[an error occurred while processing this directive]

16+

Syrus

[an error occurred while processing this directive]
 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Пользователи интернета в России

Пользователи интернета в РоссииРоссия на протяжении последних лет демонстрирует неуклонный рост количества пользователей интернета. Темпы роста аудитории Сети удивляют даже оптимистов.

Результаты последних исследований показывают значительный рост интернет-аудитории в последние полгода. Если осенью 2002 года интернетом пользовались 8,7 млн. человек, то уже зимой 2002 — 2003 гг. количество постоянных пользователей достигло отметки 9,6 млн. человек. Но и это не было пределом — весной 2003 г. российская интернет-аудитория количественно выросла до 11,5 млн. человек. Таким образом, только за полгода рост составил 32,2%. При сохранении такого темпа роста количество регулярных пользователей увеличится до 15,2 млн. до конца 2003 г., а весной 2004 г. может превысить 20 млн. человек.

Динамика активности пользования интернетом. Россия, млн. чел. (нарастающим итогом)

Динамика активности пользования интернетом. Россия, млн. чел. (нарастающим итогом)

Источник: ФОБ, 2003

По количеству регулярных интернет-пользователей Россия уступает таким странам, как Италия (14 млн.), Великобритания и Франция (17 млн.), а также Германии (23 млн.). Однако уже сейчас Россия обгоняет такие страны, как Испания, Австралия, Швеция и ряд других.

Число пользователей интернета в странах, млн. чел.

Число пользователей интернета в странах, млн. чел.

Источник: ФОБ, 2003

Проведенное ФОБ исследование в очередной раз подтвердило, что Москва пока что остается наиболее крупным по количеству интернет-пользователей рынком — на ее долю приходится 19% пользователей. Сразу за лидером идет Северо-Западный регион, на который приходится 17% пользователей. Приволжский регион «наступает на пятки» лидерам — 16%.

Центральный регион (не считая Москву) старается не отставать от этой тройки — 14% пользователей. Следом за ним идет Сибирский федеральный округ, в котором проживает 12% российской интернет-аудитории. Активность в повседневном использовании интернета проявляют 10% жителей Южного региона. Уральский и Дальневосточный округа заметно отстают — 8 и 4% соответственно.

Распределение общего числа пользователей интернета по регионам

Распределение общего числа пользователей интернета по регионам

Источник: ФОБ, 2003

Варианты доступа

Представители Министерства экономического развития и торговли приводят статистику мест подключения к интернету в России. Согласно ей, более трети пользователей (35%) подключаются к интернету из дома, большая часть — 45% для выхода в интернет используют компьютеры предприятия и 20% выходят в интернет из публичных и государственных учреждений.

Способы доступа в интернет в России

Способы доступа в интернет в России

Источник: МЭРТ, 2003

Проведенный Фондом Общественного Мнения опрос позволяет несколько конкретизировать и отследить динамику наиболее популярных мест выхода в интернет. Первое место по популярности занял доступ к всемирной сети с работы — 42%. Осенью прошлого года это значение составляло 41%, а зимой 2002 — 2003 гг. — 38%.

Такое колебание можно объяснить обилием зимних праздников, во время которых сотрудники либо вообще не выходят в интернет, либо делают это из дома. Это предположение подтверждается динамикой использования домашних компьютеров для выхода в интернет. Если осенью 2002 г. 32% пользователей выходило в интернет со своих персональных компьютеров, установленных дома, то в период зимних праздников количество таких пользователей возросло до 35%. Дальнейшее увеличение количества «домашних» пользователей до 38% этой весной вызвано общим ростом интернет-аудитории. На третьем месте по популярности стоит выход в интернет по месту учебы — 18% этой весной. Необходимо отметить, что количество таких пользователей также возросло за полгода. Компьютеры друзей для выхода в интернет использует 16% пользователей. Интернет-кафе обеспечивают доступ в сеть порядка 11% аудитории.

Динамика популярности мест пользования интернетом
Россия, % от числа пользователей

Динамика популярности мест пользования интернетом. Россия, % от числа пользователей

Источник: ФОБ, 2003

В абсолютных цифрах это выглядит следующим образом: на работе пользуются интернетом 4,8 млн. человек, дома — 4,1 млн. В два раза меньше человек используют выход в сеть через компьютеры учебных заведений.

Популярность мест пользования интернетом. Россия, млн. чел.

Популярность мест пользования интернетом. Россия, млн. чел.

Источник: ФОБ, 2003

Пол

Согласно статистике, из 100 человек, пользующихся интернетом в России, 42 — женщины. Наибольшее количество женщин-пользователей интернета было зарегистрировано в Приволжском федеральном округе — 45 из 100 человек. Наименьшее же значение — 39 из 100 — в Северо-Западном регионе. Москва лишь немного не уложилась в среднестатистическое значение — в столице из 100 человек 43 — женщины.

Распределение пользователей интернета по полу, %

Распределение пользователей интернета по полу, %

Источник: ФОБ, 2003

Возраст

Количество пользователей интернетом в России выросло практически за счет лиц всех возрастов, кроме тех, кому 55 и старше. Так, только за полгода — с осени 2002 г. до весны 2003 г. количество пользователей в возрасте 18–24 года выросло на 7%. На втором месте по количеству пользователей лица от 25 до 34 лет — 18% (рост 5%). Тройку лидеров замыкают лица в возрасте 35–44 года — 10% весной 2003 г. Немаловажен и тот факт, что заметный интерес к интернету проявляют лица старше 45, но младше 54 лет — доля таких пользователей увеличилась на 1%.

Динамика долей пользователей интернета среди лиц разного возраста. Россия, %

Динамика долей пользователей интернета среди лиц разного возраста. Россия, %

Источник: ФОБ, 2003

Проведенный ФОБ опрос показывает, что наибольшая доля «самых молодых» пользователей интернета приходится на Приволжский регион — 54%. Наименьшая же приходится на Москву — 29%. Выходит, что в целом интернет-аудитория в Приволжском регионе намного моложе, чем в Москве.

Распределение пользователей по возрасту, %

Распределение пользователей по возрасту, %

Источник: ФОБ, 2003

Образование

Среди всех российских пользователей интернета, практически треть — это люди с высшим образованием. Десятая часть пользователей имеют за спиной среднее специальное образование. Немногим меньше — 9% — пользователи, которые только закончили среднюю школу.

Динамика долей пользователей интернета среди лиц с разным образованием. Россия, %

Динамика долей пользователей интернета среди лиц с разным образованием. Россия, %

Источник: ФОБ, 2003

По количеству пользователей с высшим образованием Москва занимает первое место — 52%, превышая среднестатистический уровень по России на 17%. Показательно также то, что в Москве отсутствуют пользователи, которые имеют образование ниже среднего. А вот «культурный» — Северо-Западный — регион несколько отстал по количеству интернет-пользователей с высшим образованием не только от Москвы, но и от некоторых других регионов — 30%. Однако, как и в Москве, в данном регионе отсутствуют пользователи интернета, у которых образование ниже среднего.

Распределение пользователей интернета по образованию, %

Распределение пользователей интернета по образованию, %

Источник: ФОБ, 2003

Доход

Треть пользователей интернета — это лица, доход которых на одного члена семьи составляет $100 и более. Из 100 человек, пользующихся услугами интернета, 12 имеют доход $51–99 в перерасчете на одного члена семьи.

Динамика долей пользователей интернета среди лиц с разным доходом. Россия, %

Динамика долей пользователей интернета среди лиц с разным доходом. Россия, %

Источник: ФОБ, 2003

Москву без удивления можно обнаружить на первом месте среди регионов по количеству пользователей интернета, чьи доходы в перерасчете на одного члена семьи превышают $100 — 51%.

Куда хуже обстоят дела в Южном, Уральском, Приволжском и Сибирском округах. Доля интернет-пользователей, чьи доходы в перерасчете на члена семьи не превышают $50, составляет в этих регионах 55, 44, 40 и 38% соответственно. Эти значения никак не компенсируются за счет тех пользователей, доход которых на одного члена семьи составляет $55–99.

Распределение пользователей интернета по доходу на члена семьи, %

Распределение пользователей интернета по доходу на члена семьи, %

Источник: ФОБ, 2003

Перспективы роста интернет-аудитории в России

По мнению представителей МЭРТ, количество интернет-пользователей в России удвоится уже к 2005 г. и составит 20 млн. чел.

Количество интернет-пользователей в России, млн. чел.

Количество интернет-пользователей в России, млн. чел.

Источник: ФОБ, МЭРТ, CNews Analytics, 2003

Роман Боровко / CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS