версия для печати
  • 1c

Пример решения: Построение системы управления  нормативно-справочной информацией в ВТБ

Пример решения: «1С:Розница 8» - эффективная автоматизация для небольших розничных магазинов и сетей

Прикладное решение "1С:Розница 8" предназначено для автоматизации торговой деятельности магазинов и других розничных торговых точек, в том числе объединенных в торговую сеть.

Прикладное решение "1С:Розница 8" может работать с территориально распределенными информационными базами(РИБ). При этом обеспечивается четкое разделение документооборота по магазинам, а в центральном узле РИБ консолидируется информация по всем магазинам сети. С помощью центрального узла можно быстро создать периферийный узел РИБ.

Прикладное решение "1С:Розница 8" может автоматически обмениваться информацией с управляющей информационной системой (back-office). В качестве управляющей системы для прикладного решения "1С:Розница 8" может использоваться прикладное решение "Управление торговлей". С помощью управляющей системы можно создать неограниченное количество узлов в прикладном решении "1С:Розница 8", которые, в свою очередь, могут являться центральными узлами распределенной информационной базы. Предусмотрены механизмы администрирования пользователей информационной базы удаленных узлов РИБ из главного узла прикладного решения. Например, в главном узле РИБ администратор системы может зарегистрировать пользователя информационной базы удаленного узла и настроить его права доступа. Наряду с многомагазинным учетом, реализован многофирменный учет, где каждый склад (торговый зал) может быть отнесен к определенной организации (фирме).

Прикладное решение "1С:Розница 8" может использовать ордерные схемы перемещения, реализации и поступления товаров на склады магазина. Ордерная схема предусматривает предварительную регистрацию списка товаров, необходимых к принятию или отгрузке со склада, фактическая же операция с товарами на складе регистрируется документами "Расходный ордер на товары" или "Приходный ордер на товары".

Автоматизируется учет товарных запасов на складах магазинов и учет денежных средств в кассах магазинов. Прикладное решение позволяет из центрального узла регулировать розничные цены для каждого магазина. В то же время можно предоставить магазину право самому корректировать розничные цены в зависимости от его расположения и наличия конкуренции.

В программе реализованы механизмы формирования ценников и этикеток. Реализованы механизмы автоматического определения ставки НДС в момент продажи товара со складов магазина. Система налогообложения устанавливается для каждого склада отдельно. В момент продажи товара, торговый зал (или склад), с которого необходимо продавать товар, определяется кассой продажи товара и номенклатурной группой, к которой он (товар) принадлежит, Это делает возможным корректный ввод документов в магазинах, использующих смешанную систему налогообложения.

Прикладное решение "1С:Розница 8" реализует схемы автоматизированного распределения товаров по складам, когда при приеме товара оператор может распределить поставку по складам (торговым залам) магазина в зависимости от номенклатурной группы товара.

Прикладное решение "1С:Розница 8" автоматизирует регистрацию следующих операций:

  • приход товаров от контрагента на склады магазина;
  • реализация товаров и услуг контрагенту;
  • перемещения товаров между магазинами, внутренними складами магазинов, магазинами и складами торгового предприятия;
  • торговля комплектами товаров, созданными как в момент продажи товара, так и с предпродажной подготовкой комплекта;
  • возвраты товаров от покупателей, включая возврат после закрытия кассовой смены;
  • инвентаризация товарных запасов;
  • оформление приходных и расходных кассовых ордеров непосредственно в магазинах;
  • оформление чеков продажи, и по окончании смены сводного отчета по контрольно-кассовой машине, с учетом возвращенных товаров в смену;
  • перемещение денежных средств между магазинами, внутренними кассами магазинов, магазинами и кассами торгового предприятия;
  • работа с эквайринговыми системами, учет оплат товаров по платежным картам, учет договоров эквайринга и условия возвращения/не возвращения торговой уступки эквайрером при возврате товаров; работа с банковскими кредитами.
  • использование процентных скидок по дисконтным картам (фиксированные и накопительные скидки), скидки с разделением по магазинам, скидки контрагентам, скидки на сумму чека, скидки по времени действия, по количеству товара, по виду оплаты.
  • поддержка торгового оборудования: фискальные регистраторы, терминалы сбора данных, сканеры штрихкодов, электронные весы, дисплеи покупателя, эквайринговые системы, ридеры магнитных карт.

Автоматизация торговой точки

Прикладное решение "1С:Розница 8" позволяет автоматизировать учет товарных запасов в торговых залах и на складах магазина, а также учет денежных средств в кассах магазина.

Поддерживается ситуация, когда магазин используется сразу несколькими организациями. При этом каждый склад (и торговый зал) относится к определенной организации. В частном случае магазин может полностью принадлежать одной организации. Для ККМ можно указать торговые залы, которые он обслуживает.

Прикладное решение автоматизирует регистрацию следующих операций:

  • поступление товаров от контрагента на склад магазина;
  • реализация товаров и услуг;
  • перемещение товаров между складами магазина;
  • продажа комплектов товаров, созданных как в момент продажи, так и с предпродажной подготовкой;
  • возврат товаров от покупателей;
  • возврат товаров поставщику;
  • инвентаризация;
  • поступление денежных средств от покупателей;
  • перемещение денежных средств между кассами;
  • оформление чеков продажи, а по окончании смены - сводного отчета по контрольно-кассовой машине с учетом возвращенных товаров в смену.

Поддерживается работа с эквайринговыми системами и с банковскими кредитами, использование процентных скидок, в том числе по дисконтным картам.

Поступление товаров для продажи

В прикладном решении автоматизирована регистрация поступления товаров на склад магазина (или в торговый зал). Товар может поступать из центрального офиса или другого магазина, а также непосредственно от поставщика.

Склады и торговые залы

Склады и торговые залы — это места, куда поступают товары для продажи и где они хранятся. Важной характеристикой склада (торгового зала) является список номенклатурных групп товаров. Эти списки используются для автоматического распределения товаров между складами при регистрации поступления (например, чтобы товары из группы "женская обувь" автоматически отправлялись в торговый зал женской обуви, а товары из группы "галантерея" — на склад галантерейных товаров).

Кроме того, в карточке склада (торгового зала) указываются следующие сведения:

  • организация, которой принадлежит склад (торговый зал);
  • система налогообложения (общая, УСН или ЕНВД);
  • кассы, обслуживающие торговый зал, причем можно распределить номенклатурные группы товаров между кассами.

Схемы приема товаров

Для регистрации поступления товаров могут использоваться две схемы приема товаров.

Однофазная схема приема товаров: Товар сразу поступает на склад, указанный в документе поступления или перемещения. Проверку поступивших товаров и установку новых цен на товары осуществляет менеджер.

Двухфазная (ордерная) схема приема товаров: Менеджер оформляет документы поступления товаров, распределяя их по складам (торговым залам). А проверку поступивших товаров и регистрацию фактического приема товаров на склады осуществляют кладовщики. Намерением на поступление товаров является документ "Поступление товаров" - его формирует по договоренности о поставке товара менеджер офиса или магазина. Если товары отправляются с одного склада на другой, намерением на поступление товаров может являться "Перемещение товаров". А фактическое поступление товаров оформляется документом "Приходный ордер на товары". Кладовщики должны проверить количество поступившего товара, зарегистрировать фактическое поступление товаров на склад (и провести приходные ордера своего склада).

Однофазная схема и двухфазная (ордерная) схема также применимы для регистрации других складских операций:

  • перемещение товаров с одного склада на другой, в том числе поступление товаров в магазин с центрального склада торговой сети;
  • оптовая реализация товаров.

Назначение цен продажи

Эффективность торговой деятельности во многом определяется разумной политикой ценообразования. Прикладное решение помогает решать эту задачу. Если магазин входит в состав торговой сети, то он может продавать товары по ценам, назначенным централизованно, или по собственным розничным ценам, которые назначаются непосредственно в магазине. Если магазин не входит в состав торговой сети, то он, естественно, назначает цены самостоятельно. Цены каждого магазина могут задаваться независимо. Прикладное решение предусматривает следующие варианты ценовой политики для торговой сети:

  • магазин работает по централизованно назначенным ценам без возможности их изменения;
  • магазин назначает цены самостоятельно, не используя централизованные цены;
  • магазин использует централизованные цены как эталонные и имеет возможность их изменять.

Назначение скидок

При проведении маркетинговых акций в магазине назначаются скидки. Могут быть назначены одинаковые скидки по всем позициям номенклатуры, а также индивидуальные скидки по позициям. Автоматические скидки назначаются документом "Установка скидок номенклатуры".

Автоматические скидки могут быть назначены при розничной и оптовой продаже. При продаже в розницу скидка может быть назначена определенным магазинам, а при продаже оптом – определенным покупателям. Помимо автоматически назначаемых скидок, при регистрации продажи предусмотрена возможность установки скидки вручную.

Инвентаризация товарных запасов

Залогом сохранности имущества предприятия является регулярное проведение инвентаризаций. Конфигурация обеспечивает эффективную поддержку инвентаризаций товаров на складах, в процессе которых фактическое количество товаров сверяется с остатками по данным информационной базы, определенными с учетом всех поступлений и выбытий. Для подготовки инвентаризации и регистрации ее результатов используется документ "Инвентаризация товаров".

Прикладное решение обеспечивает автоматическое формирование инвентаризационной описи товаров и других документов. Прикладное решение поддерживает различные порядки проведения инвентаризации. Так, для ускорения работы можно до проведения инвентаризации автоматически заполнить документ "Инвентаризация товаров на складе" сведениями об остатках товаров на складе по данным информационной базы, а затем распечатать на бумаге типовую форму ИНВ-19 "Сличительная ведомость". После этого инвентаризационной комиссии останется провести осмотр имущества и вручную внести в сличительную ведомость данные о фактическом наличии товаров. После завершения работы инвентаризационной комиссии полученные данные о фактическом наличии запасов вносятся в информационную базу путем исправления или повторного заполнения документа "Инвентаризация товаров на складе".

При выявлении излишков товаров можно автоматически сформировать документ для их оприходования, при выявлении недостачи - документ списания.

Предпродажная подготовка

Прикладное решение автоматизирует процессы предпродажной подготовки товаров:

  • печать ценников и этикеток;
  • фасовка и комплектация.

Для товаров можно распечатать ценники и этикетки товаров. Для печати этикеток должен быть предварительно задан штрихкод товара.

Штрихкоды товаров детализируются до уровня единиц измерения товара. То есть если товар поступает в штуках и ящиках, то для штучного товара и для ящика можно задать свой штрихкод.

В списке штрихкодов могут присутствовать как внешние штрихкоды (указанные на этикетке товара в момент поступления), так и внутренние штрихкоды, которые задаются для товара в магазине.

В прикладном решении поддерживается заполнение списков товаров с помощью сканера штрихкода или терминала сбора данных. Ценники можно напечатать для выбранного магазина сразу для группы товаров. Причем из полного перечня товаров прикладное решение отберет только те товары, которые выставлены на продажу — то есть остатки которых имеются в торговых залах магазина.

Ценники печатаются по тем розничным ценам, которые установлены в магазине на дату, указанную в обработке. Печать ценников производится в соответствии с указанным макетом. С помощью программы можно сформировать несколько макетов, например, отдельно для ценников и для этикеток. Ценники можно распечатать из различных документов, содержащих перечни товаров с указанными ценами. Прикладное решение позволяет зарегистрировать составление комплекта товаров.

Продажная цена комплекта устанавливается так же, как и для обычного товара — документом "Установка цен номенклатуры" или "Установка цен магазина". Также предусмотрена обратная операция — разукомплектация.

Розничные продажи и рабочее место кассира

При оформлении продаж используется различное торговое оборудование: контрольно-кассовые машины, сканеры штрихкодов, электронные весы и т.д. Контрольно-кассовые машины (ККМ) могут использоваться в следующих режимах работы.

Контрольно-кассовая машина в режиме фискального регистратора:

При работе в режиме фискального регистратора, ККМ подключается непосредственно к компьютеру пользователя. Для ускоренного оформления продажи используется современное торговое оборудование: сканеры штрихкодов, электронные весы и т.д. Для удобства работы используется интерфейс кассира. При пробитии чека на ККМ в информационной базе автоматически регистрируется документ "Чек ККМ".

Контрольно-кассовая машина в режиме Offline:

При работе ККМ в режиме Offline вся информация о товаре выгружается и хранится в запоминающем устройстве кассового аппарата. При работе с ККМ, регистрация продаж осуществляется по коду товара. Пользователь может набрать код на клавиатуре кассы или считать его с помощью сканера штрихкодов. В конце рабочей смены из касс производится выгрузка данных о продажах в учетную программу.

Контрольно-кассовая машина в режиме Online:

В режиме Online все данные о товарах ККМ оперативно получает из программы. Информация о продажах, сформированная кассой, сразу попадает в учетную программу. Отсутствует момент загрузки данных в ККМ, так как вся необходимая информация берется из учетной программы автоматически. В результате в учетной программе хранится полностью достоверная информация по продажам, доступная для анализа и обработки.

Вариант интерфейса "Непродовольственная розница"

При оформлении продаж с помощью варианта интерфейса "Непродовольственная розница" кассир использует для ввода данных клавиатуру и мышь.

В верхней части экрана располагается информационное окно денежных средств. В нем отображается информация о текущей продаже: сумма скидки, общая сумма с учетом скидки, сумма к оплате с учетом скидки. В основном окне отображается информация о продаваемых товарах. В нем указываются: номенклатура, количество товара, цена, тип скидки и процент скидки, сумма со скидкой. Для управления процессом продажи можно использовать функциональные клавиши клавиатуры компьютера. Для регистрации продажи нужно отсканировать товар или добавить вручную при помощи подбора (кнопка "Подбор"). После чего в основном окне отобразится соответствующая номенклатура. Далее нужно установить скидку, если она есть, и нажать на кнопку "Оплата".

Вариант интерфейса "Продовольственная розница"

При использовании варианта интерфейса "Продовольственная розница" данные вводятся только с клавиатуры без использования мыши. В правой части экрана могут отображаться кнопки для удобного нажатия с программируемой клавиатуры продавца, монитора touch-screen, клавиатуры компьютера или мышки. Каждой кнопке, которая выполняет определенные действия, назначены горячие клавиши на клавиатуре.

Кассир действует в следующей последовательности. Считывает штрихкод товара на его этикетке. Если штрихкод не считывается – вводит последовательность цифр штрихкода, нажимает клавишу "Поиск по штрихкоду" либо на мониторе, либо на клавиатуре. Если штрихкод опять не найден – нажимает клавишу "Подбор", поиском по товарам находит нужный товар, нажимает Enter.

Если необходимо установить количество товара – набирает на цифровой панели клавиатуры количество (либо нажатием кнопок на программируемой клавиатуре), нажимает клавишу установки количества. В строке товара изменяется количество. Если необходимо установить цену товара (и ему разрешено изменять цену) – набирает на цифровой панели клавиатуры цену (либо нажатием кнопок на программируемой клавиатуре), нажимает клавишу установки цены. В строке товара изменяется цена. Если необходимо установить скидку на отдельную позицию товара – вводит процент (сумму) скидки, нажимает на клавишу установки процента (суммы) скидки. Если покупатель отказался от покупки какого-либо товара – поиском по таблице товаров находит нужную строку товара, нажимает на клавишу удаления строки товара. Когда формирование табличной части чека ККМ завершено – нажимает на клавишу "Оплата". Далее на экране компьютера открывается окно оплаты товара.

Прием оплаты от покупателя

В окне оплаты необходимо указать сумму, полученную от покупателя. Программа автоматически рассчитает сдачу.

Если покупатель предъявляет платежную карту, то ее следует отсканировать считывателем магнитных карт или ввести информацию о ней, выбрав ее из списка доступных платежных карт. В прикладном решении предусмотрена ситуация, когда покупатель часть денежных средств (или все средства) оплачивает в кредит.

Закрытие кассовой смены

При оформлении операции "Закрытие кассовой смены" на основе введенных чеков ККМ по продаже и возврату товаров формируется документ "Отчет о розничных продажах".

Денежные операции

Прикладное решение позволяет регистрировать следующие денежные операции:

  • прием оплаты наличными от покупателя;
  • прием оплаты платежной картой от покупателя;
  • выплата денежных средств из кассы;
  • перемещение денежных средств между кассами.

Кроме того, предусмотрены розничные продажи в счет банковских кредитов.

Отчетность по торговой точке

Прикладное решение предоставляет удобные средства контроля над текущим состоянием торговой деятельности — оборотами, достаточностью ассортимента. Пользователь может самостоятельно задавать уровень детализации, параметры группировки и критерии отбора данных в отчетах. Такие индивидуальные настройки (фактически — созданные пользователем специализированные отчеты) могут быть сохранены для повторного использования. В прикладном решении предусмотрены следующие отчеты:

Ведомость по товарам на складах

В отчете "Ведомость по товарам на складах" анализируются обороты по товарам в количественном выражении. В отчете также можно получить информацию об остатках товаров на определенную дату.

С помощью данного отчета можно получить график поступления и отгрузки товаров со складов магазина с любой периодичностью, например за каждый день в течение определенного периода времени. Можно детализировать приход товаров по документам, причем в отчет можно вывести информацию не только о самом документе, но и о любом реквизите документа. Например, в отчет можно дополнительно вывести информацию об ответственном сотруднике, оформившем этот документ. В отчете можно произвести отбор данных по различным параметрам: по группе товаров, по произвольному списку товаров, по складам и т. д.

Ведомость по товарам к поступлению (реализации)

В отчете выводится информация о товарах, которые поступали (и отгружались) по ордерной схеме, но по которым еще не зарегистрировано фактическое поступление (реализация) товаров. То есть в отчете отображаются те товары, по которым были оформлены документы "Поступление товаров" ("Реализация товаров"), но еще не оформлены документы "Приходный ордер на товары" ("Расходный ордер на товары").

В отчет может быть выведен список документов, по которым еще не был оформлено фактическое поступление или фактическая отгрузка товаров. Для этого в отчете надо установить дополнительную группировку по документам движения.

Стоимостная оценка склада

В отчете можно получить стоимостную оценку товаров на складах в оптовых и розничных ценах. В качестве розничных цен используются те розничные цены, которые назначены для продажи товаров в магазине. В качестве оптовых цен можно использовать цены любого типа, которые указываются в настройках отчета.

Возврат товаров

В отчете отображаются возвраты, оформленные как в день продажи, так и после закрытия кассовой смены.

Отчет может быть детализирован до конкретных позиций номенклатуры. Также можно вывести информацию об организации и складе, с которого оформлялся документ возврата товаров.

Статистика чеков ККМ

Отчет позволяет получить информацию как об общем количестве пробитых чеков за определенный период, так и среднее количество пробитых чеков в день. С помощью этого отчета можно провести сравнительный анализ работы, как различных магазинов, так и анализ работы различных касс одного магазина и получить статистические данные по уровню загруженности кассиров в определенные периоды времени.

Предоставленные скидки

Отчет позволяет получить сводную информацию по предоставленным скидкам за выбранный период времени. Отчет позволяет проанализировать эффективность предоставления скидки как маркетингового мероприятия.

Продажи по дисконтным картам

Отчет позволяет получить информацию о продажах по дисконтным картам с детализацией по видам карт.

Планирование потребностей в номенклатуре

Отчет предназначен для количественного планирования закупок в разрезе магазинов и складов на основании данных о продажах товаров в завершившемся периоде и формирования внутреннего заказа магазина.

Универсальный отчет

"Универсальный отчет" позволяет отображать сводную информацию документов, справочников, регистров накопления и регистров сведений. Данный отчет предназначен опытным пользователям программного продукта.

Подключение торгового оборудования

Прикладное решение поддерживает взаимодействие со следующими категориями торгового оборудования:

  • Кассовые аппараты. По способу взаимодействия (режиму) с системой делятся на три категории:
    • Режим "Off-Line";
    • Режим "On-Line";
    • Режим "Фискальный регистратор".
  • Сканеры штрихкодов
  • Дисплеи покупателя
  • Электронные весы
  • Терминалы сбора данных
  • Устройства для считывания магнитных карт

Предусмотрена простая и удобная настройка подключения торгового оборудования с помощью обработок обслуживания.

Автоматизация торговой сети

Прикладное решение "1С:Розница 8" может быть использовано для автоматизации торговой сети. Для этого решение необходимо установить в нескольких узлах — в каждой торговой точке и в центральном офисе сети. Используется распределенная информационная база (РИБ), когда каждый узел работает со своими данными, а центральный узел периодически обменивается данными с узлами торговых точек.

Из центрального узла в узел торговой точки передаются только те данные, которые необходимы данной торговой точке. Например, можно указать группы товаров, группы контрагентов и склады, данные которых будут передаваться в периферийный узел. В центральном узле собирается информация со всех периферийных узлов. Из центрального узла можно дистанционно управлять периферийными узлами:

  • назначать розничные цены для каждой торговой точки, либо разрешать вводить собственные цены в зависимости от условий торговли;
  • управлять пользователями периферийных узлов — регистрировать новых пользователей и назначать им права доступа к данным.

Из базы данных центрального узла можно создавать базы для периферийных узлов. Причем один узел может охватывать несколько магазинов. Прикладное решение обеспечивает быстрое создание информационной базы периферийного узла из центрального узла. Поэтому в случае уничтожения базы данных в удаленном магазине восстановление информации займет немного времени.

Обмен данными между центральным и периферийным узлом

Для обмена данными используются файлы, содержащие сведения обо всех изменениях от момента последнего обмена. Механизм поддерживает следующие варианты обмена файлами с данными изменений:

  • обмен через файловый ресурс (через диск компьютера, сетевой диск, съемный диск, флеш-карту);
  • обмен через единый FTP файловый ресурс (то есть через интернет);
  • электронная почта.

Если центральный офис и магазин используют общую локальную сеть, то следует выбрать первый вариант обмена с использованием сетевого диска. Процедура обмена данными одинакова для всех вариантов: передаются файлы формата XML. Отличие заключаются лишь в том, каким способом передаются эти файлы. Для настройки обмена данными используется удобный помощник обмена.

В настройках параметров обмена можно указать, что обмен будет запускаться по расписанию: по определенным дням недели и в определенное время. Или что обмен будет запускаться, как только в разъем компьютера будет вставлена флеш-карта, съемный диск и пр. Настройки автоматического запуска не мешают запускать процедуру обмена в произвольные моменты времени по желанию пользователя.

Интеграция с управляющей системой

В настоящее время программа "1С:Розница 8" рассчитана на работу в связке с управляющей системой, в качестве которой используется программа "1С:Предприятие 8. Управление торговлей". При этом "1С:Розница 8" автоматизирует front-office, а "1С:Предприятие 8. Управление торговлей" автоматизирует back-office. Управляющая система может взаимодействовать с произвольным количеством центральных узлов "1С:Розницы 8".

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS