Обозрение подготовлено

версия для печати
Рынок хостинга: монополизация началась

Рынок хостинга: монополизация началась

На фоне усиливающейся конкуренции на российском рынке хостинга крупнейшие игроки активизируют консолидационные процессы. Усиление их позиций в секторе наметит курс на монополизацию, однако средние и самые малые игроки, вероятно, в ближайшем будущем не будут вытеснены отсюда окончательно.

Российский рынок хостинга к моменту начала кризиса уже демонстрировал некоторые признаки "взросления". Его темпы роста начали несколько замедляться – до 60-70%, по разным оценкам, по сравнению со 100% и более в 2005 г. Этот рынок растет параллельно с сегментом регистрации доменов, хотя и начинает уступать ему по динамике. На начало лета 2009 г. в зоне .RU было зарегистрировано уже более 2 млн доменов, отмечают в "Хостинг-Центре". Более 900 тыс. доменов размещено у хостинг-провайдеров.

От стадии бурного роста отечественный рынок хостинга постепенно перешел к активизации процессов консолидации. Точно так же к M&A приходили и крупные провайдеры из других стран – растущий бизнес на каком-то этапе начинает усложняться, требовать расширения спектра оказываемых услуг. Как правило, консолидация охватывает крупных игроков, которые за счет объединений заметно увеличивают свою долю рынка, но при этом не вытесняет полностью средний и малый бизнес. В настоящий момент на долю провайдеров СМБ приходится до 20% этого рынка. Более трети участников рынка, по данным "Хостинг-Центра", сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге.

Рост количества доменов в зоне RU

Источник: "Хостинг-Центр", 2009

Постепенная глобализация на рынке этих услуг началась в декабре 2005 года, когда "Хостинг-Центр" объединился с "Голден-Гейт". В 2006 году произошло слияние с компанией "Ранет.Ру" и в ноябре 2007 года - с "Арбатек". В начале 2009 года было принято решение о создании единого бренда HostingCommunity, объединяющего крупнейшие компании Санкт-Петербурга и Москвы. Это два регистратора доменов - "Гарант-Парк-Телеком" и "Центрохост", а также три хостинговые компании - "Хостинг-Центр", "Спейсвэб" и "Петерхост". Создание единого бренда  объясняют рядом причин - в первую очередь, необходимостью укрупнения бизнеса для более широкого охвата рынка, предоставления максимально насыщенного спектра услуг и для оперативного обмена новейшими технологиями.  После объединения компаний рыночная доля регистраций доменов в зоне .ru составила почти 19%,  доля на рынке хостинга - около 20%.

Прирост количества доменов помесячно

Источник: Хостинг-Центр, 2009

Интересно, что кризис, похоже, пока сильно не затронул этот рынок. По данным "Хостинг-Центра", показатели первых месяцев проблемного 2009 года почти не отстают от начала "сытого" 2008. Резкое снижение количества делегированных доменов вызвано большим количеством освобождающихся доменов в мае. Прирост с начала года (нарастающий итог) чуть меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Топ 15 хостеров по количеству поддерживаемых доменов в зоне .RU

Хостинг-провайдеры Домены на 1 мая 2009г Домены на 1 июня 2009г Изменение количества доменов Доля рынка на 1 мая 2009г Доля рынка на 1 июня 2009г Изменение доли рынка
1 masterhost.ru 108 725 111 155 2 430 12,04 11,90 -0,14
2 hc.ru 97 461 98 563 1 102 10,79 10,55 -0,24
3 nic.ru 59 433 61 127 1 694 6,58 6,54 -0,04
4 spaceweb.ru 44 843 46 030 1 187 4,97 4,93 -0,04
5 majordomo.ru 38 139 40 059 1 920 4,22 4,29 0,06
6 1gb.ru 33 461 35 053 1 592 3,71 3,75 0,05
7 infobox.ru 29 655 30 434 799 3,28 3,26 -0,03
8 agava.ru 29 801 30 288 487 3,30 3,24 -0,06
9 valuehost.ru 23 688 23 510 -178 2,62 2,52 -0,11
10 firstvds.ru 21 657 23 219 1 562 2,40 2,49 0,09
11 jino.ru 19 862 22 120 2 258 2,20 2,37 0,17
12 peterhost.ru 21 115 21 390 275 2,34 2,29 -0,05
13 zenon.ru 19 228 19 445 217 2,13 2,08 -0,05
14 mchost.ru 17 799 18 147 348 1,97 1,94 -0,03
15 mtw.ru 17 886 17 312 -574 1,98 1,85 -0,13

Источник: 1stat.ru, июнь 2009

Важным показателем для определения места хостера на рынке является количество обслуживаемых доменов. Этот показатель позволяет в некоторой мере оценить размеры клиенской базы. Основная масса хостеров имеет показатель на уровне 1,6-2,0 доменов на клиента. Высокие показатели MTW и Firstvds обусловлены особенностями хостинговых систем, привлекающих людей, поддерживающих несколько сайтов на одном хостинговом аккаунте. Это и мелкие студии, и оптимизаторы, и домейнеры.

Количество новых зарегистрированных доменов характеризует работу маркетинга. На рост регистраций также влияет известность бренда, количество рекламы и новостей о хостере на популярных сетевых ресурсах. Другой источник клиентов – конкуренты. Переход доменов от конкурентов в значительной степени характеризует уникальность предложения, имидж хостера, привлекательность ценовой политики и качество предоставляемых услуг. При этом стоит отметить, что главным источником распространения информации является сарафанное радио, а не маркетинговые кампании. Иными словами решение о смене хостера, как правило, происходит не под влиянием рекламы, а в процессе обмена опытом с друзьями, коллегами и членами различных сообществ.

Динамика изменения доли рынка

Источник: "Хостинг-Центр", 2009

Несмотря на значительный количественный рост, у большинства хостеров произошло снижение относительных темпов. Поскольку доменные базы увеличиваются, становится все труднее удерживать темп по их пропорциональному наращиванию. В этих условиях прирост новых доменов на уровне 3,5% в мае 2009 г. является нормальным показателемv для хостера. Более 3,5% - очень хороший показатель, менее 3,5% - индикатор отставания хостера от общего тренда. Средний прирост ТОП15 игроков в мае составлял 4,4%, 4,3%, 3,9% и 4,2% в 2006- 2009 гг. соответственно.

Одним из возможных вариантов удержания рыночной доли может стать объединение небольших хостинговых компаний с крупными игроками на рынке хостинга и регистрации доменов. Благодаря обмену технологиями и объединению информационного пространства нескольких компаний, предоставляющих услуги в разных нишах, можно создавать более профессиональные службы по работе с клиентами, создавать единое пространство по их обслуживанию. Кроме того, ситуация на рынке хостинга такова, что новые разработки находятся на стадии стагнации, что связано с ограниченностью финансирования в сфере хостинговых услуг. Консолидация компаний приведет к сокращению расходов на внедрение новейших технологий, разработку новых услуг, сократит издержки на приобретение оборудования. Подобная организация бизнеса также позволит выделять больше средств на строительство собственных дата-центров. Кроме того, унификации правил и норм позволит игрокам выйти на мировой рынок.

Ангелина Повод

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS