Разделы

Телеком Интернет Бизнес Мобильная связь Контент Веб-сервисы

Россию ждет новая волна мобильных сервисов

Российские сотовые операторы не теряют надежды на повышение среднемесячного дохода на одного абонента (ARPU). Вслед за не очень удачной первой волной контент-услуг идет новая. Сервисы обещают быть более утилитарными, незаметными, но от этого не менее прибыльными.

К концу 2005 года стало ясно, что российский рынок контент-услуг в имеющемся виде довольно ограничен, и динамика его развития невелика. Эйфория прошла, аналитики начали строить новые скорректированные прогнозы и обращать свое внимание на зарубежные рынки. А что там прижилось?

Этим можно объяснить проведение весной 2006 года сразу двух конференций, посвященных добавочным сервисам (VAS) и повышению ARPU. Это VAS Russia 2006, прошедшая при поддержке ассоциации 3G, и Mobile VAS – Russia. Аудитория мероприятий включала в себя не только российских игроков рынка, но и ведущих иностранных операторов и контент-провайдеров. Их идеи по методам повышения ARPU оказались весьма полезными.

Год обманутых надежд

В 2005 году сразу же после 1 квартала произошло заметное снижение доли VAS с 15% до 13% в общих доходах сотовых операторов. Контент-услуги, на которые возлагались большие надежды, оказались не настолько востребованы в России, чтобы обеспечить дальнейший быстрый рост доходов игрокам этого рынка.

Доходы российских операторов от VAS в 2005 году

 Доходы от VAS в 2005 году

Источник: iKS Consulting, 2006

Причинами стагнации рынка является как дутый рост абонентской базы сотовых операторов, вызванный различного рода маркетинговыми акциями, так и достижения предела возможностей со стороны абонентов по затратам на контент: картинки и мелодии звонков.

В результате рынок VAS вырос в 2005 году лишь на 46% и достиг величины $1,43 млрд. Двигателем роста являлся самый востребованный сервис – SMS сообщения, на который приходится 50% всех доходов от добавочных сервисов. Активно развивалось в прошлом году такое направление, как мобильный интернет, в конце 2005 года на него приходилось 18% рынка VAS.

Структура рынка VAS по услугам в 2005 году

 Структура рынка VAS

Источник: iKS Consulting, 2006

Доля контент-услуг составила всего 22%. Может быть, имеет смысл оставить в покое это стагнирующее направление? В любом случае, рост доходов от голосовых услуг замедляется, операторам нужно искать альтернативный генератор прибыли.

В тренде мультиоблако — изучаем плюсы и минусы
Облака

Что нужно абонентам?

Рост затрат на мобильную связь со стороны абонентов возможен только в том случае, если операторы смогут предоставить дополнительные сервисы, удовлетворяющие потребности своих клиентов. Частные лица нуждаются в безопасности и сохранении приватных данных, а также в защите от несанкционированных вызовов, мобильного спама. Они вполне готовы потратить дополнительные средства в случае получения контроля за своими затратами. Индивидуальным пользователям всегда интересны сервисы, обеспечивающие удобные средства общения с семьей, друзьями и коллегами по работе. Главное требование во всех этих случаях – простота доступа к услуге, исключение сложностей в процессе ее использования.

Корпоративные пользователи готовы вкладывать дополнительные средства в сервисы, направленные на повышение доходности компании. С одной стороны это уменьшение затрат на инфраструктуру и связь, элементы телеком-аутсорсинга. С другой – появление удобных средств общения с клиентами (например, колл-центры, голосовые порталы) и расширение клиентской базы – использование возможностей мобильной рекламы.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Весьма перспективной выглядит идея создания конвергентной системы обмена сообщениями. При этом могут передаваться разные типы данных – голосовые сообщения, SMS, MMS, файлы, видеофрагменты. Такой сервис будет востребован как частными, так и корпоративными клиентами.

Довольно удачным решением, стимулирующим рост ARPU, является создание порталов, аккумулирующих различные сервисы. Главное отличие такого проекта – возможность персонифицированного доступа. Раз зарегистрировавшись и высказав свои предпочтения, в дальнейшем абонент получит настроенный именно под него контент сайта, таргетированную рекламу, доступ к интересующим его сервисам. Это могут быть средства общения (чаты, форумы), текстовая информация (новости, книги), потоковое аудио/видео (прямые видеотрансляции, мобильное радио). Через такой портал пользователь сможет оплатить различные услуги, приобрести билеты и запросить любую необходимую информацию. Подобные решения уже успешно используются в мире, и появление крупных «центров мобильной жизни» - не за горами.