Разделы

ПО Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе Внедрения Свободное ПО

Виктор Иванников: Развивая СПО, нужно думать на 10 лет вперед

Госинициативам в сфере СПО не хватает качественной экспертной оценки. Игроки рынка свободного софта объединяются в Российскую ассоциацию свободного программного обеспечения (РАСПО), чтобы совместно продвигать идеи общественного труда в стране. О корнях сложившейся ситуации и целях ассоциации корреспонденту CNews рассказал Виктор Иванников, президент РАСПО.

CNews: Должно ли государство участвовать в развитии свободного ПО?

Виктор Иванников: Я считаю, что государство должно активно участвовать в развитии общества, вкладывать налоговые поступления в науку, образование, в том числе и в развитие свободного программного обеспечения. Это очень нетривиальная задача, потому что любую никчемность можно объявить свободным программным обеспечением, но она от этого не перестанет быть никчемностью. А у нас в стране существует великолепно отработанный механизм растранжиривания бюджетных денег. Поэтому здесь нужна очень серьезная работа экспертов для того, чтобы понять, а какие цели стоят перед государством в текущий момент, угадать, какие цели будут стоять перед государством завтра.

Понимаете, нельзя жить только текущим днем. Например, сейчас нужно автоматизировать ЖЭКи и поставить там свободное программное обеспечение. Но мы должны думать, а что будет через 10 лет. Если речь идет просто об использовании ПО, то это одно дело. Если же мы должны готовить специалистов, которые будут поддерживать и разрабатывать такие вещи, мы должны смотреть на 10 лет вперед. Потому что 10 лет нужно для того, чтобы подготовить коллектив, школу, подготовить топ-уровневых специалистов, которые будут работать с этим. Роль экспертного сообщества в планировании чрезвычайно важна. Причем желательно, чтобы оно не было пристегнуто к какому-то определенному министерству, а жило по законам свободного программного обеспечения. Это должна быть общественная организация. В основе философии свободного программного обеспечения – общественный продукт общественного труда. И экспертное сообщество должно быть построено на тех же самых идеях. В этом смысл создания Российской ассоциации свободного программного обеспечения. Одной из главных функций ассоциации является аналитическая работа, оценка ситуации и подготовка предложений, что сейчас или в будущем является вызовом, который нужно обязательно решать, с какими-то весами, рисками.

CNews: Как можно оценить результат инициатив российского правительства в области СПО?

Виктор Иванников: Любая проблема в этой области нетривиальна, она должна очень тщательно продумываться. Должна тщательно продумываться программа, составляться бизнес-план. Пока же получается игра в шахматы в полуход, без анализа ответного действия.

С 90-х годов в России стал доминировать индивидуализм: каждый сам за себя и каждый решает свои задачи. А власть - тоже часть нашего общества и там каждый смотрит, что он будет с этого иметь, так как наша власть далеко не идеальна. Но если будет развиваться гражданское общество, это повлияет на то, что из себя будет представлять наша власть.


Виктор Иванников: СПО можно использовать везде

РАСПО и будет являться небольшим кусочком гражданского общества. Она будет заниматься делами, которые те же министерства не делают, готовить какие-то программы, как нам нужно двигаться дальше. Конечно, власть может не обращать на эту работу внимания. Но очень трудно не обращать внимания, когда говорит не один человек, а высказывается мнение сообщества. Тем более, если оно своей работой приобретет хоть маленький, но вес.

Чиновники нацелены на решение известной проблемы, поэтому им не надо проводить глубокий анализ. Возьмем такую вещь, как установка Linux в школах. Конечно, работа проделана не пустая, однако возникает масса вопросов. Будет ли он там использоваться? Кто его будет сопровождать, на каких условиях? И всему этому должен предшествовать анализ: а чем пользуются школьники, что им реально нужно от школьного компьютера? Потом, масса компьютерных курсов для разных дисциплин подготовлена под Windows, что с ними будет? И справятся ли с Linux учителя? Готовы ли институты повышения квалификации научить педагогов работе в новой среде? И как можно все это разворачивать без активного участия пединститутов и университетов? Потому что на самом деле университет – культурный центр, особенно в провинции. Нужно, чтобы сами студенты использовали Linux. Это нельзя сделать принудительно. Силой переучим учителей, поставим везде Linux, а дальше-то что будет? Да умрет он там, просто умрет.

Олег Покровский, «Росатом»: Создавая собственные ТИМ-решения, мы перестаем за свой счет обучать модели недружественных стран
Цифровизация

Даже такая тривиальная задача, как перевод всех школ на Linux, требует сложного взвешенного решения. Нужны все эти компоненты – университеты, курсы повышения квалификации, создание локальных сообществ в регионах. Грустно, когда нужно по телефону звонить в сall-центр в Москву, что-то спрашивать, да еще в наших условиях связи. Учитель больше будет доверять коллеге, учителю из другой школы, чем методисту РайОНО, или, тем более, варягу, которого пришлют из Москвы. Чтобы подготовить переход на свободное ПО в школах, нужно все это учитывать.

CNews: Как вы относитесь к идеям депутата Пономарева о национальной программной платформе?

Виктор Иванников: В его идее есть кое-что важное, что нужно было сделать еще позавчера. Мы должны иметь своих специалистов в области базового системного программирования. Для этого можно идти разными путями. Мы можем написать собственную операционную систему. Но это очень трудоемкая работа, например, сейчас Linux состоит из 5-7 млн строк кода. Учитывая производительность труда программиста в среднем в 15 тысяч строк в год, можно представить, сколько потребуется ресурсов. Беда заключается также в том, что в России рынок ПО очень маленький. И со своей ОС мы попадем в изоляцию. Получится неконкурентоспособный продукт. То же самое и с техническим обеспечением.

CNews: И как же быть?

Виктор Иванников: Звучит необычно, но мы можем обеспечить технологическую независимость, используя международное сотрудничество. Если я сам что-то вложил в тот же самый Linux, могу свободно разбираться в ядре, меняю его, и мои изменения принимаются на международном уровне – это уже моя операционная система. Если в России появится сообщество программистов, способных работать с исходниками Linux и развивать продукт – считайте, что национальная ОС у нас есть, и ее можно считать как национальную программную платформу - она действительно национальная, наши люди на ней работают. Обеспечивается и технологическая независимость, потому что мы сами можем сделать в Linux что угодно. Нам не нужно писать бумажки разработчику: "хорошо бы нам такую функциональность". Национальная платформа должна включать софт, технологии и специалистов. Причем таких специалистов, кто умеет не просто кнопки жать, но самостоятельно развивать продукт, а также в силах подготовить следующее поколение профессионалов.

Гибридный ренессанс: как использовать растущий тренд на гибридную инфраструктуру
Облака

Вы понимаете, если я внес какую-то разумную вещь в GCC, этим пользуется весь мир. И это престиж страны, это уважение к отечественным специалистам. Наша страна сможет гордиться не только первым местом на "Евровидении" или победами хоккеистов. А тем, что у нас есть люди, которые действительно влияют на технологическое развитие всего мира. Вот к чему надо идти.

Вспомнил хорошую цитату: "если я зажег свечу и читаю, и кто-то подошел к этой свече и тоже читает – он не отобрал у меня свет". Со свободным софтом получается еще лучше - идет взаимное обогащение знанием.