Лидером исследования, как и в прошлом году, оказался «МегаФон», который готов предоставить под нужды клиентов 4 тыс. стойко-мест. Столь высокого показателя оператору удалось добиться за счет того, что ему принадлежит крупнейшая в России региональная сеть дата-центров из 18 площадок, при этом только один ЦОД расположен в столице (бывший дата-центр «Синтерры», расположенный на Мичуринском проспекте). ЦОД в Самаре, запущенный в 2010 г., является крупнейшим дата-центром «МегаФона» и единственным, который прошел сертификацию по стандарту TIER III. Он рассчитан на более чем 700 стоек и по этому показателю в полтора-два раза уступает крупнейшим дата-центрам Москвы (Nord DataLine, «ТрастИнфо», DataSpace1).
Реальное использование мощностей сильно отличается от потенциальных возможностей провайдеров. Например, «МегаФон» пока не определился, каким образом использовать существующую инфраструктуру, загруженность дата-центров составляет только 32% (или 1280 стоек). Статистика по использованию площадей IBS DataFort отсутствует, но можно предположить, что их загрузка так же не очень велика, так как в последнее время компания была мало заметна на рынке, а головная организация – группа компаний IBS переживает этап болезненных преобразований.
Лидерами рынка по числу реально используемых серверных стоек являются DataLine (2111 стоек) и «Селектел» (1346), далее следуют «МегаФон» (1280), «ТрастИнфо»/Ай-Теко (1200), «Стек Телеком» (905). Большинство операторов ЦОД, участвовавших в исследовании, используют возможности своих площадок на 80% и более.
Лучший показатель по обеспечению дата-центров электроэнергией с отрывом от других продемонстрировали DataLine (18,2 МВт) и Linxdatacenter (17 МВт). За ними следует трио, куда входят «Селектел» (12,8 МВт), «Крок» (11 МВт) и «Стек Телеком» (11 МВт).
№ | Название компании | Совокупная подведенная мощность ко всем ЦОД, мВт | Совокупная мощность размещенного ИТ-оборудования во всех ЦОД, мВт | Потребности ИТ-оборудования по отношению к подведенной мощности | Количество стойко-мест | Количество ЦОД |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | DataLine | 18.2 | 6.4 | 35% | 1 791 | 2 |
2 | Linxdatacenter | 17 | н/д | н/д | 893 | 2 |
3 | Селектел | 12.8 | н/д | н/д | 1 346 | 6 |
4-5 | Крок | 11 | 4.2 | 38% | 1 000 | 3 |
4-5 | Стек Телеком | 11 | 2.4 | 22% | 1 050 | 2 |
6 | DataSpace | 9.5 | н/д | н/д | 1 000 | 1 |
7 | Электронная Москва | 8.2 | н/д | н/д | 730 | 2 |
8-9 | Ай-Теко (ТрастИнфо) | 8 | 6 | 75% | 1 200 | 5 |
8-9 | Бизнес Система Телехаус | 8 | н/д | н/д | 150 | 1 |
10 | ММТС-9 | 7.72 | н/д | н/д | 1 050 | 1 |
Большинство участников рейтинга предпочитают не афишировать свои результаты по выручке. Из тех, кто разглашает финансовую информацию, лучший показатель у компании «ТрастИнфо», которая в 2012 г. заработали на услугах ЦОД 1258 млн руб, продемонстрировав рост к предыдущему году 62%. Оператор столичного узла связи ММТС-9, который размещает у себя оборудование операторов связи, зафиксировал выручку в 717 млн руб. Провайдеру «Селектел» услуги ЦОД принесли 697 млн руб. Самые высокие темпы роста зафиксированы у «Крок», который увеличил оборот на 172% до 635 млн руб. Сопоставимую динамику (163%)продемонстрировал дата-центра казанского «ИТ-парка», но масштабы его деятельности гораздо скромнее – выручка составила 83 млн руб.
Название компании | Количество стойко-мест | Количество ЦОД | Выручка от услуг ЦОД в 2012 г., в тыс. руб. с НДС | Выручка от услуг ЦОД в 2011 г., в тыс. руб. с НДС | Рост выручки 2012/2011, в % |
---|---|---|---|---|---|
ТрастИнфо (Ай-Теко) | 1 200 | 5 | 1 258 335 | 777 775 | 62% |
ММТС-9 | 1 050 | 1 | 716 990 | 633 078 | 13% |
Селектел | 1 346 | 6 | 696 700 | 515 400 | 35% |
Крок | 1 000 | 3 | 635 450 | 234 025 | 172% |
Demos Internet | 330 | 3 | 120 000 | 115 000 | 4% |
ИТ-парк | 311 | 1 | 83 229 | 31 660 | 163% |
Inoventica | 60 | 1 | 70 700 | 61 671 | 15% |
CitySystems | 80 | 1 | 30 000 | 0 | н/д |
3data | 37 | 2 | 3 500 | 2 500 | 40% |
Большими региональными сетями в России могут похвастаться только два провайдера услуг дата-центров – «МегаФон» (18 площадок) и «Ростелеком» (13 ЦОД). Значительно позади них располагается «Селектел», который владеет шестью площадками в Санкт-Петербурге, Ленинградской области и московском регионе. По четыре дата-центра у «ТрастИнфо», IBS DataFort, «ВымпелКома», по три – у «Крок», Demos Internet, e-Style Telecom. Остальные компании располагают одной или двумя площадками.
В географическом распределении наблюдается значительный перекос в пользу московского региона – здесь находятся 61% площадок. Следующими по популярности местами для размещения дата-центров являются Санкт-Петербург и Ленинградская область (12%). Среди региональных центров можно отметить Казань и Новосибирск – по 3%.
Распределение площадок по регионам
Источник: CNews Analytics
В будущем структура распределения дата-центров по регионам будет меняться. «На наш взгляд перспективы в развитии региональных ЦОД, конечно же, есть. Достаточно посмотреть на темпы роста интернет трафика в те же регионы. Что касается сдерживающего фактора, то, наверное, основной из таких факторов это менталитет региональных потребителей наших услуг. Общая техническая культура. Пока в голове людей сидит представление, что сервер может работать и в «кладовке». Приходится людям доказывать и показывать, что высокий уровень ИТ-культуры в компаниях и госсекторе это залог успеха в работе», – комментирует директор по развитию воронежской компании «ДатаПорт» Андрей Колин.