Разделы

Цифровизация Внедрения

Семь "секретов" успеха на пути изменений в ИТ

Переход к современным моделям предоставления ИТ-услуг и внедрение информационной системы управления ИТ - дело непростое и "хлопотное". Как обеспечить успех проекта, как выбрать оптимальный путь, как оценить полученный результат? Об этом мы беседуем с экспертом центра исследований "Итилиум" Владимиром Павловым.

CNews: Владимир, скажите, почему так много провальных проектов реформирования ИТ на предприятиях на основе сервисной модели, и что делать с этим, можно ли исправить ситуацию?

Владимир Павлов: Если говорить об ITIL, общепринятой модели управления ИТ-услугами, легко заметить, что все трудности таких проектов, как правило, лежат совершенно не в технической области. Проект внедрения системы — это, прежде всего, проведение изменений. Изменения всегда затрагивают интересы людей. Причем, это не только ИТ-специалисты, но и пользователи, подразделения с которыми взаимодействует ИТ-службы, реализуя поддержку основных бизнес-функций предприятия. Люди часто не любят изменения, меняющее привычное положение вещей.

Владимир Павлов: Мы считаем проект успешным, если удалось изменить самое главное – поведение людей
Владимир Павлов: Мы считаем проект успешным, если удалось изменить самое главное — поведение людей

Мы как производители самой массовой в России системы service desk "Итилиум" собрали большую статистику. Успех сопутствует тому, кто, прежде всего, умеет справиться с "человеческими" и организационными проблемами. Какой главный критерий успешности проектов ITSM? Мы считаем проект успешным, если удалось изменить не столько мышление сотрудников, организационную структуру и используемые инструменты, а самое главное — поведение людей. Только новый взгляд на ИТ-услуги и изменения поведения говорит о том, что что-то получилось, проект успешен, и мы имеем возможность сделать изменения необратимыми, перейти к новой модели управления.

Нам удалось составить набор довольно простых рекомендаций, следуя которым проект даже в достаточно сложной ситуации можно сделать успешным.

CNews: Вы нашли некую панацею, решающую все проблемы?

Владимир Павлов: Да, но только это не "чудесная вещь", а скорее путь договоренностей и согласия. Конечно, невозможно решить все вопросы, но многие.

CNews: Вы несколько расширили область стандартного ITSM проекта?

Владимир Павлов: Вот именно! С техническими проблемами прекрасно справляется система "Итилиум", есть знание ITIL, есть методика типового экспресс-внедрения, проектный опыт и ко всему этому, что, безусловно, важно, - есть "алгоритм", решающий все остальное — проблемы, которые часто называют "человеческим фактором"!

CNews: И что, даже проблемы с отсутствием бюджета на проект?

Владимир Павлов: Конечно, более того, это в первую очередь! Ведь бюджет определяют люди.

CNews: Звучит интригующе. Разве есть ключ, который открывает все двери? Расскажите более подробно этом.

Владимир Павлов: Комплексный проект внедрения системы управления ИТ, базирующейся на методологии ITIL, или небольшой проект внедрения отдельных процессов и развертывания службы service desk (help desk) обычно разбивается на этапы, содержащие работы методологического, технологического и организационного характера. Важным фактором успешности консалтинга является обучение, включенное в проект. И это, пожалуй, единственная активность, обращенная к интересам и эмоциям людей, которые участвуют в изменениях. Любой проект — это инновационная деятельность, а внедрение подходов ITSM - это изменение не только на уровне методологии и технологии, но и на уровне привычных понятий и нашей ментальности. Мы часто слышим: "Зачем нам "чужое", тревожное для нас слово "инцидент", связанное в нашем сознании с аварией и катастрофой. Есть простое слово "заявка". Принятие любым человеком изменения требует не только аналитического, но и эмоционального подхода. Именно поэтому оно почти всегда воспринимается как масштабное.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

Суть подхода, его основная философия, очень проста и описана в литературе по бизнесу (например, в книге John P. Kotter, Dan S. Cohen "The Heart of Change"), но крайне редко применяется на практике в области ИТ-проектов.

Практически во всех случаях изменений существует последовательность из семи этапов. Исключение любого из них, переход на следующий без решения задач предыдущего - может свести на "нет" все потраченные усилия!

Любые значительные изменения в организации обречены на провал, если используют только административные меры. На первом этапе проект надо "вкусно продать" как руководству компании, так и ИТ-сотрудникам. Ключевой момент на этом этапе — создать у всех ощущение, что что-то надо делать немедленно. Часто бывает, что такое ощущение есть или только у CIO, или у руководства, или у сотрудников. Надо придумать наглядный пример. Это упростит согласование бюджета у руководства и предотвратит внутренний саботаж.

Пример: на одном из предприятий мы совместно с ИТ-директором, после презентации проекта руководству, наглядно показали, как департаменты по-разному оценивают работу ИТ-подразделения, и почему так неравномерно в результате распределяются ИТ-затраты. Мы сделали два звонка пользователям по громкой связи от имени ИТ-департамента, и спросили директора, кому же в результате из этих двух пользователей будет оказан лучший сервис, а кто из них должен быть обслужен быстрее с точки зрения директора. Проект был согласован тут же. Мы записали этот пример, и показали его сотрудникам ИТ-службы. И что же? Многие были шокированы, и споры "надо ли нам работать через service desk" угасли раз и навсегда.

Взаимный спрос: как рост медтеха в России формирует приток ИТ-специалистов в отрасль
Маркет

Итак, ощущение необходимости немедленных перемен откроет дверь проекту, определит акценты, поможет определить его виденье.

На втором этапе важно понять, кто же будет его "двигателем". В команду проекта должны войти ключевые пользователи и заказчики, ключевые сотрудники ИТ-департамента. Стоит потратить время, чтобы каждый из участников четко почувствовал, причем именно почувствовал, важность своей роли. Если вы не вызвали энтузиазма у этих людей, срочно устраивайте "мозговой штурм", проводите консультации или уточняйте состав проекта.

На третьем этапе главное определить виденье проекта. Стратегии ИТ-сервисов уделяется огромное внимание в новой, третьей версии библиотеки ITIL. Видению, или сервис-стратегии посвящены и многие публикации центра исследований "Итилиум". Можно сказать одно: чем короче и проще само виденье, чем оно понятнее, тем полезнее для проекта в целом. Нам встречались блестящие формулировки даже из двух слов!