Разделы

Телеком Аутсорсинг Инфраструктура

Денис Свердлов: Голосовая связь может стать бесплатной

В создание инфраструктуры сетей мобильной передачи данных российская компания "Скартел" (торговая марка Yota) инвестирует 0,5 млрд долл. О том, какая стратегия стоит за столь масштабным проектом, в интервью CNews рассказал Денис Свердлов, генеральный директор компании.

CNews: Сейчас вы отстаете от планов развертывания сети Yota, объявленных ранее. С чем это связано и каковы планы полного покрытия Москвы и области сегодня?

Денис Свердлов: Вообще говоря, сделав 2-го сентября анонс наших планов, я нарушил свой персональный базовый принцип: никогда ничего не обещать. Мы оперируем долгосрочными стратегиями. У нас нет краткосрочных задач, как например, достигнуть какого-то определенного объема абонентов к определенному сроку. Мы инвестируем в этот проект огромные деньги – суммарно это уже порядка 500 млн долл.: 300 млн в прошлом году и уже утверждено 170 млн инвестиций в нынешнем. Кстати, была официально опубликована информация, что МТС планирует инвестировать в развитие сетей 3G по всей стране 350 млн долл. Получается, что наши цифры сопоставимы с показателями "большой тройки". При таких серьезных вложениях очевидно, что нужно ориентироваться на долгосрочную стратегию. Хотя, вообще-то говоря, по количеству абонентов, которое мы, к сожалению, не имеем права озвучивать, мы опережаем наши ожидания. Повторюсь, что мы сначала делаем, а потом говорим о достигнутом. Но, тем не менее, от нас ждут, конечно, некоторых прогнозов, поэтому скажу, что сейчас у нас есть тактическая задача – обеспечить очень хорошее покрытие в Москве к июню.


Денис Свердлов: В этом году в России появятся новые модели телефонов и ноутбуков от разных производителей со встроенными WiMAX-модулями

Наверное, важны причины того, почему мы не выполнили планов по прошлому году. Их две. Первая причина связана с тем, что мы как раз находились в процессе получения первых результатов, и у нас были завышенные ожидания относительно сроков. Вторая причина непосредственно связана с процедурой прокладки транспортной сети связи по Москве. У нас уже достаточно базовых станций для полного покрытия города. В Москве - в большей степени, в Петербурге – в меньшей. Но вопрос упирается в транспортную сеть. Радиотехнологии уже позволяют добиваться очень высоких скоростей. Но проблема в том, что инфраструктура сотовых операторов по всему миру сделана на радиорелейных каналах. У них пропускные способности очень низкие – в среднем 3 - 4 Мбит/с на базовую станцию. А для 4G надо как минимум гигабитный канал к каждой базовой станции подвести. Чтобы создать сеть четвертого поколения, нужна абсолютно новая транспортная сеть.

Мы сделали в Москве два кольца транспортной сети по технологии DWDM, с возможностью получать текущую скорость 180 Гбит/c, а можем поднять ее до 720 Гбит/c. Для этого нужно установить дополнительное оборудование.

CNews: Вы сказали, что вас никто не подгоняет. Пусть не торопит инвестор, но разве не подгоняет время?

Денис Свердлов: Конечно, нельзя сказать, что нам вообще некуда торопиться. У нас есть планы, и мы должны их выполнять. Я имею в виду, прежде всего, то, что перед нами стоят не тактические задачи. У нас гораздо большие сроки и размеры инвестиций. Хотя, время, безусловно, подгоняет. Людям в принципе все равно, как называется технология - 3G, 4G, W-CDMA или WiMAX. Им нужно, чтобы услуга была доступна, чтобы все работало, и устройства были в продаже. Если эти факторы в наличии, спрос будет.

CNews: Продление срока бесплатного использования сервиса на несколько месяцев связано с задержками по разворачиванию сети или это маркетинговая стратегия?

Денис Свердлов: Юридически мы имеем право начинать оказывать услуги с 1 апреля, что, собственно, мы и будем делать. С 1 апреля мы начали оказывать услуги за деньги юридическим лицам. Но продление срока бесплатного использования связано с тем, что что у нас немножко отодвинулся срок по выпуску ноутбуков с модулем Mobile WiMAX.

CNews: Планируется ли снижение цен на сервисы с увеличением числа пользователей?

Денис Свердлов: Это вопрос правильного баланса. Я ясно понимаю, что пока мы организационно не готовы обслуживать огромное количество абонентов. Поэтому для нас цена – это способ управления процессом. Естественно, мы будем следить за рынком и реагировать на изменения.

CNews: Сейчас сервис поддерживает только одна модель телефона и один ноутбук со встроенным модулем WiMAX. Какие планы по анонсам новых устройств?

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Денис Свердлов: Мы пытаемся создать сбалансированное предложение терминалов и выделяем 4 класса устройств. Первый - это мобильные телефоны. Второй класс - средства коллективного доступа - когда одно устройство через Wi-Fi или Ethernet дает возможность пользоваться доступом не одному человеку, а многим. Третий класс - ноутбуки со встроенными WiMAX-модулями. И четвертый – USB-модемы.

В этом году в России появятся новые модели телефонов и ноутбуков от разных производителей со встроенными WiMAX-модулями. Пусть потребитель выбирает сам.

CNews: Операторы WiMAX будут конкурировать только между собой или им придется противостоять "большой тройке" с ее 3G?

Денис Свердлов: Это сложный вопрос, он зависит от массы факторов. И не от технологий, а скорее от маркетинговой политики компаний. Надо рассмотреть два аспекта. Первый – конкуренция между самими операторами мобильного WiMAX. Второй – конкуренция с другими операторами мобильной связи. Что касается операторов WiMAX, то мы очень рады, что, например, "Комстар" развивает этот стандарт, потому как это будет положительно влиять на рынок устройств и технологий, подталкивать его вперед. В качестве противоположного примера можно привести ситуацию с оператором CDMA. В силу того, что этот стандарт не получил массового распространения в мире, рынок устройств очень ограничен. Поэтому они такие дорогие, да и предложение невелико. С WiMAX уже абсолютно другая история - его поддерживают многие производители, в том числе и такой гигант, как Intel. Другой крупный вендор в этой области – Samsung, которому, если не ошибаюсь, принадлежит 34% российского рынка мобильных устройств.

Если говорить о позиционировании - мы сосредоточены на технологии Mobile WiMAX, у нас нет других направлений или видов деятельности, многочисленных "сестер" и "дочек", которые могут создавать внутреннюю конкуренцию. В этом смысле у нас руки развязаны, потому что нет других технологий, мы все силы и ресурсы вкладываем только в развитие и укрупнение. Мы строим сеть в пяти городах – Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Сочи и Краснодаре.