Разделы

Цифровизация Инфраструктура ИТ в госсекторе Свободное ПО

ПО в школах. Что делать дальше?

Прошла половина срока, выделенного государством на подготовку школ к переходу на свободное ПО. Именно сейчас широкого обсуждения требуют несколько вопросов, от ответов на которые во многом зависит успех проекта. Каким должен быть выбор между СПО и проприетарным ПО и как совместить эти разные продукты в рамках одной системы в переходный период? Как ответственным ведомствам добиться эффективности и избежать обвинений в коррупции? Нужно ли сделать школьный проект по внедрению СПО одним из локомотивов, стимулирующих развитие инновационных разработок в отечественных ИТ-компаниях?

Возьмем, например, ту же свежую историю с рассылкой обновлений к ранее установленному в школах ПО. С одной стороны, по мнению сторонников СПО рассылку дистрибутивов свободных программ стала довеском к обновлениям проприетарного ПО. Было принято решение даже не дожидаться обновлений программ. Поспешность при исполнении работ сторонней компанией-исполнителем и вовсе привела к дискредитации проекта. Внесенные без согласования с разработчиками изменения в их дистрибутивы привели к тому, что часть дисков пакета СПО оказалась неработоспособной. В результате учителя почти 60 тысяч школ страны остались один на один с незнакомым им, неработающим и формально неподдерживаемым программным продуктом. Кроме технической ошибки исполнителя рассылки вредит делу и его попытка ложной интерпретации этой ошибки. Заключение экспертизы показало, что утверждение исполнителя о том, что "ошибка не нарушила целостности дистрибутивов", переданных ему и что "возможно произвести установку вышеуказанных дистрибутивов на компьютер с предустановленной операционной системой" не соответствует действительности. Проверка установила, что ни с одного из этих дисков установка ПО на компьютер невозможна. Разработчики сетуют на то, что из-за халатности посредника снижается доверие учителей к самим свободным программам.

С другой стороны, легко поставить себя на место человека, принимающего решение о рассылке, в двери кабинета которого регулярно входят самые разные проверяющие. Как объяснить им, что СПО не может рассылаться вместе с проприетарными программами потому, что это понижает его статус? Для проверяющих и многочисленных критиков это слишком тонкая для понимания материя. А экономия (за счет общей рассылки) государственных средств – беспроигрышный в текущих условиях вариант. Ведь ошибку рассылки брака исполнитель исправит за свой счет.

Теория заговора

Гадая о причинах низкого интереса властей к теме СПО в школах, помимо прочего, наблюдатели строят и теории заговора. Так, причиной саботажа внедрения свободных программ открыто обвиняются поставщики проприетраного ПО и, прежде всего, та же американская Microsoft. Поставщик ОС Windows и пакета MS Office уже имеет на своем счету победу в аналогичной войне с СПО в Китае. Тогда, большими скидками корпорации удалось убедить власти этой страны отказаться от собственных разработок свободных программ. После заключения соглашения председатель правительства Китая как добрый друг посещал дом главы Microsoft в США. Есть ли какая-то подковерная борьба в этом вопросе в сегодняшней России? Конечно, как мы упоминали выше, Microsoft предпринимает большие усилия по сохранению позиций своих продуктов на компьютерах школьников, но настолько ли велики ее возможности?


Пробуксовка проекта по внедрению СПО в школах – итог действия сразу нескольких противодействующих факторов

Скорее всего, пробуксовка проекта по внедрению СПО в школах – итог действия сразу нескольких противодействующих факторов. Прямой или косвенной победой для поставщиков проприетарных программ в школы уже стало произошедшее снижение статуса внедрения СПО. Из одной из важнейших составляющих нацпроекта "Образование" СПО превратилось в бесплатное приложение к обновлениям платных программ без информационной и технической поддержки. Рассылка дисков СПО в коробках "Первой помощи" вместе с проприетарным ПО принижает в глазах учителей значение проекта СПО. Свободным программам тоже нужен маркетинг. Важно ли это? Да, если мы хотим убедить учителей в том, что переход на СПО это всерьез и надолго и сформировать лояльность в их среде. Да, если мы относимся к СПО как к важному социальному проекту, способному сократить расходы государства на выплаты иностранным компаниям. Да, если мы рассматриваем СПО как инновационное направление, в котором отечественные ИТ-компании могли бы создать конкурентоспособные продукты и экспертизу на глобальном рынке.

Что делать?

Но, очевидно, что вечно пенять на "злые силы" контрпродуктивно. Возможность сделать все по уму еще не упущена. Все что нужно, это контроль выполнения конкретных мер. Задачей для поставщиков проприетарного ПО является сохранение их продуктов в системе школьного образования. Очевидно, что больших денег за лицензии они не получают и главное для них – сформировать будущих потребителей. Программу действий Microsoft мы рассмотрели выше: основная задача – сохранить все как есть. В переменах заинтересованы поставщики СПО, предлагающие список конкретных шагов.

Во-первых, по их мнению, уже в 2009 году необходимо обеспечить школы комплектом СПО с дополнительным функционалом. Именно для учета всех потребностей школ и проводились пилотные внедрения в трех регионах. Полученный опыт был учтен разработчиками при обновлении ПО, но с рассылкой по школам России ушли старые комплекты. Такие обновления школам будут необходимы и впредь, так как в комплект СПО входит далеко не только операционная система, но и многочисленные прикладные программы, эволюцию которых никто остановить не может.

Во-вторых, помимо разработки комплектов дистрибутивов и создания репозитория, разработчики считают необходимым создать под свободной лицензией и на свободной платформе автоматизированную систему комплексной технической и методической поддержки. Это решение, по их словам, должно включать средства создания интернет-портала проекта, систему регистрации обращений в службу поддержки, форум, систему дистанционного обучения. Свободная лицензия всех компонентов важна для разворачивания системы в окружных центрах поддержки и, в перспективе, в регионах.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Отметим, что для развития СПО в школах эта мера, вероятно, действительно очень значима, но самим учителям нужен единый, но распределенный, доходящий до регионального уровня, сервис поддержки. Это объективно удобнее. Нетривиальным, но эффективным шагом мог бы стать перевод на свободную лицензию программного обеспечения системы поддержки не только СПО, но и проприетарных продуктов. В данном случае софт для поддержки можно будет бесплатно тиражировать по регионам. Это может привести к заметному сокращению затрат и к повышению статуса самого СПО.

В-третьих, нужно действительно "дойти до учителя". В связи с этим необходимо создание максимально децентрализованной системы внедрения и поддержки с центрами в федеральных округах и консультантами во всех регионах России.

В-четвертых, все курсы и электронные модули, разрабатываемые в рамках проекта, должны распространяться под свободной лицензией и быть опубликованы на сайте проекта сразу после принятия заказчиком. Кроме того, доступ к электронным обучающим материалам должен быть обеспечен из комплекта программ СПО. Требование, на которое сложно возразить.

В итоге, говорят разработчики СПО, свободными должны быть и документация, и курсы, а также компоненты инфраструктуры поддержки и дистанционного обучения, что обеспечит возможность быстрого и дешевого развертывания этой системы в регионах и независимость от поставщиков.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Выполнение этих предложений приведет к созданию сообщества "идейных" разработчиков СПО и активных учителей. Первые уже доказали, что искренне заинтересованы в успехе проекта. О позитивной реакции на СПО учителей можно судить на основе опыта тех же пилотных внедрений в трех регионах. Есть все предпосылки к тому, что именно союз этих двух сил способен обеспечить необходимый взрывной эффект. А такой эффект необходим, так как прошла уже половина срока, отведенного на подготовку школ к окончанию финансирования лицензий проприетарного ПО.

Наверное, участники процесса так и продолжали бы дискутировать, если бы не воля к переходу на СПО, обозначенная два года назад Дмитрием Медведевым. Похоже, что внести ясность в то, состоится ли глобальный переезд школ на свободные программы, может только президент. Однозначность ответа на этот вопрос сразу же даст ответы на все остальные.

Максим Казак