Self Checkout. «О массовом использовании RFID для ускорения обслуживания на кассе пока еще рано говорить, связано это, в первую очередь, со стоимостью меток. А системы self-checkout уже используются в некоторых магазинах и вызывали интерес со стороны сетей как один из способов по борьбе с очередями, - комментируют в компании «Атол». - Однако их использование пока еще ограничивается сознанием самих покупателей – они привыкли к обслуживанию кассиром, и необходимо время, чтобы сломать устоявшиеся стереотипы».

Укрепляется тенденция отказа от оборудования премиум-класса, доля которого  настоящее время составляет 20% от объема российского рынка, в пользу недорогих решений, в том числе и отечественной разработки. При этом импортное оборудование выбирают, как правило, супер- и гипермаркеты, а отечественное - магазины формата «у дома» и дискаунтеры. «Сегодня многие крупные торговые сети, которые раньше работали с оборудованием исключительно известных брендов, не только готовы рассматривать технику эконом-класса, но и частенько уже ввели ее в эксплуатацию, - отмечают в компании «Сервис Плюс». - Одновременно они требуют от поставщиков обеспечить высокий уровень сервисного обслуживания и дать расширенную гарантию».

Продолжается развитие розничной торговли в российских регионах и, как следствие, перераспределение долей рынка между крупнейшими городами и глубинкой.

Наталья Рудычева/CNews Analyitcs

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS